Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе согласованные с Министерством финансов Российской Федерации и утвержденные 05.10.2005 Руководителем ФНС России "Основные направления развития информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками (2005-2010 гг.)" (далее - Основные направления).
Основные направления предполагают поэтапное последовательное решение большого количества связанных и пересекающихся вопросов в законодательной, нормативно-правовой, организационной, методической, технологической, программно-технической и других сферах и определяют долговременные стратегические цели налоговых органов в части внедрения электронных сервисов и электронного декларирования для достижения улучшения обслуживания налогоплательщиков, упрощения исполнения налоговых обязанностей, сокращения размеров потерь бюджетов всех уровней, повышения эффективности механизмов налогового администрирования.
Для успешной реализации Основных направлений Федеральной налоговой службой будет ежегодно формироваться план мероприятий и создана рабочая группа из числа сотрудников центрального аппарата ФНС России.
О создании рабочей группы по развитию системы информационного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами с применением электронно-цифровых технологий см. приказ Федеральной налоговой службы от 16 ноября 2005 г. N САЭ-3-25/593@
Учитывая изложенное, прошу направлять ваши предложения по развитию информационного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в Управление по модернизации налоговых органов.
Приложение: Основные направления - на 20 листах
|
Д.А. Чушкин |
Основные направления развития информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками (2005-2010 гг.)
1. Обоснование системы информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками с применением электронно-цифровых технологий
Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. N 1244-р, на среднесрочную перспективу в числе приоритетов применения информационных технологий в налоговой сфере закрепляет:
- повышение эффективности механизмов налогового администрирования,
- упрощение исполнения налоговых обязанностей,
- сокращение размеров потерь бюджетов всех уровней, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей,
- улучшение обслуживания налогоплательщиков на основе создания комплексной системы учета налогоплательщиков и мониторинга их деятельности, системы информационно-аналитического обеспечения налоговых проверок, формирования и представления налоговых деклараций в электронном виде.
Документы, определяющие долговременные стратегические цели налоговых органов в части внедрения электронных сервисов, включая системы электронного декларирования, имеются в 24 из 30 стран-членов ОЭСР. Большинство этих документов содержит следующие ключевые положения:
- дифференцированный подход к разным категориям налогоплательщиков на базе применения разных технологий,
- налогоплательщики рассматриваются скорее как клиенты и потребители услуг,
- важное значение придается работе с представителями налогоплательщиков (налоговые консультанты, отраслевые ассоциации и др.),
- предусмотрены специальные критерии и стандарты обслуживания,
- постоянный анализ возникающих проблем и регулярный мониторинг уровня удовлетворенности потребностей налогоплательщиков в обслуживании,
- публикация результатов выполнения стратегии и общественный контроль.
Во многих странах установлены формальные задачи по степени охвата налогоплательщиков новыми технологиями. В США установлена цель обеспечить к 2007 г. представление в электронном виде 80% всех деклараций.
В Российской Федерации внедрение безбумажных технологий представления отчетности началось с середины 2002 г. после внесения изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и принятия Федерального закона "Об электронной цифровой подписи".
Вместе с тем, потенциал электронного представления отчетности используется недостаточно. Слабо развита система информационного обслуживания с использованием электронно-цифровых технологий.
Комплексная стратегия развития информационного взаимодействия призвана ускорить внедрение системы представления отчетности в электронном виде и сопряженных информационных услуг.
В связи с изменениями в Налоговом кодексе Российской Федерации, предусматривающими меры по совершенствованию налогового администрирования, необходима подготовка участников налоговых отношений к переходу на обязательный порядок представления налоговой отчетности в электронном виде.
Система информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками с применением современных инфо-коммуникационных и электронно-цифровых технологий должна одновременно обеспечить:
- внедрение технологий представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов в электронном виде и постепенный отказ от использования бумажных носителей,
- расширение электронных информационных сервисов, призванных облегчить исполнение налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.
К числу информационных сервисов относятся предоставление налогоплательщикам информации об исполнении ими обязанности по уплате налогов и сборов в электронном виде, проведение сверок платежей с применением электронно-цифровых технологий, предоставление информационных и консультационных услуг, включая рассылку в электронном виде информации открытого характера, доступ к электронным реестрам, создание современной системы обработки обращений налогоплательщиков.
Успешное решение задачи по совершенствованию налогового администрирования на основе развития системы информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками требует:
- четкой постановки целей использования системы информационного взаимодействия и критериев оценки ее эффективности,
- последовательности принимаемых решений и мер,
- широкого выбора предлагаемых технологических вариантов,
- должной нормативной базы,
- управления и координации действий подразделений центрального аппарата ФНС России, территориальных налоговых органов и подведомственных организаций в части разработки и внедрения организационно-технологических схем представления отчетности в электронном виде.
2. Направления и способы информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками
Система информационного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов состоит из двух взаимосвязанных подсистем:
- подсистема представления отчетности в электронном виде;
- подсистема информационных сервисов.
2.1. Подсистема представление отчетности в электронном виде
Существующие в настоящее время способы представления налоговой отчетности в электронном виде используют электронную форму в качестве основного или вспомогательного носителя информации. Электронная форма представления информации включает сигналы и символы, передаваемые по каналам связи, дискеты или иные съемные носители, штрих-коды и т.п. Данное обстоятельство предопределяет наличие определенных преимуществ и недостатков в каждом соответствующем способе представления отчетности.
