Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 28 октября 2005 г. N 03-11-05/91
См. письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 февраля 2008 г. N 03-11-04/2/35
Вопрос: Товарищество собственников жилья, зарегистрировано в июле 2005 года, является некоммерческой организацией. Осуществляет управление недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70.32), своих собственных помещений не имеет.
При постановке на налоговый учет, товарищество подало заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
ТСЖ будет собирать с собственников помещений платежи за коммунальные услуги (как транзитная организация), плату на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества, целевые взносы, предусмотренные действующим законодательством для осуществления уставной деятельности.
Просим дать разъяснение:
1. Правомерно ли ТСЖ применять упрощенную систему налогообложения, если деятельности ТСЖ не является коммерческой деятельностью, связанную с получением дохода.
2. Необходимо ли ТСЖ (на основании Федерального Закона N 54-ФЗ от 22.05.03) применять контрольно-кассовый аппарат при осуществлении наличных денежных расчетов с жильцами по: платежам за коммунальные услуги, платежам на текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о возможности применения упрощенной системы налогообложения товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
ТСЖ при условии соблюдения всех требований, установленных главой 26.2 Кодекса, праве применять упрощенную систему налогообложения, что подтверждает Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 12.10.2004 N 3114/04, согласно которому автономная некоммерческая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 21.07.2004 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), которые вступают в силу с 1 января 2006 года, прямо указано, что некоммерческие организации вправе применять упрощенную систему налогообложения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "21.07.2005"
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, определяют объект налогообложения в соответствии с положениями статьи 346.15 Кодекса. Доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, имущественных прав и внереализационные доходы, учитываемые при налогообложении, определяются в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса.
В частности, в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях в виде вступительных взносов, членских взносов, целевых взносов и отчислений в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевых вкладов, а также пожертвований, признаваемых таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, не учитываются при определении налоговой базы. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Вместе с тем, в целях статьи 251 Кодекса целевыми, не учитываемыми при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, признаются только вступительные и членские взносы и паевые вклады в некоммерческие организации, к которым рассматриваемые выше платежи членов ТСЖ не относятся.
Исходя из изложенного, плата членов ТСЖ за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги квалифицируются в качестве выручки от реализации работ, услуг и, соответственно, учитываются ТСЖ при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с положениями Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт" налогоплательщики, в том числе и применяющие упрощенную систему налогообложения, в случае продажи товаров, выполнении работ или оказании услуг на территории Российской Федерации обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.
Заместитель директора |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целевыми, не учитываемыми при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, признаются только вступительные и членские взносы и паевые вклады в некоммерческие организации, к которым не относится плата членов ТСЖ за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги.
Указанные платежи членов ТСЖ квалифицируются в качестве выручки от реализации работ, услуг и, соответственно, учитываются ТСЖ при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 октября 2005 г. N 03-11-05/91
Текст письма официально опубликован не был