Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 28 июля 2005 г. N 03-05-01-04/252
Вопрос: Федеральная налоговая служба в связи с обращением налоговых органов по г. Москве о правомерности приостановления права налогоплательщика на использование имущественного налогового вычета просит разъяснить следующее.
В соответствии со статьями 21, 56 и 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, является правом налогоплательщика.
Пунктом 2 статьи 56 Кодекса установлено, что налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.
В связи с тем, что с 01.01.2005 года налогоплательщикам предоставлено право выбора порядка реализации права пользования имущественным налоговым вычетом (в налоговой инспекции при подаче декларации или у налогового агента), физические лица, начавшие пользоваться указанным вычетом по доходам 2003 года и не полностью исчерпавшие его, обращаются в инспекции с заявлением о разрешении не предоставлять декларацию по налогу на доходы за 2004 год на предмет продолжения пользования вычетом, (т.е. фактически просят приостановить право пользования указанным вычетом), а реализовать свое право на использование данного вычета у налогового агента по доходам 2005 года и следующими за ним налоговыми периодами.
Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба просит сообщить мнение Минфина России по вопросу правомерности приостановления права налогоплательщика на использование имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ФНС России от 22.04.2005 N 01-2-02/445 о порядке применения положений об имущественном налоговом вычете и в целом поддерживает позицию ФНС России с учетом нижеследующего.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или долей в них. При этом имущественный налоговый вычет, предусмотренный статьей 220 Кодекса, неправомерно рассматривать как льготу по уплате налога на доходы физических лиц. В соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налоговые вычеты, в том числе предусмотренные статьей 220 Кодекса, являются элементом расчета налоговой базы.
В последнем абзаце подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса установлено, что если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования. Каких-либо ограничений касающихся налоговых периодов, на которые может быть перенесено использование остатка имущественного налогового вычета, статьей 220 Кодекса не установлено.
То есть, на последующие периоды переносится фактическое использование имущественного налогового вычета. Само право налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета в связи с приостановлением его использования не прекращается не прерывается.
Таким образом, налогоплательщик вправе не использовать имущественный налоговый вычет в каком-либо налоговом периоде, а затем вновь возобновить его использование в последующих налоговых периодах.
Директор Департамента |
М.А. Моторин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указано, что право налогоплательщика подоходного налога на получение имущественного налогового вычета в связи с приостановлением его использования не прекращается. Налогоплательщик вправе не использовать имущественный налоговый вычет в каком-либо налоговом периоде, а затем вновь возобновить его использование в последующих налоговых периодах.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 июля 2005 г. N 03-05-01-04/252
Текст письма официально опубликован не был