Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 11 января 2006 г. N 03-05-01-04/1
Вопрос: Открытое акционерное общество просит Вас дать официальный ответ на волнующий нас вопрос: "Допускает ли, действующее законодательство РФ порядок налогообложения доходов физических лиц, при котором налог удержан с начисленного дохода (дивиденда) и перечислен в бюджет, а сам доход (дивиденд) фактически не получен его владельцем (акционером), т.е. депонирован на балансовом счете N 75?
На практике это выглядит так.
Ежегодно, на годовом собрании акционеров, принимается решение о выплате дивидендов по итогам работы общества за год со сроком выплаты в течение 2-х месяцев со дня проведения годового собрания акционеров. Бухгалтерская служба производит начисление дивидендов, затем с начисленной суммы производит удержание налога (НДФЛ) и после проведения этих операций выводит сумму к выплате. Начисление производится по каждому акционеру в зависимости от количества имеющихся акций, список акционеров представляет обществу специализированный регистратор, который ведет учет, т.е. реестр акционеров. После того, как определена сумма к выплате - составляется платежная ведомость с указанием Ф.И.О. акционера, суммы к выдаче и подписью в получении. Затем, на исчисленную сумму к выдаче, в соответствии с пунктом 6 статьи 226 НК РФ заполняется чек на получение денег в банке и вместе с чеком дается в банк поручение на перечисление налога в бюджет. По ведомости же производится выплата дивидендов. По тем акционерам, которые не получили дивиденды в силу каких-то причин и обстоятельств, произведено депонирование суммы, т.е. в любое время эта причитающаяся к выплате сумма может быть обществом выплачена и никаких препятствий в выплате дивидендов нет. Поэтому возникает вопрос: "Позволяет ли, налоговое законодательство налоговому агенту в целях минимизации налоговых рисков и соблюдения таких принципов бухгалтерского учета, как рациональность и осмотрительность, произвести удержание налога на доходы физических лиц при составлении ведомости на выплату дивидендов, поскольку в ведомость включаются все акционеры, которым начислены дивиденды. Информацией о намерениях конкретных акционеров в получении причитающихся им дивидендов общество не располагает, хотя сообщение о проведении годового собрания акционеров в сответствии с Уставом общества всем акционерам доводится путем: работающим в обществе - под роспись не позднее чем за 20 дней до даты его проведения; иногородним - путем направления не позднее чем за 20 дней до даты проведения собрания письменного уведомления, а акционерам, проживающим в г. Канаше и Канашском районе - за 20 дней через городскую газету. В соответствии с вышеизложенным, т.е. особенностью начисления и порядком выплаты физическим лицам дохода в виде дивидендов, когда определен срок выплаты дивидендов акционерам в виде периода (в течение 60 дней), а также отсутствия информации о намерениях конкретных акционеров в получении причитающихся им дивидендов, по мнению общества, удержание и перечисление налога на доходы физических лиц с фактически неполученных акционером дивидендов, не в полной мере соответствуют требованиям налогового законодательства, но вместе с тем не нарушают ни право акционеров на получение дивидендов, ни интересы Общества, а также не оказывают существенного влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность, так как дивиденд по налоговому законодательству облагается налогом (НДФЛ) и к тому же акционер не заявил о своем отказе от получения дохода.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО (далее - Общество) от 24.11.2005 N 1531 по вопросу исчисления налога на доходы физических лиц при выплате дивидендов и сообщает следующее.
Статьей 214 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены особенности уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации.
Пунктом 2 статьи 214 Кодекса определено, что если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация, то указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по ставке, предусмотренной пунктом 4 статьи 224 Кодекса, в порядке, определенном статьей 275 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 Кодекса дата фактического получения дохода, при получении налогоплательщиком доходов в денежной форме, определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
Поскольку Общество является источником выплаты дохода в денежной форме, полученного налогоплательщиком в виде дивидендов, оно в соответствии со статьей 214 Кодекса, признается налоговым агентом и обязано в соответствии со статьей 226 Кодекса исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога с суммы дохода в день его фактической выплаты.
Таким образом, удержание налога на доходы физических лиц при составлении ведомости на выплату дивидендов, то есть до даты фактического получения налогоплательщиком дохода, не соответствует законодательству.
Иного порядка исчисления и уплаты налога с доходов, полученных налогоплательщиком в виде дивидендов, действующим законодательством не предусмотрено.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российские организации, являющиеся налоговыми агентами при выплате физическим лицам доходов от долевого участия в организациях, обязаны исчислять и удерживать сумму НДФЛ с суммы дохода в день его фактической выплаты. Удержание НДФЛ при составлении ведомости на выплату дивидендов, то есть до даты фактического получения налогоплательщиком дохода, не соответствует законодательству.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 января 2006 г. N 03-05-01-04/1
Текст письма официально опубликован не был