С 1 января 2006 году вступает в силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", регламентирующий процедуру размещения заказов. Данным Законом вводятся новые процедуры и порядок размещения закупок (Сравнительный анализ федеральных законов о поставках продукции для государственных нужд (Федеральных законов от 07.04.1999 N 97-ФЗ и от 21.07.2005 N 94-ФЗ) прилагается).
При организации размещения заказов на I квартал 2006 года следует руководствоваться письмом Минэкономразвития России от 05.09.2005 N 13785-АШ/Д07.
Руководителям организаций, находящихся в ведении ФНС России, спланировать и организовать работу по изучению и внедрению в практику положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Приложение: 1. Письмо Минэкономразвития России от 05.09.2005 N 13785-АШ/Д07 в 1 экз. на 2 л.
2. Сравнительный анализ федеральных законов о поставках продукции для государственных нужд (Федеральных законов от 07.04.1999 N 97-ФЗ и от 21.07.2005 N 94-ФЗ) в 1 экз. на 5 л.
|
Е.Ю.Вечко |
Сравнительный анализ федеральных законов о поставках продукции для государственных нужд (старого и нового)
Новый Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" существенно отличается от старого Федерального закона N 97-ФЗ от 07.04.1999 г. "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Новый закон более жесткий, императивный. Больше защищает интересы участников (подрядчиков, поставщиков, исполнителей), предоставляя им более широкие права на участие в конкурсных процедурах и их обжалование, чем интересы Государственного заказчика, права которых ограничены и жестко регламентированы новым законом.
Старый закон при подготовке и проведении конкурсов предоставлял Заказчику более широкие возможности для установления условий (критериев) при выборе участника - победителя, предложившего лучшие условия поставки продукции.
Новый закон требует очень сильного информационного обеспечения и поддержки (размещение в официальных источниках СМИ и на официальных сайтах всех необходимых публикаций в жестко установленные сроки, размещение конкурсных документации и т.п.), вводит электронные торги.
Введен новый вид торгов - аукцион (перечень продукции, закупаемой через аукцион, будет установлен Постановлением Правительства РФ) и новый вид закупки без проведения торгов - на товарных биржах.
Усилен контроль за соблюдением Заказчиком законодательства о размещении заказов, введены плановые и внеплановые проверки Заказчика.
Новый закон расширяет сферу применения - устанавливает единые нормы для Государственных заказчиков: федеральных и субъектов Федерации, и муниципальных заказчиков.
Основные существенные отличия двух законов:
N п/п |
Старый закон N 97-ФЗ от 07.04.1999 г. "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" |
Новый закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
1 |
--------------- |
Разрешает публичные закупки на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между юр.лицами по одной сделке (на сегодняшний день - 60 000 руб.) |
2 |
Срок публикации извещения о проведении конкурса - не менее 45 дней. |
Срок публикации извещения о проведении торов - не менее 30 дней. |
3 |
Извещение о проведении запроса котировок не публикуется, запрос направлялся не менее, чем трем поставщикам. |
Извещение о проведении запроса котировок подлежит обязательному размещению на официальном сайте (для неограниченного круга лиц), одновременно Заказчик имеет право дополнительно направить запрос непосредственно поставщикам данной продукции. |
4. |
Подлежат обязательному опубликованию в течение 20 дней итоги конкурса - информация о победителе и сумме контракта. |
Подлежат обязательному опубликованию в официальном издании и на официальном сайте в установленные сроки (по каждому способу закупок - свой регламентированный срок) итоговые протоколы (протокол оценки и сопоставления заявок) по конкурсам, аукционам и котировкам. |
5 |
Устанавливает обязательные требования к участникам по правомочности и квалификации. |
Устанавливает исчерпывающий перечень обязательных требований к участникам, допускается наличие задолженности по обязательным платежам в бюджеты любого уровня и внебюджетные фонды не более 25%. Требования к квалификации участника Заказчик устанавливать не вправе. Квалификационные требования могут быть установлены только в исключительных случаях (см. ниже) |
6 |
Допускается установление Заказчиком дополнительных требований к квалификации участников. |
Установление дополнительных (квалификационных) требований к участникам допускается только в случаях: - размещения оборонного заказа (в соответствии с Постановлением Правительства РФ); - при закупке работ на НИиОКР или технологических работ. |
7 |
Предусматривает только проведение конкурсов: открытого, закрытого, по согласованию с уполномоченным органом двухэтапного конкурса. |
Предусматривает проведение торгов (открытых, закрытых) в форме конкурса и в форме аукциона (новый вид торгов на понижение цены). Перечень продукции, закупаемой только через аукцион, устанавливается Правительством РФ. Исключены двухэтапные торги. |
8 |
Проведение запроса котировок (предусматривается Указом Президента N 305 от 08.04.1997 г.) при закупках на сумму не превышающую 2500 МРОТ (250 тыс.рублей). |
Предусматривает запрос котировок на поставку одноименных товаров (работ, услуг) на сумму не превышающую 250 тыс.рублей, подлежащую уплате в течение квартала. |
9 |
Проведение закупок способом "у единственного источника" в случаях, установленных Указом Президента N 305 от 08.04.1997 г. проводиться по согласованию с уполномоченным органом (Минэкономразвития) |
Размещение заказа у единственного источника осуществляется в случаях, установленных данным законом, без согласования с уполномоченным органом, за исключением случаев, когда договор с единственным участником конкурса (аукциона) не заключен по причине уклонения участника от заключения государственного контракта, возникла потребность в продукции вследствие непреодолимой силы. |
