Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 19 декабря 2005 г. N 03-03-04/3/19
Вопрос: ОАО Страховое общество просит дать разъяснения по вопросу формирования налоговой базы по налогу на прибыль страховой организации.
Наша страховая организация осуществляет обязательное страхование авиапассажиров в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.07.1992. N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров". В соответствии со структурой тарифной ставки по данному виду страхования, отчисления в Резерв предупредительных мероприятий составляют 80% от брутто-ставки. Средства из указанного резерва в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, расходуются на мероприятия по предупреждению несчастных случаев на воздушном транспорте.
Вправе ли наша страховая организация включать обоснованные и документально подтвержденные затраты в виде расхода средств из Резерва предупредительных мероприятий в состав внереализационных расходов на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 08.11.05 г. N 1.1-1116 и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации (далее - Закон) для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности.
В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества (РПМ).
Из указанной нормы следует, что РПМ не предназначен для осуществления страховых выплат и не относится к страховым резервам. Кроме того, согласно статьям 25 и 26 Закона РПМ не является элементом финансовой устойчивости страховщика и создание РПМ не обязательно. Данные положения закона отражают существо страхования.
Исходя из изложенного, применение для РПМ режима налогообложения, который установлен для страховых резервов (принятие к вычету указанных страховых резервов при определении налогооблагаемой базы) необоснованно, что и предусмотрено нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что в целях налогообложения расходы на финансирование предупредительных мероприятий не могут учитываться и в составе других обоснованных внереализационных расходов страховых организаций, определенных подпунктом 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса, поскольку, как это отмечалось выше, эти расходы не связаны с выполнением страховщиком страховых обязательств.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 24-00/КП-51 устанавливает, что непризнание отчислений на финансирование предупредительных мероприятий расходом страховых организаций для целей налогообложения не лишает их права при условии включения таких отчислений в состав страхового тарифа производить и учитывать их в качестве расходных статей при формировании прибыли. Это обусловлено тем, что порядок формирования финансового результата регулируется нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности, а не Налоговым кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, РПМ, сформированный вашей компанией, не должен уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
Заместитель директора |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества (РПМ), формируемые страховщиками, не предназначены для осуществления страховых выплат и не связаны с выполнением страховщиком страховых обязательств. Поэтому принятие к вычету указанных страховых резервов при определении налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль необоснованно. Расходы на финансирование предупредительных мероприятий не могут учитываться и в составе других обоснованных внереализационных расходов страховых организаций.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 декабря 2005 г. N 03-03-04/3/19
Текст письма официально опубликован не был