Приложение N 3
к приказу
Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов
20 декабря 2006 г., 24 декабря 2007 г., 24 января 2010 г., 20 февраля 2014 г.
Решением Верховного Суда РФ от 9 июля 2015 г. N АКПИ15-588 настоящая Инструкция признана не противоречащей действующему законодательству в той части, в какой она исключает возможность аннулирования сведений в учете преступлений по заявлению лица, в отношении которого в МВД России отсутствует уголовное дело или постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям
I. Общие положения
1. Учетные документы служат для сбора и систематизации сведений об объектах учета, подлежащих отражению в статистической отчетности.
Учетными документами являются статистические карточки, журналы учета, талон-уведомление о передаче уголовного дела по подследственности, представленные в электронном виде документы и иные материальные носители, отражающие количественное значение сведений об объектах учета.
2. Для обеспечения формирования государственных и ведомственных статистических показателей (статистического учета) используются следующие статистические карточки (или документы первичного учета)*(1):
на выявленное преступление (форма N 1);
о результатах расследования преступления (форма N 1.1);
на лицо, совершившее преступление (форма N 2);
о движении уголовного дела (форма N 3);
о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма N 4);
о потерпевшем (форма N 5);
о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции (форма N 6);
приложение к статистической карточке формы N 6 на преступление по делу частного обвинения.
Реквизиты статистических карточек (за исключением статистической карточки формы N 6) с письменного согласия надзирающего прокурора могут быть расширены ИЦ дополнительными показателями для отражения специфики субъектов учета.
Приложение к статистической карточке формы N 6 представляет собой выборку показателей из статистических карточек форм N 1, 1.1, 2, 5, необходимых для заполнения судьей в случае вынесения обвинительного приговора, вступившего в законную силу, по уголовным делам частного обвинения, принятым судьей по заявлениям потерпевших или их законных представителей.
3. Для присвоения номера уголовному делу или материалу с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям*(2), фиксирования основных сведений об объектах учета, а также обеспечения контроля за полнотой учета используются следующие журналы:
единый журнал учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел*(3);
контрольный журнал учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел*(4).
II. Общие правила заполнения и представления статистических карточек
4. Статистические карточки форм N 1, 3, 4, 5 состоят их двух разделов, а форм N 1.1, 2 - из трех разделов. Под заголовком статистической карточки, перед разделами, расположены самостоятельные реквизиты 1 и 2.
Указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 20 февраля 2014 г. N 91-11/1 в пункт 5 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
5. Статистические карточки заполняются:
раздел 1 - сотрудником регистрационно-учетного подразделения;
реквизиты 1 и 2 и раздел 2 - лицом, ведущим расследование уголовного дела или разрешившим материал;
раздел 3 - начальником правоохранительного (правоприменительного) органа на основании информации о результатах проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий.
Реквизиты 25.1, 33.1 статистической карточки формы N 1.1 и реквизиты 51.1, 54.1 статистической карточки формы N 2 заполняются сотрудником регистрационно-учетного подразделения только в случае внесения соответствующих корректировок в статистическую отчетность на основании поступившей из суда карточки формы N 6 и заверяются своей подписью. При этом дополнительного визирования статистических карточек форм N 1.1 и N 2 надзирающим прокурором и лицом, производившем предварительное расследование по уголовному делу (разрешившем материал), не требуется.
6. Лицо, производившее расследование уголовного дела, заполняет статистическую карточку, подписывает и передает ее в регистрационно-учетное подразделение для внесения сведений в Единый журнал и последующего направления в ИЦ.
7. Заполнение реквизитов ДПУ производится вписыванием текстовой информации от руки либо путем подчеркивания соответствующего значения реквизита с дублированием этого значения в размещенных в правой стороне ДПУ кодовых полях (там, где это предусмотрено).
8. Заполнение ДПУ производится разборчиво и без сокращений. Фамилия, имя и отчество лица, совершившего преступление, записываются печатными буквами. Фамилии лиц, подписавших ДПУ, должны указываться полностью.
Указанием МВД России и Генеральной Прокуратуры РФ от 24 февраля 2010 г. N 66/85/1 в пункт 9 внесены изменения
9. При заполнении ДПУ используются разрабатываемые ГИАЦ МВД России следующие справочники:
справочник N 1 - Классификатор видов экономической деятельности;
справочник N 2 - Место совершения преступления;
справочник N 3 - Предмет преступного посягательства или незаконного оборота;
справочник N 4 - Оружие, боеприпасы и взрывчатые материалы;
справочник N 5 - Национальности;
справочник N 6 - Страны (государства);
справочник N 7 - Валюта;
справочник N 8 - Наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, одурманивающие вещества, инструменты и оборудование, прекурсоры;
справочник N 9 - Социальное положение потерпевших и лиц, совершивших преступления;
справочник N 10 - Должностное положение потерпевших и лиц, совершивших преступления;
справочник N 11 - Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов;
справочник N 12 - Способ совершения преступления;
справочник N 14 - Служба, выявившая преступление или установившая лицо;
справочник N 15 - Дополнительная характеристика преступления;
справочник N 16 - Решение, принятое по уголовному делу.
Значение реквизита справочника в виде кода указывается в соответствующем кодовом поле ДПУ.
10. ГИАЦ МВД России при направлении в ИЦ условий формирования статистических отчетов ссылается на номера реквизитов ДПУ (коды их значений), а также на коды соответствующих справочников.
11. Содержание заполненных реквизитов ДПУ должно полностью соответствовать имеющимся в уголовном деле материалам.
Исправления, внесенные в ДПУ, должны в обязательном порядке заверяться подписью с указанием фамилии лица, их производившего, и даты внесения.
Указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 24 декабря 2007 г. в пункт 12 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.
12. О составлении и направлении ДПУ сотруднику регистрационно-учетного подразделения дознавателем, следователем производится соответствующая отметка на левой внутренней стороне обложки возбужденного уголовного дела.
В ИЦ в разделе 1 ДПУ проставляется дата его постановки на учет с указанием фамилии и подписи лица, его производившего.
III. Порядок заполнения и представления статистической карточки формы N 1
Указанием МВД России и Генеральной Прокуратуры РФ от 24 февраля 2010 г. N 66/85/1 в пункт 13 внесены изменения
13. Статистическая карточка формы N 1 выставляется на каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения.
14. Основания заполнения статистической карточки формы N 1:
постановление о возбуждении уголовного дела;
постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
постановление об отмене постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и о возобновлении производства по уголовному делу, ранее прекращенному со снятием преступления с учета;
постановление о принятии уголовного дела к производству, поступившего по подследственности, по которому преступления ранее были учтены в другом ИЦ и подлежат там снятию с учета;
постановление о выделении уголовного дела о ранее неучтенном преступлении из другого уголовного дела;
постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее неучтенному преступлению;
обвинительное заключение (акт) по ранее неучтенному преступлению;
вступивший в законную силу обвинительный приговор суда по делу частного обвинения*(5) (в объеме показателей, содержащихся в приложении к статистической карточке формы N 6);
постановление о принятии к производству уголовного дела, поступившего из компетентного органа иностранного государства.
Указанием МВД России и Генеральной Прокуратуры РФ от 24 февраля 2010 г. N 66/85/1 в пункт 15 внесены изменения
15. Значение реквизита 2 "изменить (корректирующая)" (код 3) используется в случаях:
- переквалификации преступления в процессе расследования;
- установления в процессе расследования сведений о потерпевших;
- корректировки обстоятельств совершенного преступления 2.
------------------------------
2 В том числе в случае установления точного вида и веса наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, изъятых на момент возбуждения уголовного дела
------------------------------
Указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 24 декабря 2007 г. в пункт 16 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.
16. Статистическая карточка формы N 1 учитывается ИЦ только при наличии подписи руководителя следственного органа, либо начальника подразделения дознания (судьи - в приложении к статистической карточке формы N 6). Подпись прокурора в статистической карточке формы N 1 обязательна.
Указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 20 февраля 2014 г. N 91-11/1 в пункт 17 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
17. При заполнении статистической карточки формы N 1 должны выполняться следующие требования.
