См. комментарии к настоящему письму
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросам постановки на учет и обязанности уплачивать налог на прибыль организаций иностранной организацией сообщает следующее.
Организация - резидент Швейцарии закупает у российских поставщиков лом и отходы черных металлов и далее реализует их в третьи страны. При этом право собственности на металлолом переходит от российского продавца к организации с даты коносамента, подтверждающего передачу товара перевозчику в российских морских портах. Фирма представительств на территории Российской Федерации не имеет.
1. Постановка на учет иностранных организаций в налоговых органах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 (зарегистрирован Минюстом России 02.06.2000, регистрационный номер 2258), пунктом 2.1.1 которого предусмотрено, в частности, что если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение (филиал, представительство, другое обособленное подразделение) в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то у такой иностранной организации возникает обязанность встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.
В случае если деятельность иной организации или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашениями об избежании двойного налогообложения образует постоянное представительство иностранной организации (зависимые агенты), то такие иностранные организации в соответствии с пунктом 2 вышеуказанного Положения учитываются налоговым органом на основании уведомления по установленной форме.
Если организация не имеет в Российской Федерации какого-либо обособленного подразделения, а также не осуществляет деятельность в Российской Федерации через зависимого агента, оснований для постановки на учет (учета) в налоговом органе Российской Федерации у организации не имеется.
2. В соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и получающие доходы от источников в Российской Федерации, являются плательщиками налога на прибыль организаций.
Согласно положениям статей 246, 306 и 307 Кодекса, прибыль иностранной организации от выполнения работ, оказания услуг на территории Российской Федерации может облагаться налогом на прибыль организаций в Российской Федерации только в том случае, если ее деятельность подпадает под определение "Постоянное представительство".
Наличие или отсутствие постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации определяется исходя из положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а в случае, если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у Российской Федерации (СССР) существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, - в соответствии с положениями соответствующего международного договора, положения которого приоритетны по отношению к положениям внутреннего законодательства Российской Федерации.
Подпунктом "е" пункта 4 статьи 5 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.95 (далее - Соглашение) предусмотрено, что содержание постоянного места деятельности исключительно для цели закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия не рассматривается как постоянное представительство.
Аналогичные положения содержатся в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах. Так, пунктом 8 статьи 306 Кодекса установлено, что факт осуществления иностранной организацией операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 данной статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации.
Таким образом, даже в случае осуществления организацией деятельности по закупке металлолома через обособленное подразделение в Российской Федерации такая ее деятельность в соответствии с положениями Соглашения не рассматривалась бы как постоянное представительство.
Исходя из изложенного, у предприятия не возникает обязанности уплачивать налог на прибыль организаций в Российской Федерации с сумм дохода, полученного от покупателей металлолома в третьих странах.
Заместитель директора |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен вопрос о постановке на учет и об обязанности уплачивать налог на прибыль швейцарской организацией.
Указано, что если иностранная организация не имеет в РФ обособленного подразделения, а также не осуществляет деятельность в РФ через зависимого агента, оснований для постановки на учет (учета) в налоговом органе РФ у организации не имеется.
Соглашением между РФ и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал предусмотрено, что содержание постоянного места деятельности исключительно для цели закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия не рассматривается как постоянное представительство, поэтому даже в случае осуществления швейцарской организацией деятельности по закупке продукции через обособленное подразделение в РФ такая деятельность не рассматривается как постоянное представительство и у предприятия не возникает обязанности уплачивать налог на прибыль.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 октября 2005 г. N 03-03-04/1/286 "О постановке на учет и налогообложении доходов иностранных организаций"
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 15 ноября 2005 г. N 22