2.1.1. Представление отчетности на бумаге с дублированием на магнитных носителях (способ "дискета + бумага")
Отчетность готовится в соответствии с форматом, утвержденным ФНС России, средствами бухгалтерских программ или специальных программ, отчасти распространяемых бесплатно через налоговые органы.
Преимущества:
- не требует разработки специальной нормативной базы, так как основным юридически значимым документом отчетности остается бумажная декларация, а магнитный носитель является вспомогательным и призван сократить время на ввод данных декларации в базу налоговых органов,
- низкая стоимость, так как не требуются специальные программы для формирования электронной цифровой подписи и шифрования, отсутствуют затраты на доступ в сеть Интернет,
- сводятся к минимуму ошибки за счет процедур автоматизированного контроля, как у налогоплательщиков, так и в налоговых органах,
- в процессе ввода есть возможность корректировки ошибок в отчетности, что приводит к меньшей зависимости этого способа сдачи отчетности от качества формата и синхронности обновления программного обеспечения на стороне налогоплательщика и налоговых органов,
- не требует специального программного обеспечения для приема отчетности. Данные принимаются и заносятся непосредственно в АИС "Налог".
Недостатки:
- относительная ненадежность дискеты как носителя,
- необходим личный контакт налогоплательщика или его представителя с сотрудниками налоговых органов,
- при приеме и вводе требуется время для обязательной проверки на наличие вирусов и сверки содержания бумажной декларации и документа на магнитном носителе,
- зависит от своевременности утверждения форм налоговой отчетности, инструкций по заполнению и форматов их представления в электронном виде, а также от синхронности их реализации в программно-технических комплексах налоговых органов и налогоплательщиков,
- сохраняется необходимость работы с бумажным архивом,
- для получения обновлений программного обеспечения, выгружающего отчетность в требуемом формате, как правило, необходимо посещение налогового органа или поставщика программы, из которой осуществляется выгрузка файлов отчетности.
2.1.2. Представление отчетности на магнитных носителях с сопроводительным реестром
Этот способ утвержден законодательством как обязательный для справок по доходам физических лиц и является наиболее массовым способом представления отчетности в электронном виде. Возможность выгрузки документов отчетности в необходимом формате обеспечивается большинством бухгалтерских программ и специальными программами, в том числе разработанными за счет централизованного финансирования и распространяемыми бесплатно через налоговые органы.
Преимущества:
- низкая стоимость, так как не требуются специальные программы для формирования электронной цифровой подписи и шифрования, отсутствуют затраты на доступ в сеть Интернет,
- на магнитном носителе содержится оригинальная информация, юридическая значимость которой в соответствии с законодательством подтверждена сопроводительным реестром. Проверка осуществляется специальными программами в автоматическом режиме,
- не требует ведения объемного бумажного архива.
Недостатки:
- относительная ненадежность дискеты как носителя,
- необходим личный контакт налогоплательщика или его представителя с налоговыми органами,
- требуется обязательная проверка на наличие вирусов,
- ограниченная возможность применения только для определенного типа отчетности, не требующего формирования серьезной доказательной базы.
2.1.3. Представление отчетности в электронном виде по каналам связи
Под этим способом понимаются разные варианты представления отчетности, основанные на использовании современных интернет-технологий с применением электронной цифровой подписи и не требующие дублирования на бумажных носителях.
Преимущества:
- обеспечивает максимальную автоматизацию процесса приема и ввода,
- сводит к минимуму ошибки за счет процедур автоматизированного контроля, как у налогоплательщиков, так и в налоговых органах,
- не требует личного контакта налогоплательщика или его представителя с налоговыми органами,
- позволяет полностью отказаться от бумажных носителей и не требует ведения бумажного архива,
- обновление программного обеспечения у пользователей осуществляется автоматически по каналам связи.
Недостатки:
- требует от налогоплательщиков дополнительных затрат на специальное программное обеспечение для формирования и проверки отчетности, использования электронной цифровой подписи и средств криптозащиты, ведения архива юридически значимых документов, а также на оплату услуг связи,
- требует более высокой квалификации и дополнительных знаний, как на стороне налогоплательщиков, так и на стороне налоговых органов,
- требует дополнительного оснащения налоговых органов вычислительной техникой и средствами связи,
- зависит от своевременности утверждения форм налоговой отчетности, инструкций по заполнению и форматов их представления в электронном виде, а также от синхронности их реализации в программно-технических комплексах налоговых органов и налогоплательщиков,
- требуется утверждение регламента взаимодействия участников информационного обмена и точного его исполнения,
- предъявляет новые требования к принципам формирования, ведения и использования архивов налоговой отчетности и иных юридически значимых документов в электронном виде у налогоплательщиков и налоговых органов.
2.1.4. Представление отчетности в электронном виде на съемных носителях с использованием электронной цифровой подписи без дублирования на бумаге
Этот способ отличается от способа, изложенного в подпункте 2.1.3, только тем, что не весь маршрут от налогоплательщика или его представителя до налогового органа обеспечивается по каналам связи. Способ может быть востребован в условиях недостаточного развития телекоммуникационной инфраструктуры или отсутствия у налогоплательщиков желания и возможности пользоваться каналами связи.