Обязательно заполнение реквизитов 1-7, 9, 10, 10.1 (в случае возбуждения уголовного дела при отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела), 11-13, 15, 18, 21, 40.
Остальные реквизиты заполняются в соответствии с материалами уголовного дела.
Реквизит 8 заполняется только на неоконченное преступление. В реквизите указывается, сотрудниками какой службы, охранной структуры или силами общественности предотвращено преступление на стадии приготовления, покушения.
При наличии сведений в реквизите 8 обязательно заполнение реквизита 16.
В реквизите 8 отражаются сведения о преступлениях, о приготовлении к совершению которых было заранее известно из показаний подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, из заявлений и писем граждан, сообщений должностных лиц предприятий, учреждений и организаций или личного наблюдения сотрудников правоохранительных органов, когда в результате проведения ими оперативных и других мероприятий преступники были задержаны при приготовлении или покушении на совершение этого преступления либо поставлены в условия, исключающие возможность доведения преступления до конца.
Также отражаются сведения о преступлениях, предотвращенных по инициативе органов внутренних дел, совершение которых не было допущено дружинниками или другими представителями общественности по предложению (просьбе, рекомендации) сотрудников органов внутренних дел.
Реквизит 9 - указывается только одно из перечисленных подразделений, сотрудниками которого было выявлено преступление (установлено наличие состава преступления) (справочник N 14). При этом следует учитывать, сотрудниками какого подразделения проводилась предварительная проверка фактов, изложенных в заявлении, сообщении и другой информации о преступлении, т.е. проверка этих фактов еще до принятия решения о возбуждении уголовного дела. Должно учитываться как инициативное выявление, так и выявление по оперативным данным.
Преступления учитываются как выявленные следственно-оперативной группой*(6) в тех случаях, когда она выезжала на место происшествия и установила наличие состава преступления.
Реквизит 9.1 - код 3 заполняется в случае раскрытия преступления по "горячим следам".
Реквизит 10.1 - отражает сведения о субъекте, принявшем решения об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, об отмене постановления о возбуждении уголовного дела. Реквизит заполняется путем наложения кодов.
Например, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено (1000) руководителем следственного органа (0030) - итоговый код (1030).
Реквизит 10.2 - подлежит заполнению в случаях выявления прокурором, сотрудниками МВД (ОВД), ЦА МВД России, других правоохранительных органов неправомерного отказа в приеме сообщения о преступлении; сокрытия от регистрации принятого сообщения о преступлении, неоформления рапорта при наличии в поступившей информации признаков преступления, сокрытия от проверки и рассмотрения принятого и зарегистрированного сообщения о преступлении; неправомерного списания сообщений о преступлении в специальные номенклатурные дела; невыделения из уголовных дел и доследственных проверок материалов об иных криминальных посягательствах, не связанных с расследуемыми и проверяемыми и др.
Заполнение позиции "необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела (003)" будет зависеть от результатов расследования, которые отражаются в статистической карточке формы N 1.1 согласно примечанию к пункту 2.9 Положения.
Реквизит заполняется путем наложения кодов.
Реквизит 12 - кратко излагается фабула преступления, при этом указываются: дата и время совершения преступления, место и способ его совершения, характерные особенности и другие существенные обстоятельства, фамилии и инициалы потерпевших, характер нанесенного ущерба или причиненного вреда.
Сведения о выявленных преступлениях корректируются по данным статистических карточек формы N 1.1 и формы N 2.
Реквизит 14 исключен.
Реквизит 17 заполняется в случаях, когда выявленное преступление имеет в диспозиции статьи УК РФ квалифицирующий признак: совершено в крупном (1), особо крупном (2) размере или причинен значительный (3), крупный (4), особо крупный (5) ущерб.
Реквизит 18 - направленность преступления определяется в соответствии с действующими на момент заполнения статистической карточки Перечнями статей УК РФ, используемыми при формировании статистических форм отчетности, которые разрабатывает ГИАЦ МВД России по согласованию с субъектами учета в части, их касающейся.
Если направленность преступления отнесена к экономической, обязательно заполнение реквизитов 20, 22, 24.
Реквизит 19 - указывается место совершения преступления (справочник N 2). Кодирование сведений осуществляется наложением кодов. Например: кража из сейфа (код 1000) в гостинице (код 0103) - итоговый код 1103.
Дополнительная характеристика места совершения преступления осуществляется заполнением реквизитов 21, 21.1 и 22. Если преступление совершено в общественном месте, то обязательно заполнение реквизита 21.1.
Реквизит 19 может дополняться подреквизитами (например, 19.1 и т.д.) для отражения кода учреждения, организации, предприятия города (района, области, республики), где совершено преступление, в соответствии с локальным классификатором, разработанным соответствующим ИЦ.
Реквизит 20 - отражается организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта, на котором совершено преступление экономической направленности (справочник N 11).
Реквизит 21 - характеризует место совершения преступления по административно-территориальному признаку. Кодирование сведений осуществляется наложением кодов. Например: преступление совершено в городе, поселке городского типа (код 003), в зоне ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (код 040) - итоговый код - 043.
Общественно опасное деяние относится к категории преступлений, совершенных в общественных местах, если противоправное деяние осуществлялось на территории города либо иного населенного пункта, объектах транспорта, лесопарковых зон, водной акватории, предназначенных для общего пользования гражданами, в период реализации в указанных местах общественных функций.
К числу общественных мест относятся - специально оборудованные территории и зоны общего пользования в черте городов и населенных пунктов либо вне их и предназначенные для использования населением, а также проведения массовых мероприятий, обслуживания и отдыха граждан.
Реквизит 21.1 - характеризует место совершения преступления по признаку отнесения его к местам общественного или частного (личного, индивидуального) использования.
Общественно опасное деяние относится к категории преступлений, совершённых в общественных местах, если противоправное деяние осуществлялось на территории и зоне общего пользования, предназначенных для использования населением, а также проведения массовых мероприятий, обслуживания и отдыха граждан, в черте городов и населённых пунктов либо вне их.
Общественные места подразделяются на места постоянного и периодического пользования.
К числу мест постоянного пользования относятся места с открытым свободным доступом в любое время года и суток (проспекты, улицы, переулки, скверы, бульвары, набережные, площади, внутридворовые территории и тупики, проезды, а также круглосуточно работающие предприятия торговли и общественного питания, культурные, развлекательные учреждения, вокзалы, аэропорты).
К числу мест периодического пользования относятся территории учреждений, предприятий, организаций, а также территории, охраняемые частными охранными предприятиями, предназначенные для обслуживания населения в установленные часы работы (предприятия торговли и общественного питания, санатории, дома отдыха, пансионаты, профилактории, культурные, развлекательные, спортивные учреждения, общественный транспорт, лесопарковые зоны, берега открытых водоёмов (реки, озёра, пруды, водохранилища), непосредственно водоёмы и прилегающие к ним зоны отдыха и зелёных насаждений в черте городов и других населённых пунктов, а также используемые во время проведения санкционированных массовых мероприятий (гуляний) территории, находящиеся за чертой населённых пунктов), общественный транспорт.
Из общего количества преступлений, зарегистрированных в общественных местах, по отдельным категориям учитываются:
а) уличные преступления, т.е. совершённые в пределах территории города или иного населённого пункта в местах, к которым имеется свободный доступ в любое время года и суток.
По данной категории регистрируются преступления, совершённые на:
- улицах, площадях, проспектах, бульварах, набережных, мостах, путепроводах, эстакадах и т.д. (включая остановки и места отстоя транспорта, за исключением закрытых и охраняемых территорий);
- парках, скверах, переулках, тупиках, внутридворовых территориях;
- лесопарковых зонах, на берегах открытых водоёмов, непосредственно на водоёмах, а также прилегающих к ним зонах отдыха и зелёных насаждений в черте городов и других населённых пунктов;
- пляжах в период их постоянного функционирования;
- открытых рынках, стадионах, открытых танцплощадках в период их работы.
