Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 ноября 2005 г. N 03-03-04/4/83
Вопрос: На основании п. 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ Федеральное государственное унитарное предприятие (далее - ФГУП) просит Вас разъяснить следующий вопрос:
Наше предприятие 24 апреля 2003 года заключило Договор аренды федерального недвижимого имущества, находящегося на территории г. Москвы и закрепленного за Арендодателем на праве хозяйственного ведения. В 2004 году на основании Договора аренды ФГУП начислена и перечислена в федеральный бюджет сумма штрафных санкций за просрочку оплаты арендной платы.
Означает ли это, что мы вправе на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ включить в состав внереализационных расходов сумму штрафных санкций, уплаченных в федеральный бюджет за нарушение договорных обязательств.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 02.09.2005 N 3.2-3521 по вопросу признания в составе расходов в целях налогообложения прибыли расходов организации в виде пени, уплачиваемых в связи с несвоевременной уплатой арендных платежей по аренде имущества, находящегося у арендодателя на праве хозяйственного ведения, и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Пункт 2 статьи 270 Кодекса определяет, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.
Таким образом, пени, штрафы и иные санкции, перечисленные в бюджет, не уменьшают полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Как следует из представленных вами сведений, за неисполнение обязательств по уплате арендных платежей в установленный срок вы, как арендатор, уплатили в федеральный бюджет пени за каждый день просрочки.
При этом арендная плата и пени учитываются в составе доходов федерального бюджета по коду бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации 2010240 "Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности".
Учитывая изложенное, сообщаем, что расходы в виде пени за просрочку арендных платежей по аренде имущества, находящегося в государственной собственности, уплаченных арендатором в федеральный бюджет, в связи с пунктом 2 статьи 270 Кодекса не признаются в составе расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики разъясняет, что в соответствии с п.1 ст.270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет, а также в виде штрафов и иных санкций, взимаемых уполномоченными государственными организациями, учету не подлежат. То есть пени, штрафы и иные санкции, перечисленные в бюджет, не уменьшают полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организации.
Поэтому и расходы в виде пени за просрочку арендных платежей по аренде имущества, находящегося в государственной собственности, уплаченных арендатором в федеральный бюджет, не признаются в составе расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 ноября 2005 г. N 03-03-04/4/83
Текст письма официально опубликован не был