Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Хаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.И. Ефимова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В жалобе гражданина А.И. Ефимова оспаривается конституционность пункта 37 статьи 138 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым изменена редакция статьи 421 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой статьи 133 данного Кодекса. По мнению заявителя, это законоположение нарушает его конституционные права, гарантированные статьями 2, 7, 15 (часть 4), 17 (части 1 и 2), 18, 20 (часть 1), 30 (часть 1), 37 (часть 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял А.И. Ефимова о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные гражданином А.И. Ефимовым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Вопрос о том, на каком уровне должен быть установлен минимальный размер оплаты труда, в Конституции Российской Федерации не решается - это компетенция федерального законодателя.
Кроме того, статья 421 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) носит отсылочный характер и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционное право каждого на справедливое вознаграждение за труд. Более того, исходя из содержания этой нормы, она не может применяться при рассмотрении конкретных дел об оплате труда работников.
К тому же, как следует из приложенных к жалобе определения судьи Верховного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года о возврате А.И. Ефимову заявления об обжаловании бездействия Государственной Думы ввиду его неподсудности Верховному Суду Российской Федерации и определения судьи Тверского районного суда города Москвы от 5 октября 2004 года об отказе в принятии его жалобы на действия Государственной Думы, оспариваемая заявителем норма Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в его делах не применялась и не могла быть применена, поскольку названными судами общей юрисдикции указанные решения были вынесены задолго до вступления в силу данного Федерального закона (с 1 января 2005 года).
Таким образом, по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", жалоба А.И. Ефимова не является допустимой.
Фактически же заявитель обжалует бездействие Государственной Думы, выразившееся, по его мнению, в непринятии до настоящего времени федерального закона, устанавливающего в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации одновременно на всей территории Российской Федерации минимальный размер оплаты труда на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Однако разрешение данного вопроса в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова Андрея Ильича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Судья-секретарь |
Ю.М. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 г. N 394-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова Андрея Ильича на нарушение его конституционных прав пунктом 37 статьи 138 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был