Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 2 ноября 2005 г. N 03-02-07/1-286
См. комментарии к настоящему письму
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше обращение с учетом дополнительных ваших пояснений о существе проблемы и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 45 Кодекса обязанность по уплате налога признается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а также после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных сумм налогов.
Пунктом 1 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Кодекса на основании заявления о зачете и решения налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 243 Кодекса сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиком отдельно в федеральный бюджет и каждый государственный внебюджетный фонд.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2003 N 12355/02 указано, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Кодекса и не являются составной частью единого социального налога.
Порядок зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не регулируется статьей 78 Кодекса.
Вместе с тем статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 указанного Федерального закона разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Федеральным законом N 167-ФЗ не определен орган государственной власти либо иное лицо, уполномоченное производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, и не установлен порядок проведения такого зачета (возврата).
Федеральным законом от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" налоговые органы признаны администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 данного Федерального закона администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации являются федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В настоящее время рассматривается вопрос о внесении изменений в Федеральный закон N 167-ФЗ, направленных на возложение на налоговые органы обязанности по проведению зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и установление порядка проведения такого зачета (возврата).
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФЗ от 15.08.96 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" налоговые органы признаны администратором поступлений в бюджеты РФ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФР. В то же время в ФЗ от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не определен орган государственной власти либо иное лицо, уполномоченное производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, и не установлен порядок проведения такого зачета (возврата).
Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос о внесении изменений в ФЗ N 167-ФЗ, направленных на возложение на налоговые органы обязанности по проведению зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и установление порядка проведения такого зачета (возврата).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 ноября 2005 г. N 03-02-07/1-286
Текст письма опубликован в газете "Экономика и жизнь", ноябрь 2005 г., N 48, в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 29 ноября 2005 г. N 44