Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2005 г. N 31-Г05-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 9 ноября 2005 года дело по кассационной жалобе ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов" на решение Верховного суда Чувашской Республики от 28 июля 2005 гола, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений нормативных правовых актов Кабинета Министров Чувашской Республики.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителя ОАО Ш., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя Кабинета Министров Чувашской Республики Ч., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М., полагавшей, что решение суда подлежит частичной отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2003 года N 335 утвержден Порядок принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Чувашской Республики (далее - Порядок принятия решений об условиях приватизации), в соответствии с пунктом 1.1. которого к стратегическим предприятиям и акционерным обществам были отнесены открытые акционерные общества, акции которых находятся в республиканской собственности, и участие Чувашской Республики в управлении которыми обеспечивает социальные и экономические интересы Чувашской Республики, в том числе:
открытые акционерные общества, акции которых находятся в собственности Чувашской Республики (приложение N 2);
открытые акционерные общества, в отношении которых Кабинет Министров Чувашской Республики принял решение об использовании специального права на участие Чувашской Республики в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции") (приложение N 3).
ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов" был отнесен к числу акционерных обществ приложения N 2.
25 августа 2004 года Кабинетом Министров Чувашской Республики принято постановление N 194 "О прогнозном плане (программе) приватизации республиканского имущества на 2005 год и основных направлениях приватизации республиканского имущества до 2007 года", пунктом 2 которого ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов" исключено из Приложения N 2 к Порядку принятия решений об условиях приватизации и включено в приложение N 3 в число открытых акционерных обществ, в отношении которых Кабинет Министров Чувашской Республики принял решение об использовании специального права на участие Чувашской Республики в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции").
Аналогичные положения были приведены и в подпункте 2 пункта 2.4 раздела 2 утвержденного этим же постановлением Прогнозного плана приватизации.
ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов" (далее - ОАО "ЧЗСМ") обратилось в суд с заявлением о признании недействующими пункта 1.1. Порядка принятия решений об условиях приватизации в части включения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в республиканской собственности, в список открытых акционерных обществ, участие Чувашской Республики в управлении которыми обеспечивает социальные и экономические интересы Чувашской Республики, пункта 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2004 года N 194 в части исключения ОАО "ЧЗСМ" из приложения N 2 и включения в приложение N 3, а также подпункта 2 пункта 2.4 раздела 2 Прогнозного плана приватизации о его отнесении к числу открытых акционерных обществ, в отношении которых Кабинет Министров Чувашской Республики принял решение об использовании специального права на участие Чувашской Республики в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции").
В обоснование требований заявитель указал на то, что согласно пункту 1.1. Порядка принятия решений об условиях приватизации все акционерные общества, акционером которых является Чувашская Республика, автоматически включаются в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, обеспечивающих социальные и экономические интересы Чувашской Республики. Отнесение же ОАО "ЧЗСМ" к таким стратегическим акционерным обществам и применение специального права республики на участие в управлении им противоречит федеральному и республиканскому законодательству и нарушает право заявителя по распоряжению принадлежащим ему имуществом.
В связи с внесением в Порядок принятия решений об условиях приватизации изменений и изложения его пункта 1.1 в новой редакции (24.12.2004 N 340) ОАО "ЧЗСМ" требования о его признании противоречащим закону не поддержал.
Решением Верховного суда Чувашской Республики от 28 июля 2005 года в удовлетворении заявления ОАО о признании указанных выше норм, включая пункт 1.1 Порядка, отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда в части отказа в признании недействующим пункта 1.1 Порядка принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Чувашской Республики неправильным и подлежащим отмене с прекращением производства по делу. Для отмены решения суда в остальной части оснований не имеется.
Учитывая, что пункт 1.1 Порядка принятия решений об условиях приватизации в новой редакции заявителем не оспаривался, у суда не было оснований для принятия решения об отказе в его признании недействующим.
Поскольку недействующая норма нарушений прав заявителя влечь не может, производство по заявленным ОАО требованиям об оспаривании данного пункта в прежней редакции подлежало прекращению.
