Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу удержания налога на доходы физических лиц представительством иностранной компании, не осуществляющей предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
При этом специального определения постоянного представительства для целей главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса не предусмотрено. Упоминания об этом термине имеются в главах 25 "Налог на прибыль организаций" и 30 "Налог на имущество организаций", однако предметной связи с налогообложением доходов физических лиц от работы по найму здесь нет. Аналогичная ситуация складывается и в отношении понятия "постоянного представительства", предусмотренного в соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключаемых Российской Федерацией с другими странами. В этих соглашениях указанный термин применяется исключительно для целей налогообложения прибыли и движимого имущества иностранных организаций.
Однако, формально, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 11 Кодекса понятия и термины различных иных (неналоговых) отраслей законодательства, применяются в том значении, какое им придается Кодексом, т.е. в данном случае можно руководствоваться определением постоянного представительства, данным в пункте 2 статьи 306 Кодекса и указывающим на связь с предпринимательской деятельностью иностранной организации в Российской Федерации.
До вступления в силу положений главы 25 Кодекса было принято исходить из общего лексического значения тех или иных терминов и понятий. Постоянное представительство иностранного юридического лица рассматривалось как функционирующее в течение относительно длительного периода времени его структурное подразделение, занимающееся коммерческой деятельностью и осуществляющее представительские, маркетинговые, рекламные функции, а также сбор информации.
Если деятельность представительства иностранной компании, в котором вы работаете, осуществляется на долгосрочной основе, то оно может исполнять функции налогового агента и в соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса исчислять и удерживать у налогоплательщика сумму налога на доходы физических лиц, полученные за работу, выполненную в Российской Федерации. При этом в соответствии с положениями статьи 24 Кодекса налоговый агент обязан также своевременно перечислять налог в бюджет, вести учет выплаченных доходов и перечисленных налогов в бюджет персонально по каждому работнику, представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налога.
Поэтому при соблюдении вашим представительством всех вышеуказанных требований к нему не могут предъявляться претензии со стороны налоговых органов за выполнение функций налогового агента, хотя деятельность головной организации и не носит предпринимательский характер.
Соответственно, и к физическому лицу, работающему в таком представительстве по трудовому договору, не могут предъявляться претензии за неподачу налоговых деклараций.
Заместитель руководителя |
И.Ф. Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если деятельность представительства иностранной компании осуществляется на долгосрочной основе, то оно может исполнять функции налогового агента и исчислять и удерживать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц, полученные за работу, выполненную в Российской Федерации. При этом налоговый агент обязан также своевременно перечислять налог в бюджет, вести учет выплаченных доходов и перечисленных налогов в бюджет персонально по каждому работнику, представлять в налоговый орган по месту своего учета соответствующие документы.
Поэтому при соблюдении представительством указанных требований к нему не могут предъявляться претензии со стороны налоговых органов за выполнение функций налогового агента, хотя деятельность головной организации и не носит предпринимательский характер.
Соответственно, и к физическому лицу, работающему в таком представительстве по трудовому договору, не могут предъявляться претензии за неподачу налоговых деклараций.
Письмо Федеральной налоговой службы от 26 октября 2005 г. N 04-2-03/156 "О порядке удержания налога на доходы физических лиц"
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 8 - 14 ноября 2005 г. N 41