Письмо Минфина РФ от 17 октября 2005 г. N 03-11-02/51
Вопрос:
В связи с многочисленными обращениями налоговых органов и налогоплательщиков Федеральная налоговая служба просит разъяснить следующее.
Письмом МНС России от 11.06.2003 N СА-6-22/657 до сведения управлений МНС России по субъектам Российской Федерации были доведены согласованные с Минфином России разъяснения порядка учета налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, расходов на приобретение сырья и материалов, а также расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, согласно которым:
- понесенные указанными налогоплательщиками материальные затраты включаются в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы применительно к порядку, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), то есть по мере списания данного сырья и материалов в производство;
- стоимость приобретенных товаров включается в расходы того отчетного (налогового) периода, в котором фактически были получены доходы от реализации таких товаров;
- расходы по товарам, приобретенным впрок и не реализованным в отчетном (налоговом) периоде, учитываются при получении доходов от реализации таких товаров в последующих отчетных (налоговых) периодах.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме Минфина России от 13.05.2005 N 03-03-02-02/70 (доведено до сведения управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации письмом ФНС России от 26.05.2005 N ГИ-6-22/436@)
- при учете расходов на приобретение сырья и материалов указанным налогоплательщикам следует руководствоваться положениями статьи 254 Кодекса, согласно пункту 5 которой при определении налоговой базы не учитывается стоимость остатков товарно-материальных ценностей, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца;
- расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, признаются при определении налоговой базы по единому налогу в полной сумме после их фактической оплаты независимо от времени реализации товаров.
При этом письмо МНС России от 11.06.2003 N СА-6-22/657, в части указанных расходов, Минфином отменено.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что письмо МНС России от 11.06.2003 N СА-6-22/657 было доведено до сведения налоговых органов и размещено в информационных ресурсах, просим дать разъяснения по следующим вопросам:
1) с какой даты применяются разъяснения, содержащиеся в письме Минфина России от 13.05.2005 N 03-03-02-02/70, и на правоотношения каких периодов они распространяются: на период с 01.01.2003 по 31.12.2005, на период с 01.01.2005 по 31.12.2005 или на период с 13.05.2005 по 31.12.2005?
2) в случае, если указанные разъяснения распространяются на правоотношения, возникшие в период с 01.01.2003 по 31.12.2005 или в период с 01.01.2005 по 31.12.2005, требуется ли для правильного определения налоговой базы по единому и минимальному налогам внесение уточнений в книги учета доходов и расходов в части увеличения неучтенных ранее расходов по стоимости оплаченных товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, и, наоборот, в части уменьшения расходов на стоимость остатков товарно-материальных ценностей, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец каждого месяца указанных периодов, и требуется ли, соответственно, представление корректирующих налоговых деклараций за отчетные периоды 2003, 2004 и 2005 годов и за налоговые периоды 2003 и 2004 годов?
3) в случае, если указанные разъяснения распространяются на правоотношения, возникшие в период с 13.05.2005 по 31.12.2005, необходимо ли внесение в книгу учета доходов и расходов записи о списании на 13.05.2005 или на иную дату 2005 года расходов на приобретение товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, в полной сумме фактической оплаты приобретенных в период с 01.01.2005 по дату внесения указанной записи товаров независимо от времени реализации этих товаров? Возможно ли также списать на расходы сумму фактически оплаченных, но не реализованных по состоянию на 01.01.2005 остатков товарных запасов? И что делать с расходами в виде стоимости остатков товарно-материальных ценностей, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца? Подлежат ли они корректировке путем внесения сторнировочных записей в расходную часть книги учета доходов и расходов?
Ответ:
Министерство финансов Российской Федерации на ваше письмо от 19.09.2005 г. N 22-2-13/787 сообщает следующее.
Как указано в письме Минфина России от 13.05.2005 г. N 03-03-02-02/70 расходы налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, по оплате стоимости покупных товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, признаются при определении налоговой базы по единому налогу в полной сумме после их фактической оплаты, независимо от времени реализации товаров.
В то же время при определении материальных расходов, согласно п. 5 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), не учитывается стоимость остатков товарно-материальных ценностей переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца.
При этом разъяснения, содержащиеся в пунктах 1 и 2 письма МНС России от 11.06.2003 г. N СА-6-22/657, в части распространения на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, порядка учета доходов и расходов, предусмотренного статьей 273 Кодекса, были признаны не соответствующими действующему налоговому законодательству.
С 1 января 2006 года, в соответствии с п. 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", расходы по приобретению товаров для дальнейшей реализации будут учитываться по мере их реализации, а расходы по приобретению сырья и материалов - по мере их списания в производство.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 7 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Учитывая изменения, внесенные названным федеральным законом в порядок учета для целей налогообложения расходов по приобретению сырья и материалов и товаров, предназначенных для реализации, а также то, что ранее Минфином России и ФНС России (МНС России) давались противоречивые разъяснения по этому вопросу, считаем возможным не производить перерасчет налоговых обязательств за 2003 - 2005 годы.
|
С.Д. Шаталов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2006 года, в соответствии ФЗ от 21 июля 2005 года N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ", расходы налогоплательщиков, применяющих УСН, по приобретению товаров для дальнейшей реализации будут учитываться по мере их реализации, а расходы по приобретению сырья и материалов - по мере их списания в производство. Учитывая эти изменения, а также то, что ранее Минфином России и ФНС России (МНС России) давались противоречивые разъяснения по этому вопросу, перерасчет налоговых обязательств за 2003 - 2005 годы возможно не производить.
Письмо Минфина РФ от 17 октября 2005 г. N 03-11-02/51
Текст письма опубликован в газете "Экономика и жизнь", ноябрь 2005 г., N 46, в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 1 ноября 2005 г. N 40 (опубликован с номером N 03-11-02/5), в журнале "Документы и комментарии" от 1 ноября 2005 г. N 21