Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 августа 2005 г. N 5735/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Киреева Ю.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Финогенова В.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по городу Москве о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2004 по делу N А40-32267/04-90-373 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.02.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по городу Москве - Виноградова М.М., Гренова М.Г., Елина Н.В., Чернов П.В.;
от общества с ограниченной ответственностью "Энерджайзер" - Треплин С.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Финогенова В.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Энерджайзер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными содержащегося в письме от 19.05.2004 N 8962 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Центральному административному округу города Москвы (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по городу Москве; далее - налоговая инспекция) об отказе в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и бездействия налоговой инспекции по заявлению общества о зачете излишне уплаченных страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также о ее обязании произвести зачет излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2004 заявленные требования удовлетворены.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 18.02.2005 решение оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановления суда кассационной инстанций налоговая инспекция просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение единообразия судебной практики.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта по следующим основаниям.
Территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и обществом была проведена сверка расчетов по уплате страховых взносов по состоянию на 01.01.2001. Акты сверки от 29.01.2001 и 31.01.2001 содержат данные о том, что по лицевому счету общества числятся переплаты: 112 300 рублей Пенсионному фонду Российской Федерации и 176 870 рублей Фонду социального страхования Российской Федерации.
Общество 13.01.2004 обратилось в налоговую инспекцию с заявлениями, в которых просило произвести зачет указанных сумм в счет предстоящих платежей.
В письме от 19.05.2004 N 8962 налоговая инспекция сообщила обществу об отказе в зачете излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, сославшись на нарушение им установленного пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетнего срока подачи заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога.
Заявление общества о зачете излишне уплаченных страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации налоговая инспекция оставила без ответа.
Общество, считая, что решение налоговой инспекции от 19.05.2004 N 8962 и ее бездействие нарушают его право на своевременный зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня ее уплаты, а срок подачи заявления о ее зачете в счет предстоящих платежей не установлен.
Оставляя решение суда без изменения, суд кассационной инстанции руководствовался также положениями, изложенными в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, и сделал вывод, что трехлетний срок обществом не пропущен, так как о нарушении своего права оно узнало из актов сверки, составленных 29.01.2001 и 31.01.2001, ранее общество не могло определить наличие у него переплаты.
С выводами судов нельзя согласиться.
В соответствии с пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно пунктам 4 и 5 названной статьи Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. В определенных случаях налоговые органы вправе производить зачет излишне уплаченной суммы налога самостоятельно.
Следовательно, как возврат, так и зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляются налоговым органом по заявлению налогоплательщика.
Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, подлежащих уплате.
Возврат излишне уплаченного налога заключается в изьятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней.
По своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.
Ссылка суда кассационной инстанции на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определениии от 21.06.2001 N 173-О, является необоснованной. В названном определении имеется в виду применение общих правил исчисления срока исковой давности при рассмотрении исков о возврате из бюджета переплаченной суммы налога, а в данном случае предметом заявленных требований является оспаривание в суде законности ненормативного акта налоговой инспекции и ее бездействие.
Уплата страховых взносов в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, вследствие чего и образовалась переплата, производилась самим обществом до той даты, по состоянию на которую были составлены акты сверки, то есть до 01.01.2001.
Следовательно, по состоянию на 01.01.2004 три года истекли и обществом пропущен срок обращения для зачета страховых взносов, поскольку заявления на производство зачета поданы обществом в налоговую инспекцию 13.01.2004.
Таким образом, у судов первой и кассационной инстанций отсутствовали правовые основания для признания незаконными решения налоговой инспекции об отказе в зачете излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и ее бездействия в отношении излишне уплаченных страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил - решение суда первой инстанции от 15.11.2004 по делу N А40-32267/04-90-373 Арбитражного суда города Москвы и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.02.2005 по тому же делу отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Энерджайзер" в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными содержащегося в письме от 19.05.2004 N 8962 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Центральному административному округу города Москвы об отказе в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и бездействия налоговой инспекции по заявлению общества о зачете излишне уплаченных страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также о ее обязании произвести зачет излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей отказать.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ не согласился с выводом судов о том, срок подачи налогоплательщиком заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей не установлен.
Подчеркивается, что по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика. Поскольку в соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, следовательно, и заявление о зачете излишне уплаченной суммы может быть подано в течение указанного срока.
Таким образом, налоговый орган обоснованно отказал в проведении зачета излишне уплаченных сумм, поскольку к моменту подачи соответствующего заявления три года истекли.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 августа 2005 г. N 5735/05
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2006 г., N 1