Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г. N 10-Г05-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ в составе: председательствующего Манохиной Г.В., судей В.Н. Соловьева и В.А. Емышевой рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Козловой Галины Александровны и Леушиной Риммы Васильевны о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими постановления правительства Кировской области от 14.03.2005 N 30/49 "Об утверждении Положения о порядке предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением работникам и пенсионерам учреждений образования Кировской области" и указанного в этом постановлении Положения о порядке предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением работникам и пенсионерам учреждений образования Кировской области по кассационной жалобе Леушиной Р.В. на решение Кировского областного суда от 05.05.2005.
Заслушав доклад судьи Верховного суда РФ Манохиной Г.В., объяснения представителей Леушиной Р.В. Осипцовой Ж.П. и Хмелькова С.Б., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда отменить в части и принять по делу новое решение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ установила.
14.03.2005 принято постановление правительства Кировской области N 30/49 "Об утверждении Положения о порядке предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением работникам и пенсионерам учреждений образования Кировской области", которым утвержден порядок предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением работникам и пенсионерам учреждений образования Кировской области.
Козлова Г.А. обратилась в Кировский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 2 постановления правительства Кировской области N 30/49 "Об утверждении Положения о порядке предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением работникам и пенсионерам учреждений образования Кировской области" и пункта 1.2 Положения о порядке предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением работникам и пенсионерам учреждений образования Кировской области, ссылаясь на то, что распространение действия оспариваемого постановления, установленное пунктом 2 (с 1 января 2005 г.), нарушает конституционный принцип действия нормативных правовых актов и нарушает ее права по внесению оплаты за жилье и коммунальные услуги за три месяца единовременно, тогда как неуплата указанных платежей связана с отсутствием названных нормативных правовых актов.
Кроме того, оспаривая пункт 1.2 Положения, заявитель указывает, что статьей 55 Закона РФ "Об образовании" и статьей 20.1 Закона Кировской области "Об образовании в Кировской области" предусмотрено предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогам и работникам учреждений образования, работающим или вышедшим на пенсию, в сельской местности и рабочих поселках. Названные правовые нормы не устанавливают нормирование предоставления бесплатного жилья, отопления и освещения, в связи с чем оспариваемые нормативные акты противоречат указанным законам.
Леушина Р.В. обратилась в Кировский областной суд с аналогичными требованиями, при этом ссылаясь на несоответствие оспариваемых законов положениям действующего федерального законодательства.
Заявления соединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Кировского областного суда от 05.05.2005 заявленные требования удовлетворены в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия пункта 2 постановления правительства Кировской области от 14.03.2005 N 30/49 "Об утверждении Положения о порядке предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением работникам и пенсионерам учреждений образования Кировской области" в части слов "и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г." и пункта 2.4 Положения о порядке предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением работникам и пенсионерам учреждений образования Кировской области. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
В кассационной жалобе Леушина Р.В. просит отменить решение Кировского областного суда от 05.05.2005 в части отказа в удовлетворении заявленных требований в связи с нарушением судом норм материального права и признать не соответствующими федеральному законодательству и недействующими пункт 1.2.1 в части слов "в пределах социальной нормы площади жилья", пункты 1.2.3 и 4.2 Положения о порядке предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением работникам и пенсионерам учреждений образования Кировской области, поскольку они ухудшают материальное положение заявителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ находит решение Кировского областного суда от 05.05.2005 подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими пункта 1.2.1 в части слов "в пределах социальной нормы жилой площади", пунктов 1.2.3 и 4.2 Положения о порядке предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением работникам и пенсионерам учреждений образования Кировской области, утвержденного постановлением правительства Кировской области от 14.03.2005 N 30/49, по следующим основаниям.
Согласно подпунктам "е", "к" статьи 72 и пунктам 2, 5 статьи 76 Конституции РФ, общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.
Пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" в редакции от 21.07.2005 N 100-ФЗ предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
Согласно оспариваемому пункту 1.2.1 названного Положения, работники образования и пенсионеры бесплатно пользуются предоставленной им жилой площадью в пределах социальной нормы площади жилья. При этом при определении нормативной площади жилого помещения применяется областной стандарт социальной нормы площади жилья, установленный Законом Кировской области от 01.07.2004 N 248-ЗО "Об установлении областного стандарта социальной нормы площади жилья в Кировской области".