Отказывая заявителю в удовлетворении остальной части требований, суд обоснованно исходил из того, что Порядок принятия решений об условиях приватизации, Прогнозный план приватизации утверждены Кабинетом Министров Чувашской Республики в полном соответствии с полномочиями, предоставленными ему Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Пунктом 1.1. Порядка принятия решений об условиях приватизации (в ред. 24.12.2004 N 340) к стратегическим предприятиям и акционерным обществам, обеспечивающим социальные и экономические интересы Чувашской Республики, отнесены, в частности, открытые акционерные общества, акции которых находятся в собственности Чувашской Республики и участие в управлении которыми обеспечивает социальные и экономически интересы Чувашской Республики.
ОАО "ЧЗСМ", часть акций которого принадлежит Чувашской Республике, было указано в приложении N 2 к Порядку принятия решений об условиях приватизации и отнесено к таким стратегическим акционерным обществам.
Такие правовые положения полностью соответствуют положениям статьи 6 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", статье 3 Закона Чувашской Республики "О приватизации государственного имущества Чувашской Республики", согласно которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации утверждают применительно к вопросам приватизации перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, обеспечивающих социальные и экономические интересы субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать решения об использовании специального права на участие соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами. Решение об использовании специального права ("золотой акции") может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций находящихся в государственной собственности.
Изложенное означает, что решение вопроса о применении специального права ("золотой акции") передано на усмотрение Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
Как установлено судом, производственная деятельность заявителя сопряжена с выработкой опасных для здоровья граждан отходов, фактами превышения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Кроме этого завод расположен в исторической, центральной части города в прибрежной зоне р. Волга, на селитебной территории, предназначенной под жилую и общественную застройку.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что при исключении ОАО "ЧЗСМ" из состава стратегических акционерных обществ (приложение N 2) и его включение в число обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права управления (приложение N 3), предусмотренные федеральным законом условия принятия такого решения Кабинетом Министров Чувашской Республики соблюдены.
Довод кассационной жалобы заявителя о том, что согласно прежней редакции пункта 1.1 Порядка к стратегическим предприятиям и акционерным обществам относились предприятия и акционерные общества, указанные как в приложении N 2, так и в приложении N 3, следовательно, исключение ОАО "ЧЗСМ" из одного указанного приложения и его включение в другое нельзя рассматривать в качестве исключения общества из числа стратегических и основания для принятия решения о применении права "золотой акции", является необоснованным и отмены решения суда не влечет.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, принятыми по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует федеральный закон.
Действительно, по смыслу прежней редакции пункта 1.1 Порядка включенные в приложение N 3 открытые акционерные общества, в отношении которых Кабинет Министров Чувашской Республики принял решение об использовании специального права на участие Чувашской Республики в управлении ими ("золотой акции"), наравне с предприятиями и акционерными обществами приложения N 2 были отнесены к категории стратегических акционерных обществ.
Данное положение противоречило требованиям статей 6 и 38 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и не подлежало применению. К тому же оно не нарушало прав и законных интересов заявителя, который изначально был включен в приложение N 2, а не в приложение N 3, что не противоречило федеральному закону. Впоследствии указанное противоречие было устранено, и у заявителя отпали основания считать, что в отношении него не было принято решение об исключении из состава стратегических акционерных обществ.
Ссылка в дополнении к кассационной жалобе на то, что при вынесении решения судом была нарушена тайна совещательной комнаты, является несостоятельной. Факта удаления суда 27 июля 2005 года в совещательную комнату для вынесения решения и его оглашения в 14 часов следующего дня недостаточно для того, чтобы считать, что при этом была нарушена тайна совещательной комнаты.
Прочие доводы жалобы проверялись судом, направлены на иную оценку обстоятельств, исследованных им по правилам статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Чувашской Республики от 28 июля 2005 года в части отказа в признании недействующим пункта 1.1 Порядка принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Чувашской Республики отменить и производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Чебоксарский завод строительных материалов" без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2005 г. N 31-Г05-12
Текст определения официально опубликован не был