Преимущества:
- обеспечивает практически столь же высокую степень автоматизации процесса приема и ввода, что и при представлении отчетности по каналам связи,
- сводит к минимуму ошибки за счет процедур автоматизированного контроля, применяемых как у налогоплательщика, так и в налоговых органах,
- при определенных условиях не требует личного контакта налогоплательщика или его представителя с налоговыми органами (прием отчетности через специальные терминалы-киоски),
- позволяет полностью отказаться от бумажных носителей и не требует ведения объемного бумажного архива,
- не требует каналов связи и затрат на доступ в сеть Интернет.
Недостатки:
- сложности с обновлением программного обеспечения и ключевой информации,
- требует более высокой квалификации и дополнительных знаний, как на стороне налогоплательщиков, так и на стороне налоговых органов,
- требует дополнительного оснащения налоговых органов вычислительной техникой и средствами связи, в том числе и для организации приемных терминалов, оптимизации процесса утверждения новых деклараций и электронных форматов,
- для получения обновлений программного обеспечения, выгружающего отчетность в требуемом формате, необходимо посещение налогового органа или поставщика программы, из которой осуществляется выгрузка файлов отчетности,
- зависит от своевременности утверждения форм налоговой отчетности, инструкций по заполнению и форматов их представления в электронном виде, а также от синхронности их реализации в программно-технических комплексах налоговых органов и налогоплательщиков,
- требуется утверждение регламента взаимодействия участников информационного обмена,
- необходима дополнительная проработка принципов формирования, ведения и использования электронных архивов налоговой отчетности и иных юридически значимых документов.
2.1.5. Представление отчетности на бумаге с использованием двухмерного штрих-кода
В определенной степени этот способ может рассматриваться как аналог способа "дискета + бумага". При этом бумажный носитель является основным документом, а штрих-код - дополнительным способом отображения информации.
Преимущества:
- не требуются специальные бланки. Формы могут распечатываться с помощью бухгалтерских программ, в которые могут быть интегрированы специальные программные средства, переводящие информацию в электронный вид в требуемом формате в виде штрих-кода,
- клиентское программное обеспечение для штрих-кодирования распространяется бесплатно и легко встраивается в программы подготовки отчетности.
Недостатки:
- для организации приема отчетности на стороне налоговых органов требуется специальное оборудование и программное обеспечение для считывания штрих-кода,
- необходимо обеспечить совместимость разных технологий двухмерного штрихового кодирования, либо утвердить одну или несколько технологий в виде ведомственного стандарта,
- степень автоматизации ввода зависит от качества форматов, а также от своевременного и синхронизированного обновления в программном обеспечении на стороне налогоплательщиков и налоговых органов,
- для получения обновлений программного обеспечения, выгружающего отчетность в требуемом формате, необходимо посещение налогового органа или поставщика программы, из которой осуществляется выгрузка файлов отчетности,
- требуется утверждение специального регламента взаимодействия участников информационного обмена.
2.1.6. Представление отчетности на машиночитаемых бланках
Способ может быть отнесен к "электронным" с определенной условностью, так как используется бумажный носитель, а в электронный вид информация переносится в процессе приема и обработки. Основным и существенным недостатком этого способа является необходимость создания, утверждения и использования специальных бланков (дополнительные затраты для налогоплательщиков и налоговых органов), необходимость использования дорогостоящего оборудования и программного обеспечения для сканирования, необходимость многократной проверки и исправления ошибок, связанных с нечетким заполнением бланков. При этом сохраняется необходимость ведения большого объема бумажных архивов.
2.2. Подсистема предоставления информационных сервисов
2.2.1. Доступ к открытой информации через интернет-сайты налоговых органов или в режиме рассылки по электронной почте
Наиболее доступным информационным сервисом является предоставление в электронном виде информационно-разъяснительных материалов.
С внедрением системы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи налогоплательщики, подключенные к этой системе, получают информационные материалы из инспекций в режиме рассылки по электронной почте.
ФНС России планирует систему обязательной рассылки налоговыми органами информационных материалов по электронной почте по подписке.
2.2.2 Предоставление информации о состоянии расчетов с бюджетом в электронном виде
Возможность предоставления по запросам налогоплательщиков информационных выписок о состоянии расчетов в электронном виде закреплена в нормативных документах ФНС России.
С 2004 г. проводится пилотный проект по расширению информационного обслуживания налогоплательщиков по каналам связи и через Интернет, предусматривающий, с одной стороны, реализацию защищенного он-лайн доступа налогоплательщиков к информации о своих расчетах через специальный сервер, а с другой - механизм автоматизированного формирования выписок и передачи их налогоплательщикам в режиме офф-лайн. По результатам второго этапа пилотного проекта, завершение которого запланировано на 2005 г., будет принято решение о сроках внедрения этого вида информационного обслуживания в режиме промышленной эксплуатации.
Внедрение этой технологии потребует оснащения налоговых органов программно-аппаратными средствами (например, для реализации технологии он-лайнового доступа необходимы затраты на закупку и эксплуатацию телекоммуникационных серверов и т.п.).