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству пункта 1.2.1 оспариваемого закона, суд исходил из того, что названный пункт принят органами местного самоуправления в пределах предоставленных им законодательством полномочий, а именно пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", которым предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ, а также положениями Закона Кировской области от 11.02.2003 N 133-ЗО "Об образовании в Кировской области", которыми установлено, что размер, порядок и условия возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам устанавливаются ежегодно областным бюджетом и учитываются в межбюджетных отношениях.
Однако в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.
При этом статья 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что для перечисленных категорий работников льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставляются без каких-либо ограничений и норм. По нормам может предоставляться только жилое помещение. В связи с этим с выводами суда о том, что оспариваемое положение соответствует требованиям федерального законодательства, согласиться нельзя.
В соответствии с пунктом 1.2.3 оспариваемого Положения работники образования и пенсионеры бесплатно пользуются предоставленным им освещением в пределах нормативов потребления, определенных органами местного самоуправления.
Согласно статье 55 Закона РФ "Об образовании", педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, при этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, в связи с чем данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.
В пункте 4.2 оспариваемого Положения предусмотрено, что работники образования и пенсионеры обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Выплата компенсации осуществляется после фактической оплаты услуг при условии предоставления платежных документов.
Этот пункт Положения также противоречит положениям действующего федерального законодательства, в том числе статье 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Обязание граждан, являющихся работниками образования, и пенсионеров осуществлять оплату за жилое помещение и коммунальные услуги нарушает права и законные интересы указанной категории граждан, поскольку федеральное законодательство сохраняет для них предоставление льготы в натуральной форме.
Наделение законом субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на создание механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот работникам образования и пенсионерам.
При данных обстоятельствах дела Судебная коллегия по гражданским делам полагает необходимым отменить обжалуемое решение Кировского областного суда в части отказа в признании недействующими и противоречащими положениям федерального законодательства пункта 1.2.1 в части слов "в пределах социальной нормы площади жилья", пунктов 1.2.3 и 4.2 Положения о порядке предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением работникам и пенсионерам учреждений образования Кировской области в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Судебная коллегия полагает возможным принять в этой части новое решение об удовлетворении заявленных требований, поскольку по делу не требуется установления новых обстоятельств, имеющих значение для дела.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ определила:
решение Кировского областного суда от 05.05.2005 в части отказа в удовлетворении требований Леушиной Р.В. о признании недействующими пункта 1.2.1 в части слов "в пределах социальной нормы жилой площади", пунктов 1.2.3 и 4.2 Положения о порядке предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением работникам и пенсионерам учреждений образования Кировской области, утвержденного постановлением правительства Кировской области от 14.03.2005, отменить и принять в этой части новое решение.
Признать недействующими пункт 1.2.1 в части слов "в пределах социальной нормы жилой площади", пункты 1.2.3 и 4.2 Положения о порядке предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением работникам и пенсионерам учреждений образования Кировской области, утвержденного постановлением правительства Кировской области от 14.03.2005 N 30/49, с момента принятия.
В остальной части решение Кировского областного суда от 05.05.2005 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила решение суда нижестоящей инстанции в той части, в которой было отказано в удовлетворении требований о признании противоречащим федеральному законодательству нормативно-правового акта субъекта РФ в части, устанавливающей предельные нормы при реализации имеющейся у работников образования льготы по обеспечению бесплатным освещением и отоплением.
Поясняется, что в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" (в редакции от 21.07.2005 г.) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках, а также на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
Поскольку в силу ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения соответствующих изменений в нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, следовательно, необходимо применять тот порядок, который был установлен ЖК РСФСР. Статья 59 ЖК РСФСР предусматривала, что по нормам может предоставляться только жилое помещение для перечисленных категорий работников, льготы же по обеспечению бесплатным освещением и отоплением предоставляются без каких-либо ограничений. Вместе с тем положения оспариваемого нормативного акта нарушают указанное правило, поскольку ограничивают реализацию льготы предельными нормативами, которые должны определяться органами местного самоуправления. Кроме того, оспариваемыми положениями предусмотрено, что работники образования и пенсионеры обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Выплата компенсации осуществляется после фактической оплаты услуг при условии предоставления платежных документов. Такой порядок реализации льготы также противоречит федеральному законодательству, так как обязание указанной категории граждан осуществлять оплату за жилое помещение и коммунальные услуги нарушает их права и законные интересы, поскольку федеральное законодательство сохраняет для них предоставление льготы в натуральной форме.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г. N 10-Г05-2
Текст определения опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", сентябрь 2005 г., N 27