б) преступления, совершённые в зоне постов и маршрутов патрулирования, т.е. преступления, совершённые в зоне ответственности нарядов (в том числе стационарных и передвижных пунктов милиции) при несении ими службы, маршрутов патрулирования силами органов внутренних дел, задействованными в охране общественного порядка согласно Плану единой дислокации, а также на территориях и зонах, оборудованных техническими средствами фото или видеонаблюдения, выведенными на органы внутренних дел.
Подлежат учёту, как совершённые в общественных местах, в том числе на улицах, а также в зоне постов и маршрутов патрулирования:
- кражи из киосков, ларьков, павильонов, автомототранспортных средств и других аналогичных объектов, расположенных на улице, если проникновение было осуществлено извне;
- факты незаконного приобретения или сбыта наркотических средств или психотропных веществ, совершённые в общественных местах.
При заполнении показателя "преступление совершено в общественном месте"не отражаются сведения о преступлениях, совершённых:
- на охраняемых территориях частных земельных владений (со строениями или без таковых);
- на территориях частных домовладений (земельные участки частных жилых домов с постоянным проживанием граждан и временным (сезонным), т.е. дачных и садоводческих участков, кооперативов);
- в квартирах без учёта этажности дома и способа проникновения;
- в коммунальных квартирах, комнатах любого вида общежитий (малосемейные и др. типа), в том числе в местах общего пользования;
- на чердаках и подвалах, не оборудованных для общего пользования гражданами (спортивных, зрелищных и иных мероприятий);
- в местах периодического общественного пользования, в которых в момент противоправного деяния не проводились массовые или иные общественные мероприятия: в закрытых и не функционирующих местах временного проживания граждан, не работающих в определенные периоды времени суток, недели, месяца и года (общежитиях, гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, профилакториях и т.д.); в закрытых для доступа посетителей местах отдыха (клубах, театрах, выставках, музеях, публичных библиотеках, стадионах, танцевальных площадках и т.д.), предприятиях торговли и питания (ресторанах, кафе, столовых, магазинах, рынках (мини-рынках);
- во внутренних дворах (закрытых и открытых) организаций и учреждений, где осуществляется пропускной и досмотровый режим;
- на дорогах, проходящих по территории частных домовладений (частный сектор), садоводческих товариществ и кооперативов;
- преступления, совершённые в лесных массивах, оврагах, на полях, берегах открытых водоемов, дорогах (трассах) различного назначения, автозаправочных станциях, автостоянках, мостах, находящихся за чертой городов и других населённых пунктов, а также совершённые вне разрешенных законодательством мест пребывания граждан на объектах железнодорожного транспорта (в том числе на железнодорожных путях).
Не подлежат учёту, как совершённые в общественных местах, в том числе на улицах, а также в зоне постов и маршрутов патрулирования:
- длящиеся преступления (незаконное ношение оружия, изготовление и хранение наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов);
- преступления экономической направленности;
- преступления против жизни и здоровья, предусмотренные ст.ст. 120-124 УК РФ; преступления против свободы, чести и достоинства личности, предусмотренные ст.ст. 127-128 УК РФ; преступление против половой неприкосновенности и половой свободы личности, предусмотренное ст. 133 УК РФ; преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные ст.ст. 136-140, 142, 143, 145-148 УК РФ; преступления против семьи и несовершеннолетних, предусмотренные ст.ст. 153-157 УК РФ; преступления против собственности, предусмотренные ст. 160 УК РФ; преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные ст.ст. 170, 172-185, 188-190, 192-199, 199.1, 199.2 УК РФ; преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, предусмотренные ст.ст. 201-202, 204 УК РФ; преступления против общественной безопасности и общественного порядка, предусмотренные ст.ст. 208-210, 215, 217, 218, 220, 221, 223-225, 227 УК РФ; преступления против здоровья населения и общественной нравственности, предусмотренные ст.ст. 233, 235 УК РФ; экологические преступления, предусмотренные ст.ст. 247-249, 253-259, 262 УК РФ; преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, предусмотренные ст.ст. 267, 269-271 УК РФ; преступление в сфере компьютерной информации, предусмотренное ст. 274 УК РФ; преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, предусмотренные ст.ст. 275, 276, 283, 284 УК РФ; преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, предусмотренные ст.ст. 285-289, 292, 293 УК РФ; преступления против правосудия, предусмотренные ст.ст. 296-303, 305-316 УК РФ; преступления против порядка управления, предусмотренные ст.ст. 320-323, 326, 328 УК РФ; преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст.ст. 353, 356-359 УК РФ).
Реквизит 22 - указывается вид экономической деятельности, в ходе осуществления которой совершено преступление (справочник N 1).
Реквизит 23 - указываются сведения о предмете преступного посягательства или незаконного оборота (справочники N 3 и N 4). При этом необходимо иметь в виду, что в число предметов, представляющих культурную ценность (по справочнику N 3), входят антиквариат, произведения искусства, ордена, медали, монеты и денежные знаки, старинные редкие книги, марки (отдельно или в коллекциях), бытовые предметы, а также иные культурные ценности.
Реквизит 24 - указываются сведения о форме собственности, в отношении которой совершено преступное посягательство. Кодирование сведений осуществляется наложением кодов. Например: собственность частная (код 03), российская (код 10) - итоговый код 13.
Реквизиты 25.1-25.4 - указываются сведения о виде и весе наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих веществ, наркосодержащих растений (либо их частей) (справочник N 8) в соответствии со справкой об исследовании (заключением эксперта).
В случае установления по результатам проведенной экспертизы точного вида и веса наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих веществ, наркосодержащих растений (либо их частей), изъятых на момент возбуждения уголовного дела, сведения в реквизитах 25.1-25.4 корректируются.
Если изъято более двух видов наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, наркосодержащих растений (либо их частей) или более одного вида прекурсоров, а также уничтожено (изъято) более одного вида наркосодержащих растений при выявлении их незаконных посевов, реквизиты 25.1, 25.3, 25.4 расширяются для отражения сведений об изъятии (уничтожении) указанных средств (веществ, растений) в полном объеме.
В реквизите 25.4 указываются данные о наркосодержащих растениях, произраставших на выявленных незаконно выращенных посевах, по преступлениям, предусмотренным ст. 231, 228.2 УК РФ. Сведения о таких растениях в реквизите 25.1 не отражаются.
Реквизит 26 - способ совершения преступления (справочник N 12), служит для конкретизации преступных действий, если таковые предусмотрены диспозицией статьи Особенной части УК РФ, но не могут быть однозначно квалифицированы частью (пунктом) этой статьи.
