Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 сентября 2005 г. N 4563/05
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 5 сентября 2005 г.
Судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Чистяков# А.И., судей Пановой И.В., Финогенова В.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болгаром П.В., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Нефте-Стандарт" о признании недействующей Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.07.2003 N 806.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Нефте-Стандарт" - Чичерин В.П. (доверенность от 05.08.2005);
Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации:
Гусев О.Н. - сотрудник департамента правового обеспечения (доверенность от 07.02.2005 N 1215-ГГ/ДО2);
Искоскова М.В. - сотрудник Федеральной таможенной службы (паспорт доверенность от 05.08.2005 N 12036-ГГ/ДО2);
Морозова О.В. - сотрудник Федеральной таможенной службы (доверенность от 05.08.2005 N 12037-ГГ/ДО2).
Рассмотрев доводы, изложенные в заявлении и отзыве на него, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.07.2003 N 806 утверждена Инструкция о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), которая зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 14.08.2003 N 4979, опубликована в "Российской газете" 21.08.2003 N 165 (далее - Инструкция).
Согласно преамбуле названного приказа Инструкция утверждена на основании статьи 180 Таможенного кодекса Российской Федерации (1993 года) в целях обеспечения подтверждения таможенными органами фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации, ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, а также транзита товаров через указанную территорию для реализации права российских лиц на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и акцизам в случаях, установленных статьями 164, 165 и 183 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции она устанавливает:
- порядок обращения российских лиц (далее - заявители) в таможенные органы за подтверждением фактического вывоза (ввоза) товаров;
- условия и порядок получения заявителями от таможенных органов письменного подтверждения даты фактического пересечения товарами таможенной границы Российской Федерации для представления в уполномоченные банки сведений, необходимых для отсчета сроков поступления выручки от экспорта товаров;
- требования к документам, представляемым заявителями в таможенные органы для подтверждения фактического вывоза (ввоза) товаров;
- сроки рассмотрения таможенными органами обращений по вопросам подтверждения фактического вывоза (ввоза) товаров;
- отметки, проставляемые должностными лицами таможенных органов при подтверждении фактического вывоза (ввоза) товаров на представленных документах.
В связи с введением в действие с 01.01.2004 Таможенного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 28.05.2003 N 61-ФЗ) Государственный таможенный комитет Российской Федерации письмом от 26.12.2003 N 01-06/50580, опубликованным в "Таможенных ведомостях", N 6, 2004 и "Таможенном вестнике", N 3, 2004, сообщил о том, что Инструкция действует в части не противоречащей Кодексу.
В качестве правовых оснований заявленного требования заявитель ссылается на то, что Инструкция подлежит признанию не действующей, как не соответствующая пункту 1 статьи 5 Таможенного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3, 4 пункта 3 статьи 6 Таможенного кодекса Российской Федерации и подпунктами 1, 3, 7, 8 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель полагает, что при реализации своего права на применение налоговой ставки 0 процентов, предусмотренного статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации, Инструкция возлагает на него дополнительные и непредусмотренные законом обязанности, которые должны выполняться за пределами (временными и пространственными) процедуры вывоза товаров и сверх процедур соблюдения таможенного режима экспорта товаров, что, по его мнению, выражается в необходимости обращения в таможенные органы за подтверждением фактического вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации и возможности получения такого подтверждения лишь при соблюдении порядка обращения и по форме, установленным Инструкцией.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации возражает против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что Инструкция не противоречит нормам Таможенного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации, издана Государственным таможенным комитетом Российской Федерации на основании полномочий, указанных в статье 180 Таможенного кодекса Российской Федерации (1993 года), действовавшего в период ее утверждения, в целях реализации, предусмотренных статьями 164 и 183 Налогового кодекса Российской Федерации прав налогоплательщиков, и возможности соблюдения ими порядка подтверждения этих прав, установленного статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
В результате обсуждения с лицами, участвующими в деле, оспариваемого правового нормативного акта и приведенных заявителем правовых актов, которым, по его мнению, он противоречит, их характера, предмета и целей правового регулирования суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Таможенного кодекса Российской Федерации в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации, федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, и федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издают правовые акты в области таможенного дела.
