Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Содержание разделов должностного регламента
3.1. Раздел 1. "Общие положения"
Раздел содержит следующие общие сведения организационного характера:
место должности в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы (высшая, главная, ведущая, старшая, младшая);
порядок назначения и освобождения от должности;
непосредственная подчиненность (кому по должности непосредственно подчиняется данный гражданский служащий);
наличие и состав непосредственно подчиненных данному гражданскому служащему структурных подразделений и (или) отдельных гражданских служащих в связи со служебной деятельностью (если таковые имеются);
порядок замещения (кто замещает данного гражданского служащего во время его отсутствия и кого замещает данный гражданский служащий).
3.2. Раздел 2. "Квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности"
3.2.1. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.
3.2.2. Согласно статье 12 Федерального закона в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
3.2.3. Перечень квалификационных требований к гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в Службе, Управлении (к стажу работы по специальности, уровню и характеру знаний и навыков, деловым и личностным качествам) приведен в приложении N 2 к Рекомендациям.
3.2.4. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, а также к личностным качествам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются на основании предложений руководителей структурных подразделений.
3.3. В пункте "Должен знать" излагается обязательный состав общих и специальных знаний, необходимых гражданскому служащему для выполнения возложенных на него функций (законодательные акты, положения, инструкции, нормативные и методические документы), которые он должен учитывать и уметь использовать при выполнении своих служебных обязанностей:
Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации, иные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с гражданской службой;
законодательные, нормативные и нормативно-методические документы, касающиеся деятельности Службы, Управления, структурного подразделения;
правовые акты, которыми должен руководствоваться гражданский служащий в своей профессиональной деятельности;
правовые акты Службы, которые должны знать все гражданские служащие, а также конкретный гражданский служащий, занимающий ту или иную должность, имеющую свою специфику.
3.4. В пункте "Требования к уровню и характеру знаний и навыков, деловым и личностным качествам" устанавливаются квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам гражданского служащего, а также к личностным качествам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, с учетом его задач и функций.
3.5. Раздел 3. "Должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей"
3.5.1. Данный раздел разрабатывается в соответствии с задачами и функциями Службы (Управления), структурного подразделения и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы.
3.5.2. В подразделе "Функции" формулируется основная задача гражданского служащего конкретной должности, предмет его ведения, участок работы, перечисляется часть функций структурного подразделения, которые полностью или частично выполняются гражданским служащим, занимающим данную должность.
3.5.3. В подразделе "Должностные обязанности" устанавливается порядок исполнения функций. Необходимо определить, что должен делать гражданский служащий, перечислить документы: проекты законов, концепций, программ и аналитических материалов, в разработке которых он участвует и по которым принимает решение.
При формулировании перечня обязанностей гражданского служащего учитывается принятая в федеральных органах исполнительной власти и в Службе (Управлении) организация технологии работы с документами и особенности применяемых технических средств.
3.5.4. Функции, виды работ и должностные обязанности устанавливаются гражданским служащим с соблюдением следующих принципов:
принцип однородности - состав и объем функций формируется таким образом, чтобы обеспечить однородность, технологическую взаимосвязь и соответственно оптимальную специализацию гражданских служащих;
принцип соответствия - установленный объем работы должен соответствовать физическим возможностям человека;
принцип надлежащей детализации - должна быть определена степень детализации круга функций и вида работ;
принцип значимости поручений - в перечне следует определить как весомость в общих задачах, так и место каждого поручения, входящего в круг общих обязанностей подразделения;
принцип повышения квалификации - для постоянного развития и профессионального роста гражданских служащих необходимо периодически пересматривать состав функций и видов работ;
принцип автоматического замещения отсутствующих - при временном убытии отдельного гражданского служащего оставшиеся должны выполнять его функции в полном объеме.
3.6. В подразделе "Права" определяются конкретные права гражданского служащего, необходимые для реализации возложенных на него функций, а также порядок осуществления этих прав. К ним относятся: доступ работника к определенной информации, принятие решений, получение данных, необходимых в работе, право визирования определенных видов документов, а также контроля (за оформлением документов, работой подчиненных, соблюдением служебной дисциплины и др.).