Реквизит 27 - указывается, с какой деятельностью связано (сопряжено) преступление (справочник N 15):
а) с приватизацией (код 004) - заполняется в случае, если преступление совершено во время подготовки приватизации государственной или муниципальной собственности либо непосредственно связано с проведением этой процедуры: занижение стоимости имущества или сокрытие его части; передача его незаконным способом; взяточничество в целях создания льготных условий; устранение конкурентов или создание им значительных затруднений; изъятие из документов компрометирующих или негативных сведений; подделка документов о состоянии финансово-хозяйственной деятельности и т.п.; взяточничество и мошенничество во время приватизации квартир;
б) с земельными отношениями (код 006) - заполняется в случае, если преступление связано с незаконным изъятием, присвоением или передачей прав на землю (земельные участки под индивидуальное или промышленное строительство, фермерские хозяйства и т.п.), искажением или подделкой соответствующих документов. Например, факты вымогательства взяток должностными лицами за выделение участков земли под индивидуальное строительство, дачные участки;
в) с операциями с недвижимостью (код 011) - заполняется в случае, если преступление сопряжено с объектами недвижимости. Например, получение взяток должностными лицами за предоставление в аренду помещений коммерческим фирмам; мошенничество при купле-продаже, сдаче в наем и в аренду жилых и нежилых помещений, при инвестировании строительства жилья; подделка документов на право владения, пользования; сокрытие доходов от сдачи в аренду помещений. К объектам недвижимости относятся земельные участки, участки недр, насаждения, здания, сооружения, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, дачи, коттеджи, квартиры, фермерские хозяйственные постройки и т.п.;
г) с внешнеэкономической деятельностью (код 007) - заполняется в случае, если преступление связано с осуществлением внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельностью, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Например, преступления, совершенные при осуществлении экспортно-импортных операций или под их прикрытием: сокрытие доходов, в том числе в иностранной валюте; должностные преступления и вымогательство взяток при выдаче лицензий, разрешений, квот и т.п. для осуществления деятельности на внешнем рынке; сокрытие правонарушений со стороны различных контролирующих лиц и органов; подделка таможенных документов и документов, свидетельствующих о совершении и результатах экспортно-импортных экспертиз товара, его характеристик и т.п.;
д) с незаконным оборотом валютных ценностей (код 012) - преступления, связанные с валютными ценностями (иностранная валюта или внешние ценные бумаги) или предметом преступного посягательства которых являются валютные ценности. Например, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте; изготовление или сбыт поддельных денег, ценных бумаг, кредитных либо расчетных карт в иностранной валюте; присвоение, сокрытие доходов, незаконное предпринимательство, мошенничество с валютными ценностями и т.п.;
е) со стратегическими материалами (код 014) - заполняется в случае, если преступление связано с полезными ископаемыми и минеральным сырьем, имеющими стратегическое значение для государства. К ним относятся нефть, растворенный в нефти газ, природный газ, никель, кобальт, тантал, ниобий, бериллий, литий, медь, свинец, молибден, вольфрам, олово, цирконий, скандий, сурьма, германий, рений, редкие земли иттриевой группы, особо чистое кварцевое сырье, золото, серебро, платиноиды, алмазы;
ж) с финансовой деятельностью (код 009, 010, 088, 096, 097, 098) - преступления, связанные с деятельностью, осуществляемой в процессе создания и использования фондов денежных средств юридических, физических лиц, государства. Финансовая деятельность не исчерпывается деятельностью специализированных финансовых учреждений (банков, бирж, страховщиков, лизинговых компаний и т.п.), но и охватывает отношения организаций по привлечению капитала и осуществлению финансовых вложений, не специализирующиеся на оказании финансовых услуг. Одним из видов финансовой деятельности является предоставление услуг по кредитованию, оказываемыми как банковскими, так и небанковскими организациями кредитного сектора;
з) с топливно-энергетическим комплексом (код 077) - преступления, связанные с процессом осуществления экономической деятельности в сфере добычи, переработки, транспортировки и реализации топливно-энергетических полезных ископаемых; производства, передачи и распределения электроэнергии; производства и распределения газообразного топлива. При этом при квалификации деяния по статьям главы 21 УК РФ преступления относятся к категории совершенных в сфере ТЭК в случаях, при которых объектом преступного посягательства являются нефть, нефтепродукты, ГСМ, бензин, природный газ, уголь, торф, электроэнергия, а также различного рода техническое оборудование, обеспечивающее функционирование объектов топливно-энергетического комплекса. Преступления, связанные с хищением талонов на бензин, не относятся к данной категории ввиду незначительности причиняемого интересам государства вреда;
и) с потребительским рынком (код 013) - преступления, совершенные в сфере торговли и общественного питания или сфере услуг, где под потребительским рынком понимают организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством товаров для реализации, реализацией товаров по договору купли-продажи, выполнением работ или оказанием по возмездному договору следующих видов услуг: бытовых, транспортных, связи, жилищно-коммунальных, туристических, медицинских, санаторно-оздоровительных, правового характера и прочих, исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд граждан, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
к) с незаконным оборотом водных биологических ресурсов (код 089) - преступления, совершенные в процессе осуществления экономической деятельности, сопряженной с незаконной добычей водных биологических ресурсов, к которым относятся рыба, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. Например, должностные преступления и вымогательство взяток при выдаче лицензий, разрешений, квот; рыболовство без разрешения, без выделенной квоты на добычу или с превышением объемов выделенных квот добычи; переработка и реализация незаконно добытых водных биологических ресурсов и т.п.;
л) с реализацией приоритетных национальных проектов (код 094, 109, 110, 111, 112) - преступления, связанные с освоением денежных средств, выделяемых из бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию приоритетных национальных проектов;
м) с недружественным поглощением предприятия (код 091) - преступления, связанные с завладением любыми незаконными способами активов предприятия. При этом могут использоваться такие методы, как силовой захват предприятия; внесение недостоверных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц; завладение имуществом юридических лиц путем перерегистрации прав собственности в подразделениях регистрационной службы на основании поддельных документов; размывание пакетов акций путем новых эмиссий; злоупотребление в сфере банкротства предприятий и организаций; создание параллельных советов директоров; занижение стоимости пакетов акций, принадлежащих государству, при организации проведения аукционов и иных торгов;
н) с нарушением антимонопольного законодательства (код 108) - преступления, связанные с ограничением конкуренции и монополистической деятельностью.
Конкуренция означает соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и противоречащие законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, могущие причинить убытки другим хозяйствующим субъектам или нанести вред их деловой репутации.
Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации монополистической деятельностью;
о) с жилищно-коммунальным хозяйством (код 131) - преступления, предусмотренные статьями 159, 159.4, 160, 165, 171, 172, 174, 174.1, 195, 196, 197, 201, 204, 215.1, 215.2, 216, 238, 285, 285.1, 285.2, 286, 289, 290, 291, 291.1, 292, 293, 330 УК РФ, если они связаны:
с нарушениями законодательства при распределении и расходовании денежных средств, предоставляемых из бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов на нужды ЖКК (на строительство, ремонт и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры; на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья; на проведение ремонтных работ или иного обслуживания жилых помещений и объектов, предназначенных для постоянного проживания граждан);
с незаконным расходованием денежных средств, поступивших от граждан в качестве оплаты за жилищно-коммунальные услуги;
с незаконным установлением тарифов, нормативов и других видов платы на услуги ЖКК;
с криминальным банкротством предприятий указанной сферы;
с использованием общедомового имущества для получения финансовой выгоды, если при этом полученные денежные средства использовались управляющими компаниями не по назначению (обслуживание домов) или похищались и совершены руководителями и (или) сотрудниками:
организаций, занимающихся систематическим обслуживанием и ремонтом жилищного фонда;
ресурсоснабжающих, сбытовых и сетевых предприятий (в сфере тарифного и нормативного регулирования);
управляющих организаций, ТСЖ, жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
подрядных и иных организаций, осуществляющих работу по ремонту и обслуживанию жилищного фонда, строительству и ремонту объектов инфраструктуры ЖКК, а также должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, в полномочия которых входит распределение финансовых ресурсов и контроль за надлежащим выполнением вышеуказанных работ.
Реквизит 28 - указываются предметы, устройства и другие средства, которые умышленно использовались для совершения преступления. При заполнении данного реквизита учитывается разграничение понятий "использование" и "применение" оружия. Под применением оружия понимается непосредственное его использование по своему целевому назначению. Например, из огнестрельного или газового оружия был произведен выстрел на поражение какой-либо цели. Производство выстрела, в результате которого произошел промах или осечка, также следует считать применением оружия.
Как имитирующие устройства учитываются воспроизведенные образцы (макеты) оружия, боеприпасов и взрывных устройств, которые имеют сходство с аналогичными изделиями промышленного производства, но не обладают соответствующим поражающим действием.
Кодирование сведений осуществляется наложением кодов. Например: преступление совершено с использованием (код 100) фиктивных электронных платежей (код 023) - итоговый код 123.
Реквизит 29 - отражаются сведения о характеристике охраны объекта и вид охраны объекта. Кодирование сведений осуществляется наложением кодов. Например: на объекте сработала (код 100) централизованная (код 010) охранная техника; объект охраняется вневедомственной охраной (код 002) - итоговый код 112.
Реквизит 29.1 - отражаются сведения о результатах осмотра места происшествия. В случае выезда следственной группы на место происшествия данный реквизит является обязательным к заполнению и заполняется способом наложения кодов, с учетом следующего:
если осмотр места происшествия производился специалистом-криминалистом (код 10), но изъятие следов не производилось, то указывается итоговый код 10;
если изъятие с места происшествия следов рук (код 01), обуви (код 02), биологического происхождения (код 03) и иных следов и объектов (код 04) производилось специалистом-криминалистом (код 10), то указываются соответственно итоговые коды 11, 12, 13, 14;
если изъятие с места происшествия следов рук (код 01), обуви (код 02), биологического происхождения (код 03) и иных следов и объектов (код 04) производилось без участия специалиста-криминалиста, то указываются соответственно коды 01, 02, 03, 04.
