Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 3838/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Тумаркина В.М., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Самары (правопреемника Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району города Самары) о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.12.2004 по делу N А55-7773/2004-11 Арбитражного суда Самарской области.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Самары - Беззубова Ю.В., Елина Н.В., Кедров О.Г.;
от Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации Кировского района города Самары - Беловицкий С.А., Калинин С.И., Петрачков О.М., Пудров Ю.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Тумаркина В.М., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации Кировского района города Самары (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением: о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району города Самары (далее - инспекция) от 28.05.2004 N 13-21/67 в части доначисления налога на добавленную стоимость, начисления пеней за несвоевременную уплату данного налога и привлечения к ответственности, о признании незаконным бездействия должностных лиц инспекции, выразившегося в непринятии решения о возврате комитету налога на добавленную стоимость, о понуждении инспекции возместить из федерального бюджета суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные комитетом предприятиям города Самары, и произвести зачет излишне уплаченных сумм налога в счет предстоящих платежей по этому налогу в федеральный бюджет.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции комитет уточнил требования: изменил сумму подлежащего возврату за период с января 2000 года по сентябрь 2003 года налога (90 499 922 рубля 73 копейки вместо 93 059 960 рублей 69 копеек), а также просил признать незаконным решение инспекции от 12.07.2004 N 11-16/414 о доначислении налога на добавленную стоимость, начислении пеней за несвоевременную уплату данного налога и привлечении комитета к налоговой ответственности.
Решение суда первой инстанции от 30.07.2004 требования комитета удовлетворены:
признаны недействительными решение от 28.05.2004 N 13-21/67 в части привлечения комитета к ответственности в виде взыскания 15 000 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), доначисления 64 914 501 рубля 90 копеек налога на добавленную стоимость, начисления 697 071 рубля 76 копеек пеней за просрочку его уплаты и решение от 12.07.2004 N 11-16/414 в части привлечения к ответственности в виде взыскания 199 288 рублей 50 копеек штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса, доначисления 16 067 949 рублей 50 копеек налога на добавленную стоимость, начисления 690 938 рублей 20 копеек пеней за просрочку его уплаты;
признано незаконным бездействие должностных лиц инспекции, выразившееся в непринятии решения о возврате из федерального бюджета 13 991 152 рублей 83 копеек налога на добавленную стоимость за период с января 2000 года по январь 2001 года;
на инспекцию возложена обязанность возвратить из федерального бюджета 90 499 922 рубля 73 копейки налога на добавленную стоимость по налоговым декларациям за период с января 2000 года по декабрь 2003 года (с учетом определения от 15.09.2004 об исправлении опечатки) в связи с превышением налоговых вычетов над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), и зачесть излишне уплаченные за период с декабря 2000 года по сентябрь 2003 года 477 124 рубля 87 копеек налога на добавленную стоимость в счет предстоящих платежей по этому налогу в федеральный бюджет.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.09.2004 решение суда первой инстанции составлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 16.12.2004 указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции инспекция указывает на отсутствие единообразия в толковании и применении судами норм главы 21 Кодекса и на ошибки, допущенные ими при разрешении спора по настоящему делу (комитет не вправе требовать возмещения налога на добавленную стоимость, переплаты по этому налогу не возникло).
В отзыве на заявление комитет просит оставить решение суда первой, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций без изменения, считая их законными и обоснованными. Комитет не относится к органам местного самоуправления, обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами осуществлялось им на основании заключаемых гражданско-правовых договоров в связи с наличием на его балансе муниципального жилищного фонда.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что решение суда первой, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций в части признания незаконным бездействия должностных лиц инспекции и в части, обязывающей инспекцию возместить путем возврата из федерального бюджета суммы налога на добавленную стоимость и зачесть суммы этого налога в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость, подлежат отмене по следующим основаниям.
Комитет представил в инспекцию уточненные декларации по налогу на добавленную стоимость за 2000-2003 годы, в которых суммы налоговых вычетов превысили суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные по операциям, признаваемым объектом обложения этим налогом, и подал заявления о возмещении (возврате и зачете) сумм налога в соответствии со статьей 176 Кодекса.
В результате камеральной проверки этих деклараций инспекцией принято решение от 12.07.2004 N 11-16/414 о привлечении комитета к налоговой ответственности в виде 199 288 рублей 50 копеек штрафа, предложено уплатить доначисленные 16 067 949 рублей 50 копеек налога на добавленную стоимость и начисленные 690 938 рублей 20 копеек пеней за просрочку уплаты налога.
Помимо камеральной проверки инспекцией проведена выездная налоговая проверка, в том числе правильности исчисления налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2002 по 31.12.2003, по результатам которой составлен акт от 06.05.2004 N 1140 и принято решение от 28.05.2004 N 13-21/67 о привлечении комитета к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 Кодекса, в виде 15 000 рублей штрафа. Комитету предложено уплатить 64 912 213 рублей 90 копеек налога на добавленную стоимость и 697 071 рубль 76 копеек пеней.
