Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 7 октября 2005 г. N 03-06-03-04/98
Вопрос: Руководствуясь ст. 34.2 Налогового кодекса РФ, просим Вас дать разъяснение по вопросам, связанным с применением отдельных положений главы 25.3 Налогового кодекса РФ "Государственная пошлина".
ЗАО необходимо произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, заключенного на срок более одного года (договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке). В дополнительном соглашении уточняется только разрешенное использование земельного участка. При регистрации дополнительного соглашения возникает вопрос, в каком размере в соответствии с Налоговым кодексом РФ должна быть уплачена государственная пошлина.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества государственная пошлина подлежит уплате организациями в размере 7500,00 рублей. Пп. 21 указанной статьи предусматривает уплату государственной пошлины за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в размере для организаций 300,00 рублей.
Учитывая, что при регистрации дополнительного соглашения к договору аренды не происходит ни регистрации права аренды (поскольку оно зарегистрировано ранее), ни регистрации ограничения (обременения) права, и тем более дополнительное соглашение к договору аренды не является договором об отчуждении недвижимого имущества, считаем, что размер государственной пошлины, установленный пп. 20 ст. 333.33 НК РФ, в данном случае не применим.
Далее, в соответствии с п. 19. Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества при изменении договора аренды на основании соглашения сторон договора заполняются лист подраздела III-4 Единого государственного реестра прав, а также лист записи об изменениях (пункт 67 Правил ведения ЕГРП, приложение N 9 к Правилам ведения ЕГРП), располагаемый за листом записи подраздела III-1 Единого государственного реестра прав, к которому эти изменения относятся.
В случае, если условия соглашения об изменении договора аренды не приводят к изменению записи соответствующего листа подраздела III-1 Единого государственного реестра прав, то лист записи об изменениях к подразделу III-1 Единого государственного реестра прав не заполняется.
Так как сведения о разрешенном использовании земельного участка не содержатся ни в одном из разделов Единого государственного реестра прав, следовательно при изменении этого условия договора изменения записей не происходит. Таким образом, и государственная пошлина, установленная пп. 21, также не подлежит уплате.
В связи с вышеизложенным, просим Вас разъяснить, необходимо ли уплачивать государственную пошлину при обращении за регистрацией дополнительного соглашения к договору аренды земли, и если да, то в каком размере?
Также прошу Вас разъяснить, в каком размере подлежит уплате государственная пошлина при регистрации соглашения о расторжении договора аренды земли?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше обращение о порядке взимания государственной пошлины за государственную регистрацию договоров (соглашений) или дополнительных соглашений к ранее зарегистрированным договорам и сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Из этого следует, что соглашение лиц, направленное на изменение гражданских прав и обязанностей по исполнению ранее заключенного договора, является сделкой между ними по изменению данного договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Следовательно, если договор предусматривающий совершение сделки с недвижимым имуществом, подлежит обязательной государственной регистрации, то и соглашение о его изменении, и расторжение договора должно быть зарегистрировано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (или государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Согласно статье 1 Закона ограничение (обременение) прав собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества у правообладателя предусматривает понятие "аренда".
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (или государственная регистрация прав) взимается государственная пошлина в соответствии с налоговым законодательством.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса предусмотрено взимание государственной пошлины за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество с юридических лиц в размере 7 500 рублей, с физических - 500 рублей.
Таким образом, за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды земли, а также за государственную регистрацию расторжения данного договора должна взиматься государственная пошлина в соответствующем размере, установленном подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.
Заместитель директора |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняется порядок взимания государственной пошлины за государственную регистрацию договоров или дополнительных соглашений к ранее зарегистрированным договорам аренды недвижимого имущества. Такое соглашение подпадает под определение договора, данное ГК РФ, а потому должно быть признано сделкой по изменению основного договора. Подобная сделка совершается в той же форме, что и основной договор. Поэтому соглашения об изменении или расторжении договоров, подлежащих государственной регистрации, также должны быть зарегистрированы.
ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 1997 года предусматривает, что при регистрации сделок с недвижимым имуществом взимается государственная пошлина в соответствии с налоговым законодательством.
Из ст. 1 указанного Закона следует, что ограничение прав собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества у правообладателя предусматривает понятие "аренда".
Ст. 333.33 Налогового кодекса РФ предусматривает, что за государственную регистрацию ограничений прав на недвижимое имущество взимается пошлина с юридических лиц в размере 7 500 рублей и с физических лиц - 500 рублей.
Таким образом, дополнительные соглашения к договору аренды земли подлежат государственной регистрации и оплачиваются государственной пошлиной в указанном размере.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 октября 2005 г. N 03-06-03-04/98
Текст письма официально опубликован не был