Реквизит 30 - отражается информация о количественном, половом, возрастном составе потерпевших, погибших, лицах, здоровью которых причинен тяжкий вред.
В число потерпевших включаются также лица, личность которых не установлена (реквизит 32, код 1).
При наличии сведений в реквизите 30 обязательно заполнение реквизитов 33-38.
Реквизит 33 - при заполнении следует учитывать, что малолетним (код 01) является лицо, не достигшее 14-летнего возраста; несовершеннолетним (код 02) - 18-летнего возраста; пожилым (код 03) - достигшее возраста, с которого устанавливается пенсия по старости (55 лет - для женщин, 60 - для мужчин).
При кодировании наложение кодов не допускается.
Реквизиты 34-37 - заполняются по справочникам N 6, 9, 10. При заполнении реквизита 36 (справочник N 6) необходимо учитывать, что:
- как иностранный гражданин учитывается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
- как лицо без гражданства учитывается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
- лицо с двойным гражданством, одно из которых гражданство Российской Федерации, учитывается как гражданин Российской Федерации.
Показатели реквизитов 30-38 корректируются в зависимости от результатов расследования.
Реквизит 39 - исключен.
Реквизит 40 - отражаются сведения о том, у кого в производстве находится уголовное дело (материал разрешен) по учтенному преступлению.
IV. Порядок заполнения и представления статистической карточки формы N 1.1
Указанием МВД России и Генеральной Прокуратуры РФ от 24 февраля 2010 г. N 66/85/1 в пункт 18 внесены изменения
18. Статистическая карточка формы N 1.1 отражает результаты расследования преступления и заполняется в случаях:
установления лица, совершившего преступление, когда:
- уголовное дело окончено производством и направлено в суд в порядке ст. 222, 226 УПК РФ;
- с согласия руководителя следственного органа, прокурора по основаниям, предусмотренным ст.ст. 25, 27, 28, ч. 1 ст. 427 УПК РФ, уголовное дело прекращено;
- уголовное дело прекращено либо в его возбуждении отказано по основаниям, предусмотренным пп. 3, 4 ч. 1 ст. 24, п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ;
- уголовное дело прекращено за отсутствием события (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), состава (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) преступления;
- в отношении подозреваемого (обвиняемого) имеется неотмененное постановление органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);
принятия одного из решений:
- о приостановлении предварительного следствия (дознания), когда: лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено (п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ); обвиняемый (подозреваемый) скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам (п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ); место нахождения обвиняемого (подозреваемого) известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ); временное тяжелое заболевание обвиняемого (подозреваемого), удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных или иных процессуальных действиях (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ);
- о передаче уголовного дела по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ;
прекращения уголовного дела, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда (п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ);
направления в суд уголовного дела для применения принудительных мер медицинского характера (п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК РФ);
отмены руководителем следственного органа постановления о возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ);
отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ);
отмены руководителем следственного органа постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
отмены прокурором постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.
Указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 24 декабря 2007 г. пункт 19 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.
19. Статистическая карточка формы N 1.1 учитывается ИЦ только при наличии подписи руководителя следственного органа, либо начальника подразделения дознания (судьи - в приложении к статистической карточке формы N 6). Подпись прокурора в статистической карточке формы N 1.1 обязательна.
Указанием МВД России и Генеральной Прокуратуры РФ от 24 февраля 2010 г. N 66/85/1 в пункт 20 внесены изменения
20. При заполнении статистической карточки формы N 1.1 должны выполняться следующие требования.
Обязательно заполнение реквизитов: 1-7, 25, 33.
Реквизит 8 - исключен.
Реквизит 9 - отражаются сведения о преступлении, которое может быть отнесено к серийному преступлению, основным признаком которого является совершение по аналогичному (единому) мотиву одним и тем же лицом (лицами) двух или более не охваченных одним умыслом однородных умышленных преступлений.
Также в реквизите отражаются сведения о преступлениях, совершенных в общественных местах. Кодирование сведений осуществляется наложением кодов. Например: преступление совершено серийно (код 20000) в общественном месте (код 01000) - итоговый код 21000.
Реквизит 10 - содержит сведения, характеризующие совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, преступным сообществом (преступной организацией). Кодирование сведений осуществляется наложением кодов. Например: преступление совершено организованной группой (код 0200) взрослых (код 0010) с участием иностранных граждан (код 0001) - итоговый код 0211.
Как этнические преступные формирования учитываются группы, сообщества (организации), представляющие собой специфические криминальные объединения, формирующиеся по национальному (этническому) признаку, то есть объединяющие в своем составе лиц одной или нескольких родственных национальностей (этнических образований). Отнесение преступной группировки к этнической не определяется однородностью ее национального состава, он может быть и смешанным. Этническую принадлежность группировки определяют те, кто занимает в ней лидирующее положение.
Реквизит 11 - отражает дополнительную характеристику организованной группы или преступного сообщества (организации) - наличие связей, при этом учитываются как:
- коррумпированные - если в состав группы входит должностное лицо, лицо занимающее государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственный служащий, служащий органа местного самоуправления, а также представитель власти;
- международные - если преступление совершено объединением групп, часть которых располагается за пределами России (на территории иностранного государства);
- межрегиональные - если преступление совершено объединением групп, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Реквизит 14 - содержит сведения о лице, которое ранее совершило преступление. Лицо считается ранее совершившим преступление, если оно за ранее совершенное им преступление привлекалось к уголовной ответственности (уголовное дело направлялось в суд либо прекращалось по нереабилитирующим основаниям).
Реквизит 15 - отражаются данные о предшествующей преступной деятельности, за которую лицо было осуждено в установленном законом порядке, и на момент совершения нового преступления судимость не снята или не погашена. Кодирование сведений осуществляется наложением кодов. Например: лицо ранее судимо три раза (код 20) за хищение (код 02) - итоговый код 22.
Реквизит 16 - отражаются сведения о преступлениях, которые в соответствии со ст. 18 УК РФ признаны рецидивом (код 1), опасным (код 2) или особо опасным (код 3) рецидивом.
При наличии сведений в реквизите 16 обязательно заполнение реквизитов 14 и 15.
Реквизиты 18 и 19 заполняются по справочнику N 6.
Реквизит 22 - национальность заполняется со слов (справочник N 5).
Реквизит 23 - социальное положение лица (справочник N 9).
Реквизит 24 - должностное положение лица (справочник N 10).
Сведения в реквизитах 23, 24 указываются на момент совершения лицом преступления, но не на момент привлечения его к уголовной ответственности.
Реквизит 25 - решение, принятое по уголовному делу (справочник N 16).
В случае возобновления производства по уголовному делу, ранее приостановленному по пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, преступление может быть исключено из числа нераскрытых преступлений, если в течение отчетного года уголовное дело по этому преступлению будет окончено расследованием (направлено в суд либо прекращено).
Статистические карточки формы N 1.1 на все преступления, расследование уголовных дел по которым окончено, представляются в ИЦ одновременно со статистическими карточками формы N 2.
Реквизит 26 - характеризует мотив (цель) преступления или конкретизирует различные действия, если они перечислены в диспозиции статьи УК РФ, по которой квалифицировано данное преступление.
Как "бытовое преступление" учитывается преступление, совершенное по мотивам, возникающим вследствие семейных отношений или отношений, связанных с совместным проживанием либо совместным ведением хозяйства. При этом совместное проживание может не сопровождаться семейными отношениями и совместным ведением хозяйства (отношения, возникающие между соседями по квартире, подъезду, дому и тому подобное). Также к данной категории относятся преступления, совершенные на почве конфликтов, возникающих по коммунальным вопросам (связанным с эксплуатацией помещений, прилегающей территории, соблюдением установленных правил поведения, социального общежития). Мотивом бытовой преступности не должны быть корыстные побуждения, она возникает чаще всего на почве личных неприязненных отношений.
