Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос УФНС России по г. Москве от 24.02.2005 N 19.07/11017 о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в связи со вступлением в силу Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенного между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь (далее - Соглашение), сообщает следующее.
Как следует из представленных материалов, налоговый резидент Республики Беларусь (ЗАО "Атлант"), заключивший договор хранения с российским налогоплательщиком, ввозит товар для ответственного хранения на складе, распложенном на территории Российской Федерации. В дальнейшем ввезенные товары реализуются с указанного склада по договорам купли-продажи, заключенным белорусским продавцом (ЗАО "Атлант"), не состоящим на учете в российских налоговых органах, с российским покупателем (ООО "Эдил Опт").
С 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение, неотъемлемой частью которого является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение).
В соответствии с Разделом I Положения для целей уплаты налога на добавленную стоимость по товарам, возимым с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, налоговая база определяется в случае приобретения товаров (за исключением продуктов переработки). Поскольку в случае ввоза товаров для хранения операция по приобретению товаров налогоплательщиком не осуществляется, соответственно нормы Соглашения и Положения в этом случае не применяются.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения статьи 147 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), местом реализации указанных товаров следует считать территорию Российской Федерации, в связи с чем нормы, предусмотренные Соглашением и Положением, не применяются. Применению подлежат нормы, предусмотренные Кодексом.
При реализации товаров, местом реализации которых является Российская Федерация, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, у российской организации-покупателя возникают обязанности налогового агента, предусмотренные статьей 161 Кодекса. При этом российская организация - налоговый агент обязана исчислить, удержать у белорусского налогоплательщика-продавца и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Заместитель руководителя |
М.П. Мокрецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь для целей уплаты НДС по ввозимым товарам налоговая база определяется в случае приобретения товаров. В случае ввоза товара для хранения нормы указанного Положения не применяются. Местом реализации указанных товаров считается территория РФ, поэтому применению подлежат нормы, предусмотренные НК РФ.
При реализации товаров на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах, у российской организации-покупателя возникают обязанности налогового агента. При этом российская организация - налоговый агент обязана исчислить, удержать у белорусского налогоплательщика-продавца и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС.
Письмо Федеральной налоговой службы от 11 августа 2005 г. N 03-4-03/1388/28 "О налоге на добавленную стоимость"
Текст письма опубликован в журнале "Московский бухгалтер", октябрь 2005 г., N 11