Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Фонда ОМС
от 22 августа 2005 г. NN 4076-ВС, 3986/40-3/и
"О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 г."
Во исполнение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.05 N 461 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 г." Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования направляет разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 г. (далее - территориальная программа).
1. Структура территориальной программы.
Территориальная программа включает:
1.1. Перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования и других поступлений;
1.2. Перечни медицинских организаций и учреждений, работающих в системе ОМС и медицинских организаций и учреждений, финансируемых из бюджетов;
1.3. Сводный расчет объемов и стоимости территориальной программы (приложение 5, макет таблиц 1 - 2);
1.4. Сводный баланс расчетной и утвержденной стоимости территориальной программы (приложение 5, макет таблиц 3 - 4);
1.5. Муниципальные задания на предоставление медицинских услуг в медицинских учреждениях муниципальных образований;
1.6. Задания медицинским организациям и учреждениям субъекта Российской Федерации, ведомственным и частным медицинским организациям, работающим в системе ОМС, на реализацию объемов медицинской помощи, утвержденных территориальной программой;
1.7. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации территориальной программы (не меньше соответствующего перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.10.04 N 1344-р);
1.8. Перечень специализированной высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в медицинских учреждениях субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
1.9. Условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации в рамках территориальной программы.
2. Порядок разработки и финансирования выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования, а также контроль за их реализацией осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.03 N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией".
3. Объемы медицинской помощи по территориальной программе, в т.ч. по территориальной программе обязательного медицинского страхования, необходимо рассчитывать на численность населения субъекта Российской Федерации на начало текущего года без учета военнослужащих и иных лиц, подлежащих государственному страхованию.
4. Амбулаторно-поликлиническая помощь включает профилактические осмотры населения, кроме контингентов граждан, подлежащих соответствующим медицинским осмотрам, порядок и условия проведения которых регламентируются законодательством Российской Федерации;
Амбулаторно-поликлиническая помощь предусматривает оказание первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи участковыми врачами, врачами общей практики (семейными врачами) и врачами-специалистами в амбулаторно-поликлинических, школьно-дошкольных учреждениях и на дому.
Первичный доврачебный амбулаторный прием может проводиться специалистами сестринского дела (фельдшер, акушерка, медицинская сестра), учитываемых в "Прочих видах медицинской помощи".
ФАПы самостоятельные и входящие в структуру ЦРБ и участковых больниц финансируются из муниципального бюджета.
5. Норматив стоимости единицы объема медицинской помощи в среднем по программе включает все виды финансовых расходов медицинских учреждений, направляемых на оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации.
6. Норматив стоимости единицы объема медицинской помощи по базовой программе обязательного медицинского страхования, за счет средств ОМС, включает следующие статьи расходов в соответствии с Федеральным законом от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции от 23.12.04):
подстатья 211 "Заработная плата";
подстатья 213 "Начисления на оплату труда";
статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - расходы на приобретение медикаментов, перевязочных средств, медицинского инструментария со сроком службы до 12 месяцев, реактивов и химикатов, стекла и химпосуды, продуктов питания и прочие лечебные расходы;
статья 310 "Увеличение стоимости основных средств" - расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования, медицинского инструментария со сроком службы более 12 месяцев;
подстатья 226 "Прочие услуги" - расходы учреждения по оплате договоров на оказание услуг: расходы по оплате стоимости анализов, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории), расходы по оплате за организацию питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).
7. Утвержденные федеральные финансовые нормативы являются минимальными, без учета коэффициента удорожания условной единицы бюджетной услуги (районных коэффициентов).
В 2005 г. расходы на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы (в соответствии с Федеральным законом от 10.06.00 N 82-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29.12.04 N 198-ФЗ) и на дополнительные виды выплат, принятых постановлениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в утвержденных финансовых нормативах не учитывались.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 82-ФЗ следует читать как "19.06.00"
8. Расчет стоимости территориальной программы ОМС в субъекте Российской Федерации следует проводить: с учетом финансирования всех статей расходов медицинских учреждений (по полному тарифу), и с учетом финансирования из средств ОМС по пяти статьям расходов.
9. За счет средств бюджетов муниципальных образований (раздел IV, пункт "в" Программы) финансируется первичная медико-санитарная помощь в муниципальных амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, за исключением статей расходов, финансируемых из средств ОМС.
Медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов, решением органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, может финансироваться как за счет средств бюджетов муниципальных образований, так и за счет средств ОМС в установленном порядке.
Медицинская помощь при отдельных состояниях, возникающих в перинатальном периоде, относится в основном к специализированной высокотехнологичной медицинской помощи и финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета.
10. Заболевания зубов и полости рта, в соответствии с МКБ-10, относятся к болезням органов пищеварения и включены в базовую программу ОМС.
При планировании и учете объемов гарантируемой стоматологической помощи населению по территориальной программе на 2006 г. рекомендуется переводной коэффициент 4,0 при пересчете УЕТ (условная единица трудоемкости) в посещения.
Приложения:
а) методика расчета тарифа страхового взноса на ОМС неработающих граждан (приложение 1);
б) рекомендуемые объемы стационарной, амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей медицинской помощи (приложение 2, таблицы 1 - 4);
в) относительные коэффициенты стоимости единиц объемов медицинской помощи по профилям коек и врачебным специальностям (приложение 3, таблицы 1 - 3);
г) финансово-экономическое обоснование Программы госгарантий и базовой программы ОМС на 2006 г. (приложение 4);
д) сводный расчет объемов и стоимости территориальной программы и сводный баланс расчетной и утвержденной стоимости территориальной программы (приложение 5, макеты таблиц 1 - 4).
Заместитель Министра здравоохранения |
В.И. Стародубов |
Директор Федерального фонда |
A.M. Таранов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства РФ от 28.07.05 N 461 утвердило Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 г. При этом было установлено, что на основании федеральной программы должны быть подготовлены и соответствующие территориальные программы в регионах России.
Минздравсоцразвития и Фонд ОМС России дают разъяснения о составе такой территориальной программы (Перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования и других поступлений; Перечни медицинских организаций и учреждений, работающих в системе ОМС и медицинских организаций и учреждений, финансируемых из бюджетов; Сводный расчет объемов и стоимости территориальной программы и т.д.).
Указывается также, что объемы медицинской помощи по территориальной программе, в т.ч. по территориальной программе обязательного медицинского страхования, рассчитываются на численность населения субъекта РФ на начало текущего года. При этом не учитываются военнослужащие и иные лица, подлежащие государственному страхованию.
Определено, что норматив стоимости единицы объема медицинской помощи в среднем по программе включает все виды финансовых расходов медицинских учреждений, направляемых на оказание медицинской помощи гражданам РФ. На федеральном уровне утверждаются минимальные финансовые нормативы без учета коэффициента удорожания условной единицы бюджетной услуги (районных коэффициентов).
В Письме разъяснены также некоторые вопросы финансирования территориальных программ и установлено, что расчет стоимости территориальной программы ОМС в целом осуществляется с учетом финансирования всех статей расходов медицинских учреждений (по полному тарифу), и с учетом финансирования из средств ОМС по пяти статьям расходов.
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Фонда ОМС от 22 августа 2005 г. NN 4076-ВС, 3986/40-3/и "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 г."
Текст письма опубликован в журнале "Здравоохранение", 2005 г., N 11, в журнале "Главврач", 2006 г., N 1, в сборнике законодательных актов и нормативных документов "Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации", Москва 2006, том N 22