2.2.3. Предоставление телефонных консультаций и создание центров обработки обращений (контакт-центров)
Важным направлением информационного обслуживания налогоплательщиков является создание системы контакт-центров, обеспечивающих прием и обработку обращений налогоплательщиков и их представителей.
ФНС России предполагает разработать и утвердить концепцию и стандарты информационного обслуживания налогоплательщиков, а также осуществить поэтапное создание системы контакт-центров на базе пилотных Управлений по субъектам Российской Федерации.
Создание системы контакт-центров потребует разработки соответствующих регламентов, закупки необходимых программно-технических средств, а также набора и обучения обслуживающего персонала и операторов.
2.2.4. Проведение автоматизированной сверки расчетов в электронном виде по каналам связи
Внедрение системы доступа к информации о состоянии расчетов в электронном виде является необходимой основой разработки и внедрения сверки расчетов в электронном виде по каналам связи. Обмен информацией при электронной сверке может осуществляться с использованием технологий передачи по каналам связи в зашифрованном виде электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью, апробированных при представлении налоговой и бухгалтерской отчетности.
Необходимыми условиями применения электронной сверки являются доработка программного обеспечения на стороне налогоплательщиков и налоговых органов, а также утверждение соответствующих нормативных документов, регламентирующих процедуру сверки в электронном виде.
2.2.5. Прием документов для государственной регистрации в электронном виде и доступ к данным из государственных реестров (получение необходимых для включения в реестры сведений от уполномоченных органов в электронном виде)
Передача в 2002 г. налоговым органам функции по государственной регистрации юридических лиц, а с 2004 г. - индивидуальных предпринимателей поставила новые задачи в сфере информационного взаимодействия. Нормативными документами предусмотрена возможность как представления в регистрирующие органы необходимой для регистрации информации в электронном виде, так и возможность получения данных из государственных реестров в электронном виде. Разработаны программные средства, позволяющие формировать в электронном виде необходимые для регистрации документы и представлять их на магнитных носителях.
В соответствии с Порядком предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, для юридических и физических лиц реализована возможность доступа к данным через защищенный Интернет-ресурс ФНС России.
2.2.6. Выдача справок и копий документов по электронным запросам
Выдача налоговыми органами справок и копий документов по электронным запросам налогоплательщиков значительно улучшит качество обслуживания налогоплательщиков.
ФНС России предполагает формировать и выдавать налогоплательщикам документы в электронном виде, используя технологии электронной цифровой подписи и шифрования.
2.2.7. Предоставление кредитными организациями сведений об открытии (закрытии) счетов и получение ими от налоговых органов решений о приостановлении операций по счетам
С середины 2004 г. введен в промышленную эксплуатацию программно-технический комплекс "Банк-счета", обеспечивающий направление информации по открытию (закрытию) банковского счета и изменению номера банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей между банком и налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Использование этой формы информационного взаимодействия обеспечивает существенное сокращение сроков передачи информации об открытии и закрытии счетов, а также формирование федерального информационного ресурса "Банковские счета". Формирование указанного ресурса позволит внедрить различного рода аналитические, прогностические и информационные системы, осуществляющие с помощью современных математических методов мониторинг, оценку деятельности самих банков и их клиентов по ряду показателей.
В настоящее время к системе подключены свыше 1000 банков и их филиалов.
Дальнейшее развитие информационного взаимодействия с кредитными организациями предусматривает совершенствование системы обмена информацией о банковских счетах, внедрение электронной системы направления банкам решений о приостановлении операций по счетам, отбор кредитных организаций для проведения мониторинга; а также сбор, обработку и анализ сведений об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов при не поступлении денежных средств в бюджет.
3. Основные направления развития системы информационного взаимодействия в электронном виде
Одна из основных целей ФНС России состоит в обеспечении условий для своевременного и полного выполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов и сборов, в том числе путем предоставления удобных и надежных способов информационного взаимодействия на основе современных технологий.
Сохранение традиционного способа представления отчетности на бумажных носителях не соответствует этой цели.
Для налогоплательщиков полезный эффект от внедрения новых способов информационного взаимодействия заключается в сокращении затрат времени, повышении качества подготовки деклараций и снижении угрозы санкций за технические ошибки, получении дополнительных услуг, таких как доступ к информации о состоянии расчетов, автоматизация сверок и выдача справок об отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам и сборам.
Для налоговых органов переход на новые технологии приведет к сокращению ручных операций при вводе и обработке данных отчетности, снижению процента ошибок, и, как следствие, - сокращению сроков ввода и обработки деклараций. Это предоставит возможности для переноса акцента с рутинных операций на контрольную работу и сервисы, включая консультирование налогоплательщиков.
