Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 27 декабря 2005 г. N 03-06-02-02/108
Вопрос: 1. В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
При этом налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьей 396 Кодекса органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны предоставлять в налоговые органы сведения о земельных участках и лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на данные земельные участки.
При организации взаимодействия с указанными органами было выявлено, что прохождение административных границ муниципальных образований, которые были образованы в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не учитывало кадастрового деления территории Российской Федерации. В результате были выявлены земельные участки, разделенные административными границами на две и более части. В частности, такими земельными участками являются земельные участки под "линейными объектами", к которым относятся железные дороги, трубопроводы, линии электропередачи и другие. Земельные участки под этими объектами, являясь землепользованием, расположены на территории нескольких муниципальных образований.
В то же время в соответствии с Правилами присвоения кадастровых номеров земельным участкам утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, земельному участку (в том числе указанному единому землепользованию) присваивается один кадастровый номер в зависимости от кадастрового деления территории Российской Федерации, который никак не учитывает административное деление. При этом кадастровая стоимость определяется именно для земельного участка в целом.
Федеральная налоговая служба просит Министерство финансов Российской Федерации разъяснить порядок определения налоговой базы и исчисления сумм земельного налога, подлежащих уплате в бюджет конкретного муниципального образования, в отношении земельного участка (единого землепользования), расположенного на территории этих муниципальных образований.
По мнению ФНС России, земельный участок, расположенный на территории нескольких муниципальных образований, является объектом налогообложения в каждом из этих муниципальных образований. При этом Кодекс не содержит конкретных норм, устанавливающих порядок определения налоговой базы в отношении данного земельного участка для каждого конкретного муниципального образования. Видится целесообразным определение налоговой базы для конкретного муниципального образования как доля кадастровой стоимости земельного участка, определяемая как доля площади земельного участка, приходящаяся на данное муниципальное образование. Заключение о доли площади земельного участка приходящейся на конкретное муниципальное образование могут дать органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, на основании планово-картографического материала.
2. Главой 31 Кодекса (пп. 1 п. 1 ст. 394) предельная ставка в размере 0,3 процента установлена для земельных участков, предоставленных для жилищного строительства (в том числе предоставленных в собственность).
Однако из этого следует, что предельная ставка для земельных участков, приобретенных в собственность, может рассматриваться как установленная пп. 2 п. 1 ст. 394 Кодекса в размере 1,5 процента.
Кроме того, статьей 396 Кодекса (пункты 15 и 16) также установлен особый порядок исчисления земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, путем применения повышающих коэффициентов к установленным ставкам в период проектирования и строительства.
Вместе с тем, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельные участки могут, как приобретаться в собственность, так и предоставляться в собственность физических и юридических лиц из государственной или муниципальной собственности.
В ФНС России поступают обращения налогоплательщиков органов прокуратуры субъектов Российской Федерации, которыми обращается внимание на равнозначность понятий "предоставленный" и "приобретенный" земельный участок.
ФНС России просит дать официальное разъяснение в отношении применения налоговых ставок по земельным участкам, предоставленным (приобретенным) для жилищного строительства.
Ответ: Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело ваше письмо и по поставленным в нем вопросам сообщает следующее.
1. По вопросу уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) на территории которого введен налог.
На основании статьи 390 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Как показывает практика, при установлении административных границ муниципальных образований, которые были образованы в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не учитывалось кадастровое деление территорий Российской Федерации. В результате чего возникают ситуации, когда земельные участки разделяются административными границами муниципальных образований на несколько частей.
Однако глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса не содержит положений, определяющих порядок определения налоговой базы и исчисления земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.
В этой связи считаем, что при исчислении земельного налога по земельным участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база должна определяться в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования, как доля кадастровой стоимости земельного участка пропорциональная доли площади, занимаемой земельным участком, на территории соответствующего муниципального образования.
Для такого земельного участка земельный налог исчисляется отдельно в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования.
Сумма земельного налога должна определяться, как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей площади земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная площадь земельного участка.
Исчисленная в таком порядке сумма земельного налога подлежит зачислению в бюджет соответствующего муниципального образования.
2. По вопросу применения налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства.
Статьей 394 Налогового кодекса для исчисления земельного налога определены предельные величины налоговых ставок в размере 0,3 процента и 1,5 процента от налоговой базы, применяемые на условиях, установленных данной статьей.
В частности, предельная величина налоговой ставки в размере 0,3 процента применяется в отношении земельных участков предоставленных для жилищного строительства (в том числе предоставленных в собственность).
Вместе с тем, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные участки могут приобретаться в собственность, а также предоставляться в собственность физическим и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, статьей 15 Земельного кодекса установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании статьи 28 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание указанные положения Земельного кодекса, полагаем, что при исчислении земельного налога положения статьи 394 Налогового кодекса должны одинаково применяться в отношении земельных участков предоставленных или приобретенных для жилищного строительства.
Таким образом, считаем, что предельную величину налоговой ставки земельного налога в размере 0,3 процента следует применять в отношении земельных участков, как предоставленных, так и приобретенных для жилищного строительства.
Кроме того, считаем, что аналогичный подход следует применять при реализации положений пунктов 15 и 16 статьи 396 Налогового кодекса, предусматривающих применение повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога.
Директор департамента налоговой |
М.А. Моторин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики дал разъяснение по вопросу уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.
Налоговый и Земельный кодексы РФ не содержат норм, которые разрешали бы указанный вопрос. Однако Департамент, основываясь на положениях ст. 389 НК ПФ, устанавливающей, что объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах одного муниципального образования, на котором введен налог, указывает следующее.
Для земельного участка, расположенного в границах двух муниципальных образований, налог исчисляется отдельно в отношении площади каждой его части, находящейся в соответствующем муниципальном образовании. При этом налог в отношении части участка исчисляется как доля кадастровой стоимости этого участка, пропорциональная доле площади части участка, которая расположена в данном муниципальном образовании.
Сумма земельного налога должна определяться как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей площади земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная площадь земельного участка.
По вопросу применения налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, предназначенных для жилого строительства, Департамент указывает, что согласно ст. 394 НК РФ предельная величина налоговой ставки по указанному земельному налогу установлена в размере 3%. При этом, принимая во внимание положения Земельного кодекса, указанная ставка должна одинаково применяться в отношении земельных участков, как предоставленных, так и приобретенных для жилищного строительства.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 декабря 2005 г. N 03-06-02-02/108
Текст письма опубликован в журнале "Документы и комментарии для бухгалтера и юриста" от 16 января 2006 г. N 2, в журнале "Московский бухгалтер", апрель 2006 г., N 7