3.7. Подраздел "Ответственность" раскрывает содержание и формы ответственности гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей. В должностном регламенте предусматривается ответственность гражданского служащего, определенная уголовным, административным, гражданским законодательством Российской Федерации, а также законодательством о гражданской службе. Меры ответственности устанавливаются в соответствии с действующим законодательством и с учетом специфики работы Службы (Управления).
При подготовке этого подраздела за основу следует брать положения подразделов "Функции" и "Должностные обязанности".
3.8. Разделы:
"Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения";
"Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений"
3.8.1. Разработка данных разделов осуществляется на основании Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, положений о Службе, об Управлении, о структурном подразделении, административного регламента Службы, а также распределения функций и задач между гражданскими служащими в конкретном структурном подразделении.
3.8.2. В зависимости от того, на каком уровне в управленческой вертикали находится гражданский служащий, ему устанавливаются права и обязанности в принятии определенных управленческих решений.
При формулировании перечня вышеуказанных вопросов для руководителей и специалистов указываются такие вопросы, как: планирование, организация, координирование, регулирование, контроль, анализ. Согласно технологическому разделению труда руководители принимают решение и оценивают результаты его выполнения; для специалистов определяется круг обязанностей по подготовке проектов управленческих решений. Как правило, главный специалист выполняет функции по подготовке решений по сложным стратегическим проблемам, для разрешения которых требуется высокая квалификация, согласование этих решений; ведущий специалист готовит решения по сложным текущим вопросам в той или иной сфере деятельности; специалист 1 категории готовит решения по текущим вопросам и участвует в подготовке всех видов решений, а также проводит оперативную текущую работу по обеспечению их выполнения.
3.9. Раздел "Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений"
Определение сроков и процедур подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядка согласования и принятия данных решений осуществляется на основании законодательства Российской Федерации, Типового регламента взаимодействия органов исполнительной власти, административного регламента Службы, а также указаний руководства.
В интересах повышения содержательности должностного регламента целесообразно определить в данном разделе порядок и периодичность предоставления (а также получения) данным гражданским служащим отчетов, планов и других документов.
3.10. В разделе "Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими Службы (Управления), гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями"
регулируются служебные контакты между должностными лицами данного и иных структурных подразделений центрального аппарата Службы, а также ее территориальных органов, устанавливается круг служебных связей. В этом же разделе перечисляются связи с другими государственными органами, должностными лицами, организациями (предприятиями и организациями транспортного комплекса) и гражданами.
При разработке раздела целесообразно использовать порядок служебного взаимодействия, определенный в положении о структурном подразделении. (Для деятельности гражданских служащих Управления кадрового и финансового обеспечения, например, характерны связи со всеми структурными подразделениями центрального аппарата Службы и ее территориальными органами, департаментами Минтранса России, рядом министерств и ведомств, Пенсионным фондом России, военными комиссариатами, центрами занятости населения г. Москвы и др.)
3.11. Раздел "Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям"
Данный раздел разрабатывается на основании административного регламента Службы, положений о Службе (Управлении), об управлениях и отделах.
3.12. Раздел "Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего"
Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего устанавливаются на основании определенных ему функций и должностных обязанностей. В основу определения показателей рекомендуется положить аналитический метод, разработанный НИИ труда Минтруда России (Методические рекомендации по оценке сложности и качества работы специалистов (для установления квалификационных категорий и дифференциации должностных окладов), Москва, Экономика, 1989).
3.12.1. Результаты профессиональной служебной деятельности гражданского служащего характеризуются, прежде всего, следующими показателями:
- количество (объемы) выполняемых работ;
- качество выполняемых работ;
- сложность служебной деятельности и выполняемых работ;
- соблюдение сроков выполнения работ;
- уровень служебной загруженности;
- наличие незадействованных резервов.
3.12.2. Сложность служебной деятельности гражданского служащего характеризуется следующими основными показателями:
- сложность объекта государственного управления;
- характер и сложность процессов, подлежащих государственному управлению;
- масштаб руководства деятельностью на порученном участке;
- характер работ, составляющих содержание служебной деятельности;
- новизна работ;
- разнообразие и комплексность работ;
- самостоятельность выполнения служебных обязанностей;
- дополнительная ответственность в связи с необходимостью принятия нестандартных управленческих решений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.