Реквизит 27 - отражает сведения о преступлении, выявленном как в ходе предварительного следствия (код 1) или дознания (код 3), так и в случае явки с повинной (код 2) лица, совершившего преступление.
Реквизит 29 - отражаются сведения об оружии, взрывчатых материалах и боеприпасах (справочник N 4), как орудиях и средствах, умышленно используемых при совершении преступления.
Реквизит 30 - заполняется, если при совершении преступления были использованы технические средства снятия информации (радиоэлектронные средства и специальные технические средства, изъятые из оборота или ограниченно оборотоспособные на территории Российской Федерации).
Радиоэлектронными средствами являются высокочастотные устройства, состоящие из одного или нескольких радиопередающих устройств и (или) их комбинаций и вспомогательного оборудования, предназначенные для передачи и приема радиоволн на частоте выше 9 МГц (радиостанции, радиотелефоны, системы навигации и т.п.).
В состав радиоэлектронных средств не входят: радиоприемные устройства, предназначенные для непосредственного приема населением телепрограмм и радиопередач; изделия бытовой техники, не содержащие радиоизлучающих устройств; детские радиопереговорные устройства и радиоуправляемые игрушки; бесшнуровые телефонные аппараты (радиотелефоны).
Реквизит 31 - заполняется в случае отражения в материалах уголовного дела результатов применения криминалистических средств и методов при установлении лица, совершившего преступление. Кодирование сведений осуществляется наложением кодов. Например: использованы при предъявлении обвинения результаты осмотра места происшествия (код 10) экспертно-криминалистическим подразделением органов внутренних дел (код 01) - итоговый код 11.
Реквизит 32 - заполняется, если при направлении запросов в ГИАЦ МВД России или ИЦ органов внутренних дел произошло отождествление связанных с данным преступлением лиц, событий и предметов с аналогичными объектами, состоящими на оперативно-справочных (код 02), криминалистических и розыскных (код 03), оперативных (код 04) учетах, а также учетах АИС ДБОПиТ МВД России (код 05), автоматизированных учетах ДОБДД МВД России (код 06), в адресно-справочных картотеках (код 07), в АДИС: субъекта Российской Федерации (код 09), Федерального округа (код 10), ГИАЦ МВД России (код 11), информационно-справочных данных ФМС России (код 12), АБИОРИ подразделений ОРИ (код 13), АБ оперативно-разыскной фото и видеоинформации подразделений ОРИ (код 14).
Реквизит 34 - отражает сведения о подразделении, установившем лицо, совершившее преступление (предотвратившем преступление) (справочник N 14).
Указывается только одно подразделение, сотрудники которого внесли наибольший вклад в работу по установлению лица или его задержанию.
V. Порядок заполнения и представления статистической карточки формы N 2
21. Статистическая карточка формы N 2 является основанием для постановки на учет лиц, совершивших преступления.
Статистическая карточка формы N 2 может быть только основной.
22. Основания выставления статистической карточки формы N 2:
обвинительное заключение;
обвинительный акт;
обвинительный приговор по делу частного обвинения, вступивший в законную силу (в объеме показателей, содержащихся в приложении к статистической карточке формы N 6);
постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям.
Указанием МВД России и Генеральной Прокуратуры РФ от 24 февраля 2010 г. N 66/85/1 в пункт 23 внесены изменения
23. При заполнении статистической карточки формы N 2 должны выполняться следующие требования.
Обязательно заполнение реквизитов: 1-8, 10-15, 18, 21 и 26, 51, 54.
Реквизит 11 - сведения о возрасте указываются в полных годах. Например: если лицу в момент совершения преступления было 29 лет 11 месяцев и 28 дней, указывается возраст "25-29 лет" (код 4).
Реквизит 12 - отражает сведения об образовании лица на момент совершения им преступления.
Реквизит 15 - указываются сведения о месте проживания.
Как место жительства учитывается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В числе лиц без определенного места жительства не учитываются лица, имеющие регистрацию по месту пребывания.
Реквизит 17 - национальность заполняется со слов (справочник N 5).
Реквизиты 18 и 19 - сведения о социальном и должностном положении лица указываются аналогично реквизитам 23 и 24 - статистической карточки формы N 1.1.
Реквизит 20 - отражаются сведения о месте работы или учебы лица, совершившего преступление.
При заполнении реквизита может использоваться классификатор предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений субъектов Российской Федерации, разработанный ИЦ.
Реквизит 21 - отражается квалификация всех совершенных лицом преступлений, объединенных в одном уголовном деле.
В кодовом поле 21.1 указывается статья УК РФ, по которой квалифицируется наиболее тяжкое преступление, совершенное лицом.
Реквизит 21 может быть расширен.
Реквизит 22 - исключен.
Реквизит 23 - отражается категория преступления в соответствии со ст. 15 УК РФ.
Реквизиты 24 и 26 - заполняются аналогично реквизитам 17 и 18 статистической карточки формы N 1.
Если направленность преступления отнесена к экономической, обязательно заполняются реквизиты 29, 30, 32.
Реквизиты 28, 29, 30, 31, 33 - заполняются аналогично реквизитам 19, 20, 22, 23 и 26 статистической карточки формы N 1.
Реквизит 32 - отражает сведения, характеризующие форму собственности, в отношении которой совершено преступное посягательство.
Реквизит 34 - заполняется аналогично реквизиту 27 статистической карточки формы N 1. Сведения данного реквизита не должны противоречить сведениям реквизита 30, где указывается отрасль (как место), в которой совершено преступление экономической направленности.
Реквизит 37 - исключен.
Реквизит 38 - отражаются сведения, характеризующие формы соучастия, а также соучастников. Кодирование сведений осуществляется наложением кодов.
При наличии сведений в реквизите 38 обязательно заполнение реквизитов 40 или 41 либо и 40, и 41.
Реквизиты 40 и 41 - отражают роль конкретного лица в совершении группового преступления. Оно может быть признано исполнителем, организатором, подстрекателем или пособником, являясь участником совершения преступления в составе организованной группы, преступного сообщества (организации).
Реквизит 45 - заполняется аналогично реквизиту 15 статистической карточки формы N 1.1.
Реквизит 50 - заполняется аналогично реквизиту 14 статистической карточки формы N 1.1.
Реквизит 56 - служба, установившая лицо (справочник N 14). Указывается только одна служба, сотрудники которой внесли наибольший вклад в работу по установлению лица, совершившего преступление.
VI. Порядок заполнения и представления статистической карточки формы N 3
24. Статистическая карточка формы N 3 представляется только по уголовному делу.
Статистическая карточка формы N 3 составляется следователем, дознавателем, в производстве которого находится уголовное дело, и представляется каждый раз при принятии одного из следующих процессуальных решений:
- об утверждении прокурором обвинительного заключения (акта);
- о направлении уголовного дела в суд для решения вопроса о назначении принудительных мер медицинского характера;
- о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия;
- о соединении уголовных дел;
- о передаче уголовного дела по подследственности (территориальности) как без снятия, так и со снятием с учета;
- о прекращении уголовного дела (как по реабилитирующим основаниям, так и нереабилитирующим основаниям);
- о приостановлении производства по уголовному делу;
- об отмене постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и о возобновлении производства по уголовному делу;
- о возобновлении приостановленного предварительного следствия;
- о возвращении дела на дополнительное расследование прокурором;
- о продлении срока расследования по уголовному делу;
- о предъявлении уголовного дела для ознакомления обвиняемому и его защитнику;
- о выделении уголовного дела в отдельное производство в отношении одного или нескольких обвиняемых.
25. При заполнении статистической карточки формы N 3 должны выполняться следующие требования.
Реквизит 7 - в случае направления уголовного дела по подследственности или территориальности обязательно следует указывать орган, куда направлено дело, и исходящий номер сопроводительного письма.
Реквизит 8 - в случае выделения из уголовного дела в отдельное производство дела о другом преступлении составляется и представляется основная статистическая карточка формы N 1 для постановки на учет преступления.
При наличии сведений в реквизите 9 обязательно заполнение реквизита 10.
Реквизит 12 - в случае приостановления уголовного дела по п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ должен быть проставлен номер розыскного дела, а также установочные данные разыскиваемого.
