Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 ноября 2005 г. N 5268-ВС
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации проанализировало письма, поступающие от руководителей органов управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью субъектов Российской Федерации по основным разделам сферы оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, и подготовило следующие разъяснения:
1. Для аптечных учреждений (организаций) и лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих оборот наркотических средств и психотропных веществ (сельские аптеки, врачебные амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, участковые и сельские больницы и др.), расположенных в труднодоступных и удаленных населенных пунктах и лишенных возможности вывода тревожной сигнализации на пульт дежурных частей органов внутренних дел, допускается возможность выведения сигналов тревоги на звуковые и световые оповещатели, выведенные в охраняемые помещения с круглосуточным режимом работы, при получении заключения территориального органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
2. При хранении наркотических средств и психотропных веществ следует соблюдать все необходимые требования по обеспечению их сохранности. Для этого предлагается осуществлять хранение наркотических средств и психотропных веществ, требующих защиты от повышенной температуры, в технически укрепленном помещении в запирающемся холодильнике (холодильной камере) или в специальной зоне для размещения холодильника (холодильной камеры), отделенной от основного места хранения металлической решеткой с запирающейся дверью.
3. В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" уничтожение наркотических средств и психотропных веществ может осуществляться в случае, когда наркотическое средство или психотропное вещество подвергалось химическому и физическому воздействию, следствием которого стала его непригодность, исключающая возможность восстановления или переработки.
К физическому воздействию можно отнести следующие виды воздействия: инфракрасное, ВЧ и СВЧ электромагнитное, электрогидродинамическое, магнитоимпульсное, лазерное, механическое и др. Вскрытые ампулы (флаконы) с остатками не полностью использованных наркотических средств и психотропных веществ следует считать подвергшимися механическому (физическому) воздействию.
Следовательно, они должны уничтожаться в соответствии с Инструкцией по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным, утвержденной Приказом Минздрава России от 28 марта 2003 г. N 127.
При невозможности своевременного уничтожения остатков не полностью использованных наркотических средств и психотропных веществ предлагается обеспечивать герметичность ампул (флаконов) любым подручным материалом (сургуч, пластилин, воск, парафин и др.), помещать ампулы (флаконы) в любую упаковочную тару (пакет, коробка и т.д.) и хранить в сейфе на отдельной полке до уничтожения (или передачи на уничтожение). Ответственность за обеспечение сохранности и учета остатков не полностью использованных наркотических средств и психотропных веществ несут медицинская сестра, производящая инъекции, и врач, контролирующий проведение инъекции.
Для предметно-количественного учета, списания и уничтожения предлагается фактические остатки не полностью использованных наркотических средств и психотропных веществ во вскрытых ампулах (флаконах) высчитывать арифметически, без учета возможных потерь, в том числе при наборе в шприц и подготовке к инъекции.
4. В связи с созданием специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего осуществление мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ (Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков), предлагается в состав комиссии по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ включать представителей территориальных органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Юридическим лицам, осуществляющим виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в своей работе при передаче на уничтожение или уничтожении наркотических средств и психотропных веществ рекомендуется использовать следующие документы:
договор на передачу наркотических средств и психотропных веществ для уничтожения (приложение N 1);
акт приема-передачи наркотических средств и психотропных веществ, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным (приложение N 2);
акт уничтожения наркотических средств и психотропных веществ, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным (приложение N 3).
5. На основании 21 статьи Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" порядок перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации, а также порядок оформления необходимых для этого документов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Однако до настоящего времени этот порядок не установлен. Поэтому при перевозке наркотических средств и психотропных веществ необходимо руководствоваться положениями указанного Федерального закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 454, требованиями правил перевозок грузов на автомобильном, внутреннем водном, морском, авиационном, железнодорожном транспорте.
Охрана наркотических средств и психотропных веществ может осуществляться:
перевозящими их юридическими лицами (грузоотправителями, грузополучателями или организациями, специализирующимися на перевозках опасных грузов), имеющими лицензию на охрану опасных грузов,
подразделениями органов внутренних дел,
юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), получившими соответствующую лицензию по осуществлению охранной деятельности (Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации").
При каждой перевозке наркотических средств и психотропных веществ следует оговорить необходимость военизированной охраны и организацию, осуществляющую эту охрану.
6. Понятие "запас наркотического средства или психотропного вещества" для учреждений здравоохранения следует понимать как 3-дневная (5-дневная) потребность в этих средствах и веществах, исходя из операционной и реанимационной активности учреждения, с обязательным наличием переходящего остатка. Сроки использования запаса наркотических средств и психотропных веществ не лимитируются, контролирующим органам недопустимо требовать наличия "нулевого" остатка наркотиков или обязательного расходования их при отсутствии показаний к использованию.
7. В целях усиления контроля за отпуском часто используемых в незаконном обороте комбинированных лекарственных средств, содержащих эфедрин, эфедрина гидрохлорид, псевдоэфедрина гидрохлорид, фенилпропаноламин, и других лекарственных средств, включенных в Список N 1 "Сильнодействующие вещества" Постоянного комитета по контролю наркотиков, предлагается ограничить действие рецептов на указанные препараты пределами субъекта Российской Федерации, области, района, города, округа и др.
Решение об ограничении места действия рецептов на вышеуказанные лекарственные средства принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным органом по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
8. Обращаем внимание, что в 2005 году Список N 1 "Сильнодействующие вещества" Постоянного комитета по контролю наркотиков пополнился новыми позициями:
123. Таблетки состава: парацетамола 325 мг, псевдоэфедрина гидрохлорида 30 мг (решение от 27 января 2005 г. N 1/97-2005);
124. Таблетки и сироп состава: парацетамола 325 мг, псевдоэфедрина гидрохлорида 30 мг, гвайфеназина 100 мг, декстрометорфана гидробромида 10 мг (решение от 13 апреля 2005 г. N 2/98-2005);
125. Таблетки состава: парацетамола 500 мг, псевдоэфедрина гидрохлорида 20 мг, кофеина 10 мг (решение от 13 апреля 2005 г. N 2/98-2005);
126. Таблетки состава: парацетамола 162,5 мг, псевдоэфедрина гидрохлорида 15 мг, терфенадина 15 мг (решение от 13 апреля 2005 г. N 2/98-2005).
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предлагает довести данную информацию до сведения всех руководителей органов управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью, лечебно-профилактических учреждений и аптечных учреждений (организаций), а также других организаций, осуществляющих оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
Заместитель Министра |
В.И. Стародубов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доводятся разъяснения по вопросам оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Разъяснены, в частности, отдельные вопросы уничтожения наркотических средств и психотропных веществ, вопросы их перевозки, хранения в труднодоступных и удаленных населенных пунктах. Указано на дополнение в 2005 году Списка N 1 "Сильнодействующие вещества" Постоянного комитета по контролю наркотиков новыми позициями.
В связи с созданием Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков предлагается в состав комиссий по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ включать представителей территориальных органов этой службы.
Приводится форма договора на передачу наркотических средств и психотропных веществ для уничтожения, форма акта приема-передачи наркотических средств и психотропных веществ, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным, а также акта уничтожения этих средств. Эти формы рекомендовано использовать юридическим лицам, осуществляющим деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Указано, что охрана наркотических средств и психотропных веществ может осуществляться перевозящими их юридическими лицами, имеющими лицензию на охрану опасных грузов, подразделениями органов внутренних дел, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими соответствующую лицензию по осуществлению охранной деятельности.
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 ноября 2005 г. N 5268-ВС
Текст письма опубликован в журнале "Новая аптека", 2006 г., N 3