10 |
При участии в конкурсе одного участника или признания одной заявки, отвечающей требованиям конкурной# документации, конкурс признается несостоявшимся. Для заключения договора с таким участником (единственным источником) необходимо согласование уполномоченного органа (Минэкономразвития). |
При участии в конкурсе (аукционе) одного участника и/или признания одной заявки, отвечающей требованиям конкурной# документации, или допуска одного участника к участию в аукционе, конкурс (аукцион) также признается несостоявшимся, однако в этом случае проект государственного контракта в обязательном порядке направляется такому участнику. |
11 |
--------------- |
Размещение заказов на поставки биржевых товаров (новый вид закупки) на сумму, превышающую 5 млн. руб. Порядок размещения устанавливается Правительством РФ. |
12 |
Обеспечение конкурсной заявки должно быть представлено в форме залога, банковской гарантии или поручительства (предусматривается Указом Президента N 305 от 08.04.1997 г), размер обеспечения не должен превышать 3% от суммы контракта. Форма обеспечения определяется Заказчиком. |
Обеспечение конкурсной заявки на участие в конкурсе или аукционе может устанавливаться только в форме залога денежных средств. Размер обеспечения для участия в конкурсе не должен превышать 5% от суммы контракта, размер обеспечения для участия в аукционе - 5% от начальной цены контракта. |
13 |
Обеспечение исполнения контракта может устанавливаться Заказчиком, форма обеспечения (залог, банковская гарантия, поручительство) определяется Заказчиком. |
Обеспечение исполнения контракта может устанавливаться Заказчиком, форма обеспечения (залог денежных средств, банковская гарантия, страховка) определяется Участником (победителем) самостоятельно. |
14 |
Обязанность подтверждать свое право на участие в конкурсе возлагается на участника путем представления необходимых документов. |
Обязанность подтверждать свое право на участие в конкурсе не может возлагаться на участника. Проверка соответствия участника установленным законом требованиям возлагается на Заказчика. |
15 |
Участие иностранных поставщиков допускается только в случаях, если продукция не производится в России или ее производство экономически нецелесообразно |
Участие иностранных поставщиков (иностранной продукции) допускается на равных условиях в случае, если аналогичный режим установлен иностранным государством для российской продукции. |
16 |
-------------- |
Вводится реестр недобросовестных поставщиков (уклонившихся от подписания гос.контракта, с которыми расторгнут контракт в связи с существенными нарушениями). Ведение реестра возлагается на уполномоченный федеральный орган. |
17 |
Квоты на гос. заказ малому бизнесу предусматриваются отдельными нормативными актами. |
Предусмотрены преимущества организациям уголовно-исправительной системы и организациям инвалидов. Вводятся обязательные квоты в размере 15% от общего объема поставок для малого бизнеса. Перечень закупаемой продукции и ее предельная цена устанавливается Правительством РФ. |
18 |
Заказчик имеет право до подведения итогов закрыть конкурс без объявления победителя (предусматривается Указом Президента N 305 от 08.04.1997 г) |
Такое право не предусмотрено |
19 |
-------------- |
В случае просрочки Заказчиком исполнения своих обязательств, другая сторона (Поставщик) вправе требовать уплату неустойки (штрафа, пеней). |
20 |
-------------- |
Заказчик обязан осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Любой участник аукциона вправе осуществлять аудио- и видеозапись аукциона. |
21 |
-------------- |
Заказчик имеет право в конкурсной документации и гос.контракте предусмотреть в одностороннем порядке увеличение объема поставки продукции не более, чем на 5%, изменение цены контракта при этом также не должно превышать 5%. |
22 |
Обжалование решений Заказчика осуществляется в судебном порядке. |
Наряду с судебным порядком обжалования введен внесудебный порядок обжалования уполномоченным органом по жалобе участника (поставщика). Последствия: приостановление проведения торгов, отзыв члена комиссии, признание торгов недействительными. |
23 |
Контроль за проведением конкурсов и координация их проведения осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнит.# |
Усилен контроль. Предусмотрены плановые и внеплановые проверки уполномоченным органом. Плановые проверки Заказчика и постоянно-действующей конкурсной/аукционной/котировочной комиссии осуществляются не более чем один раз в шесть месяцев. Внеплановые проверки - по жалобе. |
24 |
Срок хранения документов не установлен. |
Срок хранения документов должен быть не менее 3-х лет. |
Проведение всех конкурсов, обеспечивающих бесперебойную работу центрального аппарата ФНС России в 2006 году, целесообразно провести до конца 2005 года по старому законодательству.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2006 года в силу вступает Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Закон вводит новый порядок размещения заказов, который существенно отличается от ранее действовавшего, установленного ФЗ от 07.04.1999 N 97-ФЗ.
Новый порядок предоставляет подрядчикам, поставщикам, исполнителям более широкие права на участие в конкурсных процедурах и их обжалование. С другой стороны, ограничиваются права государственного заказчика по установлению условий (критериев) выбора победителя, предложившего лучшие условия поставки продукции. Введены плановые и внеплановые проверки заказчика.
Новым законом вводятся электронные торги, а также закупка без проведения на товарных биржах торгов.
ФНС России указала, что при организации размещения заказов на I квартал 2006 года необходимо руководствоваться письмом Минэкономразвития России от 05.09.2005 N 13785-АШ/Д07.
Письмо Федеральной налоговой службы от 26 октября 2005 г. N ВЕ-6-17/906@ "О вступлении в силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"
Текст письма официально опубликован не был