Согласно подпунктам 1, 3, 4 пункта 3 статьи 6 Таможенного кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт в области таможенного дела признается не соответствующим Кодексу, если такой акт:
- издан органом, не имеющим в соответствии с Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
- изменяет установленные Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых таможенным законодательством Российской Федерации, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;
- изменяет содержание понятий, определенных в Кодексе, либо если эти понятия используются в ином значении, чем в Кодексе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Согласно подпунктам 1, 3, 7, 8 пункта 1 статьи 6 Налогового Кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, если такой акт:
- издан органом, не имеющим в соответствии с Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
- изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены Кодексом;
- изменяет установленные Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены Кодексом;
- изменяет содержание понятий и терминов, определенных в Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в Кодексе.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпунктам 3, 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы в числе документов представляются следующие документы:
- грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Таможенная декларация, а также иные документы, содержащие отметки таможенных органов относятся к категории документов, возникающих в процессе таможенного оформления товаров и таможенного контроля, в порядке, устанавливаемом актами таможенного законодательства, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.
В соответствии со статьей 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (1993 года), действовавшего на день утверждения Инструкции, Государственный таможенный комитет Российской Федерации обладал полномочиями по изданию в пределах своей компетенции нормативных актов по таможенному делу и согласно статьями# 126, 180 этого же кодекса был вправе определять порядок производства таможенного оформления и правила проведения таможенного контроля.
Поскольку подтверждение таможенными органами фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации невозможно без установления факта таможенного оформления товара и его легального пересечения таможенной границы Российской Федерации, что может быть осуществлено лишь по результатам таможенного контроля, Государственный таможенный комитет Российской Федерации на основании указанных выше полномочий был вправе установить порядок такого подтверждения путем издания оспариваемой Инструкции.
В результате исследования содержания и смысла правовых норм, изложенных в Инструкции, судом не установлены признаки их влияния, изменяющего основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, а также содержание понятий и терминов, определяемых Таможенным кодексом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что предусмотренные Инструкцией обязанности по обращению в таможенный орган с заявлением и представлению необходимых документов нарушают его права. является необоснованным, поскольку выполнение этих обязанностей обусловлено требованием, предусмотренным подпунктами 3, 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, предоставить в налоговый орган соответствующие документы при реализации им права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Таким образом, Инструкция устанавливает порядок, обеспечивающий налогоплательщикам, в том числе заявителю, возможность подтверждения своего права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговые вычеты, и поэтому не может быть признана нарушающей права заявителя.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения заявления общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Нефте-Стандарт" не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил признать Инструкцию о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденную приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.07.2003 N 806 соответствующей пункту 1 статьи 5 Таможенного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственной# предприятие "Нефте-Стандарт" о признании недействующей названной инструкции отказать.
Председательствующий |
А.И. Чистяков |
Судьи
|
И.В. Панова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общество обратилось с требованием о признании недействующей Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК РФ от 21.07.2003 N 806. По мнению заявителя, оспариваемый акт возлагает на него дополнительные и не предусмотренные законом обязанности при реализации своего права на применение налоговой ставки 0 процентов, предусмотренного ст. 164 НК РФ.
Как пояснил Высший Арбитражный Суд РФ, поскольку для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при исчислении НДС необходимо представить в том числе и таможенные документы, оформляемые в процессе таможенного контроля, следовательно, уполномоченный орган в сфере таможенного дела был вправе установить порядок такого подтверждения путем издания оспариваемой Инструкции. Суд отклонил довод о том, что предусмотренные Инструкцией обязанности по обращению в таможенный орган с заявлением о представлении необходимых документов нарушают его права, поскольку выполнение этих обязанностей обусловлено требованием, установленным п.п. 3, 4 п. 1 ст. 165 НК РФ, предоставить в налоговый орган соответствующие документы при реализации им права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Таким образом, оспариваемая Инструкция признана ВАС РФ соответствующей п. 1 ст. 5 ТК РФ и п. 1 ст. 4 НК РФ.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 сентября 2005 г. N 4563/05
Текст решения официально опубликован не был