В случае приостановления уголовного дела по пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ преступления снимаются с учета приостановленных не в момент возобновления следствия, а только по направлении уголовного дела в суд, либо его прекращении.
В случае принятия одного из процессуальных решений обязательно заполнение реквизитов 14 и 15.
Реквизит 16 - в случае принятия к производству уголовного дела после возвращения его на дополнительное расследование прокурором, если оно направлялось в суд в текущем отчетном году и учтено как предварительно расследованное, при составлении статистической карточки формы N 3 все преступления по этому делу должны быть исключены из числа предварительно расследованных (в течение одного отчетного периода) до момента повторного окончания дела.
Реквизит 17 - в случае возобновления в соответствии со ст. 214 УПК РФ производства по ранее прекращенному уголовному делу одновременно со статистической карточкой формы N 3 составляется и представляется статистическая карточка формы N 1 для постановки преступления на учет (если ранее это преступление было снято с учета) по правилам, изложенным выше.
VII. Порядок заполнения и представления статистической карточки формы N 4
26. В статистической карточке формы N 4 указываются сведения о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности.
27. Статистическая карточка формы N 4 выставляется каждый раз в случаях:
- отказа в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
- прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
- приостановления уголовного преследования;
- утверждения прокурором обвинительного заключения (акта).
Статистическая карточка формы N 4 выставляется также в том случае, когда в уголовном деле не содержится имущественного состава преступления, но производилось изъятие предметов преступной деятельности.
Указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 30 декабря 2010 г. N 452/85/4 в пункт 28 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
28. При заполнении статистической карточки формы N 4 должны выполняться следующие требования.
В случае заполнения реквизитов, характеризующих изъятое имущество и материальные ценности, показатель, отражающий денежный эквивалент, обязателен для заполнения.
Реквизит 6 - квалификация преступления в статистической карточке формы N 4 по уголовному делу, объединяющему по совокупности несколько составов преступлений, имущественных и неимущественных, указывается по имущественному преступлению.
Если в уголовном деле содержится несколько имущественных составов преступлений, то квалификация преступления проставляется преступлению наибольшей категории тяжести или повлекшему наибольший материальный ущерб.
При соединении нескольких уголовных дел в одно производство в статистической карточке формы N 4 отражаются сведения о материальном ущербе и изъятии предметов преступной деятельности по уголовному делу в целом.
Реквизит 10 - установленная сумма материального ущерба включает в себя сумму ущерба по всем преступлениям, расследование по которым проводится в рамках одного уголовного дела.
Кроме того, в реквизите отражаются сведения об установленной сумме реального материального ущерба (код 01) по всем преступлениям, в результате совершения которых причинен ущерб имуществу, а также сведения о суммах сокрытого дохода (код 02), неуплаченного налога (код 03), неуплаченных таможенных платежей (код 04) и т.п. Все показатели, указанные в реквизите 10, являются самостоятельными и независимыми друг от друга по своему отражению. В сведения с кодом 01 сведения под кодами 02-21 не включаются.
При квалификации деяния по ст.ст. 204, 290, 291 УК РФ сумма подкупа (взятки) указывается с кодом 20 (21) и в обобщающие сведения с кодом 01 не включается.
Реквизит 11 - показатель "всего" (код 4) включает в себя как сведения о размере материального ущерба, добровольно возмещенного субъектом преступления потерпевшему (физическому либо юридическому лицу), так и сведения о сумме материального ущерба, погашенного в бюджеты: федеральный (код 1), субъекта Российской Федерации (код 2), местный (код 3). При наличии сведений в пунктах 1, 2, 3 показатель "всего" (код 4) обязателен для заполнения.
Реквизит 12 - при отражении стоимости имущества (суммы денежных средств), на которые наложен арест, сведения с кодом 1 не включают в себя сведения с кодом 2 (в иностранной валюте).
Реквизит 13 - заполняется только по преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов.
Реквизит 14 - исключен.
Реквизит 15 - включает в себя сведения об изъятии имущества, денег, ценностей и предметов преступной деятельности в целом по уголовному делу.
Реквизит включает сведения в соответствии с обвинительным заключением, содержащиеся в реквизитах, выраженных в рублевом эквиваленте: 16, 19 (код 1), 20, 21 (коды 1-6), общая сумма которых не может превышать сумму, указанную в реквизите 15. Транспортные средства, в том числе автомашины, указываются в единицах.
Реквизит 17 - денежные средства и ценные бумаги в иностранной валюте указываются в эквивалентной сумме, исчисляемой в долларах США по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент изъятия.
Реквизит 18 - сведения об изъятии иностранной валюты (справочник N 7) указываются в эквивалентной сумме, исчисляемой в долларах США по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент изъятия.
Реквизит 19 - при наличии показателя с кодом 3 или 4 показатель с кодом 2 обязателен для заполнения.
Реквизит 20 - указывается количество изъятых предметов антиквариата и их стоимостное выражение. Стоимость изъятых предметов антиквариата определяется на основании экспертного заключения.
Реквизит 21 - отражает сведения о количестве и стоимости отдельных видов изъятых культурных, исторических ценностей и отдельных видов антиквариата. Стоимость изъятых предметов отражается аналогично показателю реквизита 20.
Реквизиты 27, 27.1-27.3 - указываются сведения о виде и весе наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих веществ, наркосодержащих растений (либо их частей) (справочник N 8) в соответствии с заключением эксперта.
Если изъято более двух видов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих веществ, наркосодержащих растений (либо их частей) или уничтожено (изъято) более одного вида наркосодержащих растений при выявлении их незаконных посевов, реквизиты 27, 27.2, 27.3 расширяются для отражения сведений об изъятии (уничтожении) указанных средств (веществ, растений) в полном объеме.
В реквизите 27.3 указываются данные о наркосодержащих растениях, произраставших на выявленных незаконно выращенных посевах, по преступлениям, предусмотренным ст. 231, 228.2 УК РФ. Сведения о таких растениях в реквизите 27 не отражаются.
Реквизит 27.1 - количество изъятого героина указывается в миллиграммах. При отражении в отчетности в целом по МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ сведения об изъятии героина указываются в граммах путем округления до целого числа граммов.
Реквизит 29 - заполняется в случаях, когда в ходе расследования преступления проводилось изъятие автомашин, средств личной защиты, а также технических средств снятия информации, умышленно использованных при совершении преступления.
Реквизит 30 - при заполнении реквизита следует учитывать, что все его показатели отражаются независимо друг от друга.
В показателях с кодами 3 и 4 сумма изъятой поддельной иностранной валюты указывается в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент изъятия.
Реквизит 31 - указываются сведения о наименовании валют изъятых поддельных купюр (справочник N 7).
Реквизит 32 - отражается сумма гражданского иска, заявленного гражданским истцом при производстве по уголовному делу.
При наличии нескольких заявленных гражданских исков необходимо отражать их общую сумму.
VIII. Порядок заполнения и представления статистической карточки формы N 5
29. В статистической карточке формы N 5 отражаются сведения о лицах:
признанных в установленном законом порядке потерпевшими;
смерть которых наступила в результате совершенных в отношении них преступлений до момента вынесения постановления о признании их потерпевшими.
30. Статистическая карточка заполняется сотрудником правоохранительного (правоприменительного) органа, проводившим расследование, а также в суде в объеме показателей, содержащихся в приложении к статистической карточке формы N 6.
31. Основания выставления статистической карточки формы N 5:
постановление о признании потерпевшим;
определение суда о признании потерпевшим;
постановление о возбуждении уголовного дела по факту смерти лица, в случае когда постановление (определение) о признании потерпевшим не выносилось.
32. Статистическая карточка формы N 5 выставляется по материалам уголовного дела на каждого потерпевшего, проходящего по уголовному делу. Сведения о потерпевшем в статистической карточке формы N 5 отражаются по наиболее тяжкому преступлению, по которому лицо признано потерпевшим.
Статистическая карточка формы N 5 не выставляется на лиц - близких родственников, признанных потерпевшими по уголовному делу о преступлении, последствием которого явилась смерть лица.