Основные направления развития системы информационного взаимодействия включают:
3.1. предоставление налогоплательщикам возможности сдавать все формы налоговой и бухгалтерской отчетности (налоговые декларации, расчеты по авансовым платежам, справки) и максимальное число дополнительных документов в электронном виде. При этом документы, подписанные электронной цифровой подписью, не должны дублироваться на бумаге;
3.2. реализацию принципа обязательности представления отчетности в электронном виде (в первую очередь для крупных и средних налогоплательщиков);
3.3. дифференциацию способов представления отчетности по категориям налогоплательщиков:
- по статусу (юридические лица, индивидуальные предприниматели, прочие физические лица),
- по масштабам деятельности (крупнейшие, крупные, средние предприятия и малый бизнес),
- по сферам деятельности (с выделением социальной сферы и сельхозпроизводителей),
- по способу подготовки и передаче отчетности (самостоятельно или через уполномоченного представителя);
3.4. применение различных способов представления отчетности в электронном виде. При этом приоритет отдается представлению отчетности в электронном виде по каналам связи (в том числе в режиме "он-лайн") и в электронном виде на съемных носителях с использованием электронной цифровой подписи. Данные способы не требует дублирования отчетности на бумаге ("безбумажность"), а также исключают необходимость непосредственного контакта налогоплательщика или его представителя с налоговыми органами ("бесконтактность").
Тем самым, создаются благоприятные возможности для повышения эффективности налогового администрирования и информационного взаимодействия с налогоплательщиками.
- Другие способы (дискета + бумага, использование штрих-кодов и машиночитаемых бланков) переходят в разряд второстепенных и применяются там, где отсутствуют или ограничены возможности применения основных технологий;
3.5. поддержание баланса между максимально упрощенным доступом к услугам по предоставлению отчетности в электронном виде, удобством и функциональностью и необходимостью соблюдения требований информационной безопасности;
3.6. сочетание платности и бесплатности услуг по представлению отчетности в электронном виде. Приоритетом является максимальное снижение затрат для налогоплательщиков, с учетом того, что некоторые элементы безбумажных технологий (доступ в сеть Интернет, средства криптографической защиты информации) являются платными. Другим обязательным условием является непременное представление бесплатных услуг при введении обязательного представления отчетности в электронном виде;
3.7. предоставление информационных услуг налогоплательщикам в электронном виде, включая:
- регулярное и обязательное предоставление открытой информации (документы, разъясняющие порядок начисления и уплаты налогов и сборов, информация об изменениях реквизитов платежных документов и т.п.),
- оперативное предоставление доступа к информации о состоянии расчетов в режиме он-лайн или офф-лайн,
- проведение автоматизированных сверок,
- автоматизированная выдача справок, копий и иных документов по запросам налогоплательщиков,
- организация контакт-центров для информирования и консультирования налогоплательщиков по вопросам подготовки и представления отчетности и другим аспектам взаимодействия с налоговыми органами;
3.8. привлечение к работе по реализации основных направлений разработчиков бухгалтерского и специализированного программного обеспечения, специализированных операторов связи, удостоверяющих центров и других организаций, оказывающих услуги по подготовке и представлению отчетности.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
- Механизм реализации основных направлений
4.1. Нормативно-правовое обеспечение
Приоритетными вопросами нормативно-правового обеспечения системы информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками являются:
- установление требований к составу налоговой отчетности,
определение порядка представления налогоплательщиками отчетности в электронном виде и порядка ее приема налоговыми органами,
- разработка требований к технологиям представления отчетности в электронном виде по каналам связи, в том числе в части используемых средств защиты информации и ЭЦП.
Должны быть регламентированы:
- перечень форм, подлежащих сдаче в электронном виде,
- порядок представления отчетности через пункты централизованного приема (инспекции по централизованной обработке данных),
- процедуры представления отчетности для организаций, имеющих обособленные подразделения,
- процедуры представления уточненных расчетов за предыдущие периоды,
- порядок представления отчетности через налоговых представителей,
- порядок отбора организаций, оказывающих услуги налогоплательщикам по подготовке и представлению отчетности в электронном виде по каналам связи,
- порядок разработки и внедрения новых способов представления налоговой и бухгалтерской отчетности, а также информационных сервисов, предоставляемых налоговыми органами,
- основы функционирования ведомственной инфраструктуры удостоверяющих центров и их взаимодействия с удостоверяющими центрами других органов и сторонних организаций,
- основы взаимодействия ведомственной телекоммуникационной инфраструктуры с телекоммуникационными ресурсами организаций, оказывающих услуги налогоплательщикам по подготовке и представлению отчетности, а также других информационных сервисов, по каналам связи,
- основы функционирования ведомственной системы проверки соответствия программно-технических средств, предназначенных для информационного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.
ФНС России будет реализовывать принцип синхронности разработки, утверждения, регистрации в Минюсте России и ввода в действие форм налоговой отчетности, инструкций по их заполнению и форматов электронного представления, с одной стороны, а также контрольных соотношений - с другой.
При разработке и утверждении форм и форматов представления отчетности в электронном виде, их реализации в программном обеспечении налоговых органов ФНС России будет придерживаться:
- определенности состава электронных форм отчетности, что означает полноту перевода отчетности в электронный формат с установлением запрета требовать представления документов в электронном виде, в отношении которых форматы отменены,
- исключения ошибок и неоднозначной интерпретации форматов,
- соблюдение требования единства формата и его единой трактовки и реализации в программном обеспечении налогоплательщиков и налоговых органов,
- необходимости решения проблемы приема в электронном виде форм бухгалтерской отчетности в случае использования налогоплательщиками самостоятельно разработанных форм.
