Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 9 сентября 2005 г. N 03-11-04/2/75
Вопрос: Подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ в редакции Закона N 101-ФЗ законодательно определено, что в розничной торговле стоимость оплаченных поставщику товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, будет учитываться в расходах для исчисления единого налога по мере их реализации.
Однако осуществить подобный учет в розничной торговле практически невозможно.
В розничной торговле товары учитываются по продажным ценам, включающим торговую надбавку, а не по покупным. Количественно-суммовой учет в рознице не предусмотрен никакими нормативными документами, и его невозможно осуществить в связи с тем, что при наличных расчетах с покупателями возникает лишь один учетный первичный документ - это чек контрольно-кассовой техники, в котором информация о товаре указана в ограниченном виде (как правило, стоимость проданных товаров). В чеках, выдаваемых покупателям в большинстве розничных торговых предприятий, обычно не указаны на наименование проданного товара, ни его количество, ни цена розничная, ни цена покупная, ни тем более поставщик товара и состояние с ним расчетов (оплачен товар или нет).
Даже в супермаркетах, где учет продажи товаров осуществляется с помощью штрихкода, выполнить это условие невозможно из-за отсутствия в штрихкоде информации о покупной цене, поставщике товара и состоянии с ним расчетов.
В новой редакции статьи 346.17 НК РФ (подпункт 2 пункта 2) налогоплательщику также предложено для целей налогообложения использовать один из следующих методов оценки покупных товаров: ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости или стоимости единицы товара.
Эта запись противоречит как логике бухгалтерского учета, так и Положению по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов ПБУ 5/01, утвержденному приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. N 44н, в п. 16 которого установлено, что вышеназванные методы оценки покупных товаров применяется только при отпуске материалов и сырья в производстве с оговоркой "кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости". Это указание в ПБУ 5/01 основано на том, что в розничной торговле нельзя сравнивать продажную цену с покупной ценой, так как на одно и то же наименование товара от разных поставщиков могут быть установлены разные покупные цены, и при этом одному поставщику произведена оплата товара, другому - нет, либо товар оплачен частично.
Просим разъяснить, каким образом организации, осуществляющие розничную торговлю, на практике смогут реализовать с 1 января 2006 г. нормы, прописанные в измененной редакции статьи 346.17 (подпункт 2 пункта 2) НК РФ.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на ваше письмо от 29.08.2005 г. N 210/73 сообщает следующее.
Согласно п. 13 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 года N 44н, товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. В то же время организациям, осуществляющим розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).
На организации, учитывающие приобретенные товары по продажной стоимости, не распространяются положения п. 16 ПБУ 5/01 об оценке товаров: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).
Однако в налоговом учете организации, осуществляющие розничную торговлю, учитывают товары по стоимости их приобретения. Об этом указывается в статьях 268, 320 и 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Оценка товаров осуществляется по выбору налогоплательщика одним из перечисленных выше методов.
При этом организации, находящиеся на общем режиме налогообложения, согласно статье 320 Кодекса, не учитывают в составе расходов стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца.
Поскольку налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают доходы и расходы кассовым методом, поскольку товары у них признаются реализованными на дату поступления денежных средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества или неимущественных прав (п. 1 статьи 346.17 Кодекса).
Поэтому, в соответствии с изменениями, внесенными в статью 346.17 Кодекса п. 7 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", с 1 января 2006 года налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, обязаны учитывать расходы по приобретению товаров по мере их реализации, одним из приведенных выше способов.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 сентября 2005 г. N 03-11-04/2/75
Текст письма официально опубликован не был