Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" признан утратившим силу с 1 января 2011 г.
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и могут быть использованы аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при проведении аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Цель методических рекомендаций:
- пояснить практическое применение базовых принципов и необходимых процедур аудита инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
- дать рекомендации по применению аудиторских стандартов на базе конкретного материала и объекта аудита.
Задачи методических рекомендаций:
- оказание помощи аудиторам в определении подходов к проведению аудита инвентаризации;
- рекомендации по применению аудиторских стандартов при аудите инвентаризации.
Сфера применения методических рекомендаций:
Аудит финансовой отчетности:
- обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- инициативный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.
1.1. Основные определения
Аудиторская процедура - определенный порядок действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита.
Имущество - основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.
Финансовые обязательства - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы, резервы и пр.
Инвентаризация - прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества аудируемого лица, информацию о состоянии и стоимости такого имущества, а также информацию о финансовых обязательствах аудируемого лица.
1.2. Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации
1. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" (в ред. от 16.04.2005 г.).
2. Федеральный закон от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 30.06.2003 г.).
3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н).
5. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (в ред. постановлений Госкомстата РФ от 27.03.2000 N 26, от 03.05.2000 N 36).
1.3. Цель аудита
Целью аудита является получение доказательств по вопросам:
- подтверждения фактического наличия имущества и реальности финансовых обязательств;
- действительности результатов инвентаризации;
- полноты и своевременности отражения результатов проведения инвентаризации.
Аудитору необходимо:
- установить, насколько правильно организована и проведена инвентаризация;
- установить правильность оформления результатов инвентаризации;
- оценить полноту и своевременность отражения ее результатов в бухгалтерском учете;
- оценить систему внутреннего контроля аудируемого лица.
Этапы проведения аудита:
- планирование аудита;
- сбор аудиторских доказательств;
- завершение аудита.
Аудиторские стандарты, применяемые при проверке:
- Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях (федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности (далее - стандарт N 17)
- Согласование условий проведения аудита (стандарт N 12)
- Планирование аудита (стандарт N 3)
- Существенность в аудите (стандарт N 4)
- Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом (стандарт N 8)
- Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе проведения аудита (стандарт N 14)
- Аудиторская выборка (стандарт N 16)
- Документирование аудита (стандарт N 2)
- Аудиторские доказательства (стандарт N 5)
- Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности (стандарт N 6).
II. Сбор аудиторских доказательств
2.1. Подготовительный этап
До начала проведения аудита инвентаризации аудитору необходимо выполнить следующие контрольные процедуры:
- ознакомиться с учетной политикой аудируемого лица;
- ознакомиться с порядком проведения инвентаризации;
- выяснить частоту проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
- выяснить, проводились ли инвентаризации в межинвентаризационный период;
- выяснить, проводились ли внезапные инвентаризации денежных средств и денежных документов в кассе;
- ознакомиться с документацией по ранее проводившимся аудируемым лицом инвентаризациям (сличительные ведомости, объяснительные записки материально ответственных лиц);
- ознакомиться с номенклатурой и объемами имущества и выявить дорогостоящее имущество;
- проанализировать систему учета товарно-материальных ценностей;
- проанализировать систему внутреннего контроля экономического субъекта, выявить ее слабые и сильные стороны.
Цель данных контрольных процедур - помочь аудитору в оценке правильности и надежности процедур, проводимых аудируемым лицом, в ходе инвентаризации.
2.2. Процедура получения аудиторских доказательств
При проведении аудита аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих контрольных процедур:
- запроса
Инспектирование
Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов.
Инспектирование позволяет получить документальные аудиторские доказательства.
В ходе инспектирования записей и документов аудитор получает аудиторские доказательства средств внутреннего контроля над процессом их обработки.
Инспектирование материальных активов позволяет получить надежные аудиторские доказательства относительно их существования, но не обязательно относительно собственности на них или стоимостной оценки.
Аудитору следует:
- проверить правильность записей в инвентаризационных описях;
- проверить соответствие инвентаризационных описей унифицированным формам;
- проверить фактическое наличие материальных ценностей;
- проверить реальность финансовых обязательств.
Наблюдение
Наблюдение представляет собой взгляд на процесс, выполняемый другими лицами (персоналом экономического субъекта).
Наблюдение за процессом проведения инвентаризации в ходе аудиторской проверки позволяет аудитору инспектировать (см. выше) имущество и финансовые обязательства, наблюдать за соблюдением установленного руководством аудируемого лица порядка проведения инвентаризации, а также получить доказательства надежности процедур руководства.
В процессе наблюдения за проведением инвентаризации экономическим субъектом аудитору следует зафиксировать в рабочих документах факт соблюдения/несоблюдения установленного порядка проведения инвентаризации.
Запрос
Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах и за пределами места нахождения аудируемого лица.
Запросы могут быть различными: от официальных письменных запросов, адресованных третьим лицам, до неофициальных устных запросов, адресованных работникам аудируемого лица.
Подтверждение
Подтверждение представляет собой ответ на запрос подтвердить информацию, содержащуюся в бухгалтерских записях. Ответы на запросы могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал, или которые подтверждают аудиторские доказательства.
Аудитору следует разослать письменные запросы:
- дебиторам и кредиторам с целью подтверждения числящейся в бухгалтерском учете задолженности;
- арендаторам, переработчикам сырья, покупателям (на товары отгруженные, на которые право собственности к ним не перешло) и пр. с целью подтверждения находящегося у них имущества;
- арендодателям, давальцам, поклажедателям и пр. с целью подтверждения факта нахождения у аудируемого лица имущества, не принадлежащего ему на праве собственности;
- в других случаях.
Пересчет
Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.
Аудитору следует принять участие:
- в проведении контрольных измерений (взвешивание, пересчет) с целью проверки надежности средств контроля и соответствия фактического наличия данным бухгалтерского учета;
- в проведении контрольных расчетов создаваемых резервов, числящихся на счетах бухгалтерского учета и отраженных в первичных документах.
Аналитические процедуры
Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации.
В процессе аудита аудитору следует:
- проанализировать утвержденный порядок проведения инвентаризации на предмет его соответствия нормативным актам;
- проанализировать полученные результаты текущей инвентаризации и сравнить их с результатами предыдущей инвентаризации;
- дать оценку состояния и продолжительности хранения запасов, степени готовности незавершенного производства и капитального строительства, технического состояния основных средств и реальности финансовых обязательств.
Полученные аудиторские доказательства аудитору следует зафиксировать в рабочих документах.
2.3. Завершение аудита
Аудитор должен:
- изучить все проведенные процедуры, выводы, заключения для установления того, что выполнены все пункты плана аудита и сделаны правильные выводы;
- обобщить полученную информацию, систематизировать выявленные отклонения, нарушения при проведении инвентаризации и сформировать свое мнение о достоверности проведенной инвентаризации;
- В документе "Письменная информация аудитора руководству аудируемого лица по результатам проведения аудита", раскрывающем наиболее существенные недостатки при проведении инвентаризации, а также содержащем предложения по улучшению процедуры инвентаризации, отразить свое мнение о достоверности проведенной инвентаризации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлены Методические рекомендации по получению аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация).
Рекомендации предназначены для использования аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при проведении обязательного и инициативного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
В них содержатся разъяснения по применению аудиторских стандартов на базе конкретного материала, объекта аудита и раскрывается практическое применение базовых принципов, необходимых процедур аудита инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Методические рекомендации по получению аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация) (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 41 от 22 декабря 2005 г.)
Текст методических рекомендаций размещен на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http://www.minfin.ru)