Кроме того, ФНС России в установленном порядке инициирует принятие:
- законодательных актов, уточняющих статус электронных документов и определяющих общий порядок использования электронных документов в гражданском обороте, порядок формирования, хранения и использования архивов электронных документов, созданных с применением электронной цифровой подписи и средств шифрования;
- подзаконных актов, необходимых для применения Федерального закона "Об электронной цифровой подписи" в части создания инфраструктуры удостоверяющих центров; устраняющих обязательность представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности с отметкой налоговых органов в иные органы и организации (например, в кредитные организации).
4.2. Технологическое обеспечение
В рамках реализации мероприятий по развитию системы информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками существенное значение имеет проведение единой технологической политики, ключевыми моментами которой являются:
- разработка набора (комбинации) базовых технологий (способов) представления отчетности в зависимости от категорий налогоплательщиков, от вида налогов и сборов, базовых технологий информационных сервисов,
- обеспечение информационной безопасности, надежности, удобства и доступности услуг системы информационного взаимодействия для пользователей, а также эффективности внедрения для налоговых органов,
- четкие технологические регламенты и спецификации, утвержденные ФНС России и открытые для доступа всем заинтересованным лицам,
- апробация разрабатываемых и предлагаемых к реализации технологий в режиме опытной эксплуатации, проводимых в одном или нескольких пилотных регионов, принятие решения о переходе к промышленной эксплуатации ФНС России,
- допустимость в рамках базовых технологий вариантов и модификаций, предлагаемых разными разработчиками, при соблюдении обязательного требования совместимости технологий,
- определение вариантов комбинаций технологий (способов) по субъектам Российской Федерации решением ФНС России,
- создание ФНС России унифицированной технологической инфраструктуры приема и регламентной обработки отчетности и информационных сервисов,
- прием и регламентная обработка отчетности в налоговых органах в перспективе должны осуществляется только унифицированными программно-техническими средствами централизованной разработки. До завершения разработки и полного внедрения унифицированных средств приема допускается применение программных средств сторонних разработчиков, прошедших экспертизу ФНС России,
- поэтапное создание многоуровневой инфраструктуры удостоверяющих центров в части применения электронной цифровой подписи. Возможность применения сертификатов электронной цифровой подписи, выданных удостоверяющими центрами открытых информационных систем или других ведомств, рассматривается по мере формирования нормативно-правовой базы и инфраструктуры таких центров,
- допустимость использования налогоплательщиками или их представителями для сдачи отчетности в электронном виде и получения дополнительных электронных сервисов программных средств как централизованной разработки, так и разработанных сторонними организациями. Средства централизованной разработки предоставляются пользователям и сопровождаются бесплатно. Условия распространения и сопровождения средств сторонних организаций определяются разработчиками,
- применение в программных средствах, разрабатываемых сторонними организациями и предназначенных для сдачи отчетности в электронном виде и получения дополнительных электронных сервисов, только сертифицированных СКЗИ, совместимых с аналогичными средствами, формирующими единую технологическую платформу приема и обработки отчетности ФНС России,
- прием и регламентная обработка отчетности в электронном виде будут постепенно переводиться в специализированные инспекции по централизованной обработке данных или отделы ввода при Управлениях ФНС России по субъектам РФ.
ФНС России примет меры по:
- унификации средств приема и регламентной обработке электронной отчетности,
- по координации действий государственных органов и внебюджетных фондов с целью унификации ведомственных систем информационного взаимодействия с хозяйствующими субъектами,
- недопущения отклонения механизма настройки шаблонов форм АИС налоговых органов от централизованно распространяемого шаблона,
- по своевременному обновлению программного обеспечения, используемого для формирования и представления отчетности,
- по совместимости утверждаемого формата выгрузки документов налоговой и бухгалтерской отчетности с применяемыми налогоплательщиками бухгалтерскими программами,
- по своевременной разработке, утверждению и открытой публикации форматов представления отчетности в электронном виде, консультационной помощи сторонним организациям в применении формата, организации силами ГНИВЦ ФНС России инфраструктуры тестирования и сертификации программных средств, применяемых для подготовки и представления отчетности в электронном виде.
ФНС России будет содействовать конкуренции между производителями программного обеспечения, специализированными операторами связи и другими поставщиками услуг в рамках установленных требований, поощрять создание ассоциаций и иных саморегулируемых организаций и привлекать представителей этих ассоциаций к участию в выработке решений по дальнейшему совершенствованию системы информационного взаимодействия.
4.3. Информационная поддержка мероприятий, предусмотренных основными направлениями
В рамках информационно-аналитической поддержки реализации системы ФНС России:
- обеспечит информирование налогоплательщиков о способах представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде (рекламно-информационная компания в средствах массовой информации и в налоговых органах). Для предоставления электронных сервисов налогоплательщикам, их представителям, а также организациям, предоставляющим услуги по передаче отчетности, будут задействованы интернет-ресурсы ФНС России и Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации,
- предложит механизмы дополнительной мотивации к переходу налогоплательщиков на новые "электронные" способы общения с налоговыми органами,
- объединит усилия с органами образования и учебными заведениями по обучению сотрудников налоговых органов, бухгалтеров, аудиторов, работников финансовой сферы и руководителей организаций вопросам, касающимся представления отчетности в электронном виде и сопряженных электронных сервисов.
