Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 27 октября 2005 г. N 03-04-08/304
Вопрос: ГАК (Республика Узбекистан) оказывает российской компании ЗАО услуги по проведению маркетинговых исследований на транспортном рынке и агентирование тоннажа железнодорожных грузовых перевозок.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Налогового Кодекса РФ местом реализации услуг, оказываемых в рамках Агентского соглашения, является территория Российской Федерации.
На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 161 НК РФ ЗАО обязан выступить в качестве налогового агента, а значит, исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС в случае выплаты денежных средств иностранному лицу - ГАК.
В частности, ГАК предоставил Акт выполненных работ и счет - фактуру на сумму 410,00 долларов США, в т.ч. НДС (20%) - 68,33.
При перечислении денежных средств по указанному счету-фактуре ЗАО должен исчислить с суммы 410,00$ НДС по ставке 18%, т.е. 62,54 долл. США, и уплатить их в бюджет в день перечисления. В ГАК будет перечислена только сумма 347,46 долл.США (за минусом удержанного НДС), которая в учете российской компании будет отнесена на затраты.
В соответствии с пунктом 3 статьи 171, пунктом 4 статьи 174 НК РФ и Письмом Минфин РФ N 03-04-08/43 от 15.07.04, ЗАО, как налоговый агент, имеет право на вычет данной суммы налога.
Просим разъяснить, правомерны ли наши действия в отношении применения законодательства.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по проведению маркетинговых исследований на транспортном рынке и агентированию тоннажа железнодорожных грузовых перевозок, оказываемых иностранной компанией на основании агентского договора, и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются - объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса. Так, место реализации маркетинговых и агентских услуг определяется на основании подпункта 5 пункта 1 данной статьи по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом пунктом 2 данной статьи установлено, что местом осуществления деятельности организации, оказывающей указанные услуги, признается территория Российской Федерации, в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.
Таким образом, местом реализации услуг по проведению маркетинговых исследований на транспортном рынке и агентированию тоннажа железнодорожных грузовых перевозок, оказываемых иностранной компанией на основании агентского договора, территория Российской Федерации не является, и, соответственно, такие услуги не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.
Одновременно сообщается, что Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вступающим в силу с 1 января 2006 года, предусмотрено определение места реализации маркетинговых услуг по месту нахождения покупателя таких услуг.
Заместитель |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ разъясняет, что место реализации маркетинговых и агентских услуг определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. Местом реализации услуг по проведению маркетинговых исследований на транспортном рынке и агентированию тоннажа железнодорожных грузовых перевозок, оказываемых иностранной компанией на основании агентского договора, территория Российской Федерации не является. Поэтому такие услуги не признаются объектом НДС на территории Российской Федерации.
Департамент, однако, указывает, что с 1 января 2006 года место реализации маркетинговых услуг будет определяться по месту нахождения покупателя таких услуг. Соответственно указанный порядок применяться уже не будет.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 октября 2005 г. N 03-04-08/304
Текст письма официально опубликован не был