33. При заполнении статистической карточки формы N 5 должны выполняться следующие требования.
Реквизит 7 - отражается квалификация всех преступлений, объединенных в одном уголовном деле, по которому лицо признано потерпевшим.
При соединении нескольких уголовных дел в одно производство в статистической карточке формы N 5 отражаются сведения о потерпевшем по уголовному делу в целом.
Реквизит 7 - может быть расширен.
Реквизит 10 - кодирование сведений осуществляется путем наложения кодов, сведения о возрасте указываются в полных годах.
Реквизит 18 - заполняется аналогично реквизиту 21 статистической карточки формы N 1.
IX. Порядок заполнения и представления статистической карточки формы N 6
34. В статистической карточке формы N 6 отражается вступившее в законную силу решение по уголовному делу, рассмотренному судом.
35. Статистическая карточка формы N 6 заполняется лицом, проводившим расследование уголовного дела, а также в суде уполномоченным работником аппарата суда.
Лицо, проводившее расследование, при направлении уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного заключения (акта) подшивает в начале дела бланк статистической карточки формы N 6 (на каждого обвиняемого), в котором заполняет 1 раздел (анкетные данные).
36. При заполнении статистической карточки формы N 6 должны выполняться следующие требования.
Раздел 1 заполняется и подписывается лицом, проводившим расследование. Дата направления уголовного дела в суд указывается прокурором, утвердившим обвинительное заключение (акт) и направившим уголовное дело в суд.
В заполненной статистической карточке формы N 6 сотрудником, направившим дело в суд, указывается наименование органа, проводившего расследование уголовного дела, и его почтовый адрес.
Раздел 2 заполняется в суде при обращении к исполнению вступившего в законную силу приговора (иного судебного постановления) по существу дела.
В реквизитах 3, 4, 5, 6, 7 - указываются анкетные данные обвиняемого.
Реквизит 14 содержит сведения по существу вынесенного судом приговора (судебного постановления), вступившего в законную силу, в том числе по итогам кассационного или апелляционного обжалования.
Реквизит 15 - заполняется сотрудником правоохранительного органа, проводившего расследование, согласно обвинительному заключению (акту), утвержденному прокурором, где отражаются сведения о стадиях, формах преступления и статьях Особенной части УК РФ, по которым оно было квалифицировано.
Реквизиты 16, 17 - заполняются в суде по результатам рассмотрения уголовного дела в суде по приговору (судебному постановлению), вступившему в законную силу.
Реквизиты 15, 16, 17 - могут быть расширены при большом количестве составов преступлений по обвинению и приговору.
Реквизиты 18 и 19, а также их подреквизиты, заполняются в суде с указанием сведений о назначенном наказании, особенностях назначения наказания и основаниях, освобождающих от наказания, в соответствии с УК РФ.
Реквизит 20 - указывается дата направления статистической карточки в орган, проводивший расследование.
Заполненная статистическая карточка формы N 6 заверяется подписью судьи и направляется в регистрационно-учетное подразделение органа, направившего уголовное дело в суд.
Регистрационно-учетное подразделение после внесения соответствующих отметок в Единый журнал учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел, в установленный срок направляет статистическую карточку формы N 6 в ИЦ для отражения сведений о решении судов в контрольном журнале учета преступлений, лиц их совершивших, и движения уголовных дел, оперативно-справочных учетах и внесения соответствующих корректировок в статистическую отчетность в пределах отчетного года.
X. Порядок заполнения талона-уведомления о передаче уголовного дела по подследственности
37. Талон-уведомление заполняется сотрудником регистрационно-учетного подразделения при передаче уголовного дела по подследственности, о чем делается отметка в Едином журнале. В талоне-уведомлении указывается орган, проводивший расследование, орган, которому направлено уголовное дело, номер уголовного дела, исходящий номер, а также указывается адрес органа, направившего уголовное дело.
38. После регистрации уголовного дела, поступившего по подследственности, регистрационно-учетное подразделение направляет уведомление об этом в тот орган, где ранее было зарегистрировано уголовное дело, с указанием нового номера уголовного дела либо номера уголовного дела, к которому оно присоединено.
39. Уголовное дело, направленное по подследственности, снимается с учета только при поступлении в регистрационно-учетное подразделение органа, направившего уголовное дело, талона-уведомления, подтверждающего регистрацию уголовного дела по месту нового расследования.
XI. Порядок ведения Единого журнала
Указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 24 декабря 2007 г. в пункт 40 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.
40. Единый журнал ведется в регистрационно-учетном подразделении правоохранительного органа. В Едином журнале на основе поступивших от следователей и дознавателей документов первичного учета учитываются все выявленные преступления, лица, их совершившие, уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела, а также отражаются результаты судебного рассмотрения уголовных дел.
41. Дополнительно выявленные в процессе расследования преступления учитываются в Едином журнале с указанием очередного порядкового номера записи и номера уголовного дела, по которому они выявлены.
42. В Единый журнал вносятся сведения:
- в графы 2-8 - на основании статистической карточки формы N 1;
- в графы 9, 10 - дата поступления каждого из ДПУ в правоохранительный орган и направления его в регистрационно-учетное подразделение;
- в графы 11, 12 - на основании статистической карточки формы N 1.1;
- в графу 13 - на основании статистической карточки формы N 2;
- в графы 14-15 - на основании статистических карточек форм NN 1, 1.1, 2, 3;
- в графу 16 - на основании статистической карточки формы N 4;
- в графу 17 - на основании статистической карточки формы N 6.
43. В случае поступления дополнительных статистических карточек ранее произведенные в Едином журнале записи уточняются и дополняются.
Вносимые дополнения и производимые исправления в обязательном порядке должны быть заверены подписью с указанием фамилии лица, их производившего, и даты внесения.
44. Полнота и достоверность записей в Едином журнале, их соответствие содержанию учетных документов систематически проверяются начальником правоохранительного органа, а также сотрудниками регистрационно-учетных подразделений при осуществлении ими проверок состояния учетно-регистрационной работы и проведении сверок учетных данных за каждый отчетный период.
45. Единый журнал подлежит предъявлению прокурору по первому его требованию. Ежемесячные сведения об учтенных и нераскрытых преступлениях (по приостановленным делам) также представляются надзирающему прокурору.
46. После учета в Едином журнале ДПУ в течение суток направляются в ИЦ, где регистрируются в Контрольном журнале и вливаются в информационный массив учетных документов текущего года.
47. Для отражения специфики своей деятельности субъекты регистрации и учета вправе дополнять установленную форму журнала необходимыми им графами по согласованию с ИЦ.
XII. Порядок ведения Контрольного журнала
48. Контрольный журнал ведется в ИЦ и является средством контроля за своевременностью поступления учетных документов, а также своевременностью вынесения решений по расследуемым уголовным делам.
49. Наименования граф Контрольного журнала идентичны наименованиям граф Единого журнала.
50. Вносимые в Контрольный журнал дополнения и производимые исправления в обязательном порядке должны быть заверены подписью лица, их производившего, с указанием фамилии и даты внесения.
51. ИЦ предоставлено право использовать средства электронно-вычислительной техники для ведения Контрольных журналов на магнитных носителях.
Использование средств электронно-вычислительной техники в этих целях возможно только при реализации следующих требований к программному обеспечению:
- сохранение хронологии производимых в Контрольном журнале дополнений и исправлений;
- возможность установления лица, производившего любое из перечисленных выше действий;
- исключение возможности несанкционированного доступа к электронному Контрольному журналу.
52. Для отражения специфики своей деятельности субъекты регистрации и учета вправе дополнять установленную форму журнала необходимыми им графами.
------------------------------
*(1) Далее - ДПУ.
*(2) Далее - уголовное дело.
*(3) Далее - Единый журнал.
*(4) Далее - Контрольный журнал.
*(5) Принятому к производству мировым судьей, военным судом, районным судом в случае отсутствия в судебных участках мировых судей.
*(6) Для целей настоящей Инструкции под следственно-оперативной группой понимается организационная форма взаимодействия органов предварительного расследования, оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, созданная для немедленного реагирования на сообщения о преступлениях, производство неоложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по "горячим следам".