С целью выяснения отношения к системе информационного взаимодействия и контроля достижения результатов будут проводиться:
- регулярные опросы представителей заинтересованных сторон (сотрудников налоговых органов, налогоплательщиков, разработчиков программного обеспечения, специализированных операторов связи и других организаций, оказывающих услуги по подготовке и представление отчетности),
- постоянный мониторинг и анализ результатов реализации основных направлений системы информационного взаимодействия.
4.4. Организационное обеспечение
Успешное решение задач, стоящих перед налоговыми органами в области информационного взаимодействия, требует четкой системы управления и разграничения функций заинтересованных участников.
Координация работ по развитию информационного взаимодействия осуществляется ФНС России совместно с Министерством финансов Российской Федерации и включает:
- общее оперативное руководство и контроль мероприятий по реализации основных направлений,
- решение вопросов финансирования из федерального бюджета и привлеченных источников (в частности, Всемирный банк),
- взаимодействие с органами государственной власти в целях решения возникающих вопросов в сфере электронного документооборота,
- взаимодействие с разработчиками программ для бухгалтерского учета и специализированных программ для формирования и представления отчетности, специализированными операторами связи, удостоверяющими центрами и другими организациями, оказывающими профессиональные услуги по подготовке и представлению отчетности,
- нормативно-правовое обеспечение, включая подготовку предложений по внесению изменений в законодательство,
- определение основных положений единой технологической политики,
- создание инфраструктуры удостоверяющих центров и определение правил и порядка взаимодействия с удостоверяющими центрами других ведомств и организаций,
- мониторинг и анализ результатов реализации основных направлений.
Постановка и решение задач, связанных с развитием системы информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками и другими организациями, должны стать интегральной частью общего процесса планирования для всех профильных подразделений ФНС России и подведомственных организаций.
Для общего планирования и координации работ по реализации мероприятий, предусмотренных основными направлениями, в ФНС России образуется рабочая группа во главе с заместителем руководителя ФНС России.
Непосредственная организация мероприятий, предусмотренных основными направлениями, осуществляется силами отдела, создаваемого в составе одного из управлений центрального аппарата ФНС России.
Детальное обсуждение технологических вопросов и выработка соответствующих рекомендаций для рабочей группы при необходимости осуществляется на заседаниях Совета архитекторов автоматизированных систем ФНС России или специально созданного экспертного совета.
ФНС России будет поддерживать тесное взаимодействие с Министерством экономического развития и торговли (Электронная Россия), с Министерством информационных технологий и связи, судебными органами (Высший арбитражный суд).
Для улучшения координации действий с другими органами государственной власти и внебюджетными фондами в плане внедрения систем электронного взаимодействия с гражданами и организациями могут быть созданы совместные рабочие группы и заключены соглашения о межведомственном информационном обмене.
Управления ФНС России в пределах своей компетенции и полномочий осуществляют на территории субъекта Российской Федерации следующие функции:
- организуют реализацию мероприятий, предусмотренных основными направлениями, и контролируют работу территориальных налоговых органов,
О ходе реализации настоящих Основных направлений см. письмо Федеральной налоговой службы от 31 января 2008 г. N ЧД-6-25/62
- обеспечивают координацию с территориальными подразделениями других государственных органов и внебюджетных фондов,
- обеспечивают взаимодействие с разработчиками программного обеспечения, специализированными операторами связи и другими организациями, оказывающими услуги по подготовке и представлению отчетности на территории субъекта Российской Федерации,
- организуют рекламно-информационную поддержку мероприятий, предусмотренных основными направлениями, на территории субъектов Российской Федерации,
- организуют обучение сотрудников нижестоящих территориальных налоговых органов,
- обеспечивают взаимодействие с другими Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Подведомственные ФНС России организации (ГНИВЦ ФНС России и его филиалы, ГНИИ РНС и другие) оказывают общую поддержку мероприятиям по реализации основных направлений развития системы информационного взаимодействия в соответствии с планами и поручениями ФНС России.
ГНИВЦ ФНС России обеспечивает проведение единой технологической политики включая:
- разработку и сопровождение форматов,
- доработку и сопровождение программно-технических комплексов в составе АИС "Налог", в том числе программных средств приема и первичной обработки отчетности,
- разработку программного обеспечения для налогоплательщиков или для встраивания в программное обеспечение, предлагаемое сторонними разработчиками,
- организацию проверки соответствия предлагаемых технологических решений и программного обеспечения, как централизованной разработки, так и представляемых сторонними разработчиками,
- консультирование сторонних разработчиков программного обеспечения, специализированных операторов связи и других организаций, оказывающих услуги по подготовке и представлению отчетности,
- оказывает содействие ФНС России в формировании ведомственной инфраструктуры удостоверяющих центров, и обеспечивает взаимодействие с удостоверяющими центрами,
- осуществляет разработку и поддержку специализированных Интернет-ресурсов, необходимых для реализации основных направлений.
ГНИИ РНС совместно ГНИВЦ ФНС России осуществляет сбор материалов и анализ хода реализации основных направлений.
ГНИВЦ ФНС России, ГНИЙ РНС, а также подведомственные ФНС России учебные заведения осуществляют обучение сотрудников налоговых органов по вопросам, связанным с функционированием системы информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками в электронном виде.
