В соответствии с частями 2 и 3 статьи 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) расчеты при осуществлении валютных операций должны производиться резидентами через банковские счета в уполномоченных банках вне зависимости от суммы сделки, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Расчеты при приобретении товаров физическими лицами-резидентами за пределами территории Российской Федерации для целей осуществления ими предпринимательской деятельности общим исключением из данного правила не являются. Такие расчеты в наличной иностранной валюте допускаются Законом только в магазинах беспошлинной торговли, в пути следования транспортных средств при международных перевозках (пункт 7 части 3 статьи 14 Закона), а также с использованием средств, зачисленных на счета в банках за пределами территории Российской Федерации (часть 6 статьи 12 Закона).
Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о действии законодательства об административных правонарушениях во времени и пространстве лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании Закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.
С учетом изложенного полагаем, что резиденты могут быть привлечены к административной ответственности, если противоправное деяние совершено на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона Банк России устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления. Именно эти полномочия Банка России реализованы в Положении Банка России от 01.06.2004 N 258-П. Данное Положение не регулирует правила проведения самих валютных операций. Оно издано только для целей учета и отчетности по валютным операциям.
Пунктом 1.2 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П установлено, что действие этого Положения не распространяется на валютные операции, осуществляемые между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта. Исходя из целей Положения, данная пороговая сумма установлена Банком России исключительно в целях организации систематического учета и отчетности по валютным операциям. Право давать разрешение на их осуществление в наличной форме Законом никому не предоставлено.
Начальник Управления
валютного контроля
генерал-майор таможенной службы |
В.А. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Расчеты при осуществлении валютных операций должны производиться резидентами через банковские счета в уполномоченных банках вне зависимости от суммы сделки, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Расчеты при приобретении товаров физическими лицами-резидентами за пределами РФ для целей осуществления ими предпринимательской деятельности общим исключением из данного правила не являются. Такие расчеты в наличной иностранной валюте допускаются только в магазинах беспошлинной торговли, в пути следования транспортных средств при международных перевозках, а также с использованием средств, зачисленных на счета в банках за пределами РФ.
Положение Банка России от 01.06.2004 г. N 258-П не регулирует правила проведения самих валютных операций. Оно издано только для целей учета и отчетности по валютным операциям.
Письмо Федеральной таможенной службы от 23 сентября 2005 г. N 14-14/33043 "О сделках до 5000 долларов"
Текст письма опубликован в Бюллетене "Таможенные ведомости", 2005 г., N 12