Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.К. Ващука вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Гражданин В.К. Ващук в своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации и Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" положение абзаца второго подпункта "а" пункта 9 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), принятого во исполнение предписания названного Закона.
Как следует из представленных материалов, с 1976 по 1994 годы В.К. Ващук проходил военную службу, занимая, в частности, должности заместителя командира батальона по политической части, заместителя командира дивизиона по политической части, пропагандиста политического отдела. В 1992 году он был переведен (по утверждению заявителя - в связи с организационно-штатными мероприятиями) на должность офицера по правовой работе авиационного полка, которую занимал до 26 августа 1994 года, после чего по 9 ноября 1994 года находился в распоряжении командира воинской части 23485 и приказом Командующего ПВО от 3 ноября 1994 года в связи с организационно-штатными мероприятиями был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в звании "майор". Пенсия за выслугу лет ему назначена исходя из денежного довольствия по последней штатной должности, однако он считает, что ее размер должен исчисляться из более высокого денежного довольствия, получаемого за службу в должностях, занимаемых им до перевода в 1992 году. Отказы военнокомата Калужской области и Министерства обороны Российской Федерации в таком перерасчете на основании пунктов 8 и 9 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 В.К. Ващук обжаловал в Калужский районный суд, который решением от 6 мая 2004 года в удовлетворении его требований отказал. Определениями судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 21 июня 2004 года и судьи Калужского областного суда от 12 августа 2004 года данное решение оставлено без изменения.
По мнению заявителя, положение абзаца второго подпункта "а" пункта 9 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 о том, что офицерам в званиях не ниже подполковника, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода, нарушает его права и свободы, закрепленные в статьях 1, 2, 4, 7, 10, 15, 17, 18, 19, 24, 39, 45, 46, 55, 114 ("в", "е", "ж"), 115, 120 и 123 Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия жалобы гражданина В.К. Ващука к рассмотрению.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Таким законом в настоящее время является, в частности, Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.
Статья 43 названного Закона предусматривает, что пенсии военнослужащим, назначаемым по его нормам, исчисляются из оклада по должности, воинскому или специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного предписания Советом Министров - Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 года принято постановление N 941, пунктами 8 и 9 которого установлено, что все составляющие денежного довольствия, исходя из специфики военной службы, учитываются на дату увольнения военнослужащего, так как к этому моменту оно обычно достигает максимального размера, благодаря чему обеспечиваются и максимальные размеры пенсий.
Установление абзацем вторым подпункта "а" пункта 9 названного постановления в качестве льготы возможности исчисления пенсий офицерам в званиях не ниже подполковника, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода, а также дифференциация учета денежного довольствия в зависимости от воинского звания само по себе не может рассматриваться как нарушение предписания статьи 39 (часть 2), а также других упомянутых в жалобе статей Конституции Российской Федерации и прав заявителя.
Норма о том, что лицам офицерского состава в званиях полковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим ко дню перевода право на пенсию за выслугу лет, при увольнении с действительной военной службы пенсии исчисляются из оклада по штатной должности, которую они занимали до перевода, если он выше оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию на день увольнения и процентной надбавки за выслугу лет на должностях офицерского состава, исчисленной из этих окладов, была установлена постановлением Совета Министров СССР от 24 июля 1990 года N 725 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям", принятым во исполнение Закона СССР от 28 апреля 1990 года "О пенсионном обеспечении военнослужащих". Правительство Российской Федерации, сохранив эту льготу, предоставило ее военнослужащим в звании "подполковник" и выше, учитывая более высокий уровень ответственности, характер и содержание должностных обязанностей названной категории военнослужащих, отражающих уровень образования, квалификации, заслуги, условия прохождения военной службы в иерархической системе Вооруженных Сил Российской Федерации, в пределах законодательных предписаний (статья 114, пункты "д", "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).
Заявитель, утверждая, что указанная льгота должна распространяться на всех офицеров независимо от воинских званий, фактически ставит вопрос о внесении изменений в действующее законодательство, что не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ващука Викторо# Кононовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Судья-секретарь |
Ю.М. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 12 июля 2005 г. N 311-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ващука Виктора Кононовича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым подпункта "а" пункта 9 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был