Привлечение сторонних организаций (специализированных операторов связи, разработчиков программного обеспечения, представителей, удостоверяющих центров) к поставкам продукции, выполнению работ и оказанию услуг налоговым органам, налогоплательщикам производится в соответствии с требованиями законодательства.
5. Цели и задачи на период 2005 - 2010 гг..
Цели и задачи развития системы представления отчетности в электронном виде формулируются и оцениваются в трех плоскостях:
формирование нормативно-правовой базы, создание и развитие программно-технической инфраструктуры, решение организационных вопросов (основа),
эффективность использования электронных сервисов (охват),
оценка целевыми группами (разные категории налогоплательщиков, сотрудники налоговых органов, организации, предоставляющие профессиональные услуги налогоплательщикам) качества предлагаемых сервисов (удовлетворенность).
Первый этап (2005 - 2006 гг..)
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
представление в электронном виде всех стандартных форм налоговой и бухгалтерской отчетности;
предоставление информации о состоянии расчетов всем налогоплательщикам, представляющим отчетность по безбумажным технологиям,
отправка справок об открытии и закрытии счетов, а также получение информации налоговых органов о приостановлении операций по счетам всеми банками и их филиалами,
проведение пилотных проектов по отработке технологии электронной сверки,
проведение пилотных проектов по отработке механизмов выдачи справок и копий документов по электронным запросам налогоплательщиков.
Для физических лиц:
представление в электронном виде деклараций по налогу на доходы физических лиц.
Охват по целевым группам:
Юридические лица - 60%, в т.ч.:
по каналам связи - 15%,
на дискетах с дублированием на бумаге - 30%,
на дискетах с ЭЦП - 10%,
с использованием иных способов - 5%.
Индивидуальные предприниматели - 40%. в т.ч.:
по каналам связи - 5%,
на дискетах с дублированием на бумаге - 25%,
на дискетах с ЭЦП - 5%,
с использованием иных способов - 5%.
Физические лица - 5-10%.
Банки - справки об открытии и закрытии счетов - 80% в электронном виде.
Степень удовлетворенности - не ниже 55%.
Второй этап (2007-2010 гг..)
Для всех категорий:
представление всех форм налоговой отчетности и большинства дополнительных документов всеми категориями налогоплательщиков в электронном виде,
доступ к лицевым счетам для всех налогоплательщиков, сдающих отчетность в электронном виде,
электронная форма сверки для всех категорий налогоплательщиков, выдача справок и иных документов налоговыми органами - 70% в электронном виде,
создание 1-2 пилотных контакт-центров.
Охват по целевым группам:
Юридические лица - 80%, в т.ч.:
по каналам связи - 50%,
на дискетах с дублированием на бумаге - 5%,
на дискетах с ЭЦП -20%,
с использованием иных способов - 5%.
Индивидуальные предприниматели - 60%, в т.ч.:
по каналам связи - 35%,
на дискетах с дублированием на бумаге - 5%,
на дискетах с ЭЦП - 15%,
с использованием иных способов - 5%.
Физические лица -
государственные служащие - 100%,
прочие - 50%.
Степень удовлетворенности - не менее 75%.
Руководитель |
А.Э. Сердюков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральная налоговая служба уведомляет налоговые органы о необходимости использования в работе "Основных направлений развития информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками (2005 - 2010 г.г.)".
Основные направления определяют стратегические цели по внедрению в работу налоговых органов электронных сервисов и электронного декларирования для улучшения качества обслуживания налогоплательщиков и повышения эффективности системы налогового администрирования.
Для развития предоставления отчетности в электронном виде в указанный период (2005 - 2010 г.г.) предполагается подготовить нормативно-правовую базу, создать программно-техническую инфраструктуру, проверить эффективность использования электронных сервисов и качество их работы.
В 2005 - 2006 г.г. в соответствии с Основными направлениями для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будут осуществляться: представление в электронном виде стандартных форм налоговой и бухгалтерской отчетности; предоставление информации о состоянии расчетов всем налогоплательщикам, представляющим отчетность по безбумажным технологиям; отправка справок об открытии (закрытии) счетов, а также получение информации налоговых органов о приостановлении операций по счетам всеми банками (их филиалами); проведение пилотных проектов по отработке технологии электронной сверки и механизмов выдачи справок и копий документов по электронным запросам налогоплательщиков. Для физических лиц в электронном виде будет осуществляться представление деклараций на доходы.
На втором этапе (в 2007 - 2010 г.г.) электронную форму планируется применять для представления всеми категориями налогоплательщиков всех форм налоговой отчетности и большинства дополнительных документов. Устанавливается, что все налогоплательщики, сдающие отчетность в электронном виде, будут иметь доступ к лицевым счетам. Предполагается, что весь объем сверок для всех категорий налогоплательщиков и не менее 70% от объема выдачи справок и иных налоговых документов также будут осуществляться в электронном форме. На этом этапе запланировано создание 1-2 пилотных контакт-центров.
Для реализации указанных задач ФНС России будет формировать ежегодные планы мероприятий в рамках Основных направлений.
Налоговым органам предложено самостоятельно разрабатывать и направлять в Управление по модернизации налоговых органов предложения по развитию информационного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.
Письмо Федеральной налоговой службы от 13 октября 2005 г. N ЧД-6-25/860@ "Об Основных направлениях информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками"
Текст письма официально опубликован не был