На основании пункта 4 статьи 149 и пункта 4 статьи 170 Кодекса инспекция произвела перерасчет сумм налоговых обязательств, вменив комитету занижение налога на добавленную стоимость на 26 601 309 рублей в 2002 году и на 38 310 904 рубля в 2003 году, и, сделав вывод о наличии облагаемых и освобожденных от обложения налогом на добавленную стоимость операций, исключила возможность учета в составе налоговых вычетов сумм этого налога, уплаченных комитетом предприятиям города Самары по договорам о снабжении тепловой энергией, об отпуске питьевой воды и приеме сточных вод, о выполнении подрядных работ по монтажу, установке, ремонту и техническому обслуживанию систем коллективного приема телевидения.
Суды сочли заявленное требование о возмещении сумм налога на добавленную стоимость обоснованным, поскольку комитет осуществлял реализацию населению коммунальных услуг с убытками, возникшими из-за разницы между рыночной ценой, по которой оплачивались поставщикам и подрядчикам тепловая энергия, вода и другие ресурсы, работы (услуги), и тарифами, по которым население оплачивало коммунальные услуги.
Однако эти выводы судов не основаны на нормах главы 21 Кодекса.
В районах города Самары созданы в качестве юридических лиц и структурных подразделений администраций районов комитеты по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения районов, возглавляемые заместителями глав администраций районов.
Согласно Положению о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения района в городе Самаре, утвержденному постановлением главы города Самары от 04.11.1997 N 1234 "О реорганизации дирекций единого заказчика по жилищно-коммунальному обслуживанию районных администраций" (далее - Положение о комитете) комитет является структурным подразделением администрации района города Самары и создан для решения задач, стоящих перед местным самоуправлением в области жилищно-коммунального хозяйства и коммунального обслуживания населения, в связи с чем ему передан в оперативное управление муниципальный жилой фонд.
Осуществление организационных мероприятий, перечисленных в Положении о комитете и касающихся обеспечения населения коммунальными услугами, входит в круг обязанностей местного самоуправления, в данном случае комитета, и заключается в организации работы муниципальных служб и предприятий, непосредственно поставляющих энергоресурсы, выполняющих работы (оказывающих услуги), необходимые для обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами. Перечисленные обязанности комитета как полномочного лица органа местного самоуправления вытекали из требований пункта 3 статьи 73 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-I "О местном самоуправлении в Российской Федерации": к полномочиям городской администрации в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения относится обеспечение коммунального обслуживания населения.
Исполнение комитетом функций заказчика по объектам, переданным в его оперативное управление, осуществляется в целях реализации указанных полномочий. Этому праву корреспондирует закрепленное в статье 33 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право органов местного самоуправления выступать заказчиком на выполнение работ по коммунальному обслуживанию населения, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых потребностей населения, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
Деятельность комитета как бюджетного учреждения, входящего в администрацию Кировского района города Самары, финансируется из бюджета. Сопутствующие такой деятельности услуги не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса.
Пункт 2 статьи 153 Кодекса предусматривает формирование налоговой базы по налогу на добавленную стоимость с учетом выручки от реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
Полученные комитетом средства от населения в виде платы за коммунальные услуги не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, поскольку деятельность комитета в части сбора платы за жилье и коммунальные услуги в данном случае рассматривается как выполнение органом местного самоуправления пунктов 4 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", установивших, что указанные сборы производятся собственниками домовладений или уполномоченными ими организациями через расчетно-кассовые центры.
В Кировском районе города Самары в проверяемом периоде обеспечение граждан водой, теплом, прием сточных вод, монтаж, установка, ремонт и техническое обслуживание систем коллективного приема телевидения производились в интересах потребителей муниципальным предприятием "Самараводоканал", ЗАО "Предприятие тепловых сетей", муниципальным производственным жилищно-ремонтным предприятием Кировского района города Самары, ЗАО "Коммунэнерго", ОАО "Самараэнерго", федеральным государственным унитарным предприятием "Куйбышевская железная дорога".
Следовательно, требования комитета, направленные на возмещение сумм налога на добавленную стоимость в отношении всего объема предоставленных населению названными предприятиями коммунальных услуг, несостоятельны.
Таким образом, судебные акты в части понуждения инспекции возместить из федерального бюджета суммы налога на добавленную стоимость и признания незаконным бездействия должностных лиц инспекции, выразившегося в непринятии решения о возмещении комитету сумм этого налога, подлежат отмене. Требования комитета в этой части удовлетворению не подлежат.
В части признания судами недействительными решений инспекции в отношении привлечения комитета к налоговой ответственности, доначисления ему сумм налога на добавленную стоимость и начисления пеней за просрочку их уплаты судебные акты подлежат оставлению без изменения, поскольку у инспекции не было оснований для перерасчета налогов исходя из пропорции облагаемых и освобожденных от обложения налогом на добавленную стоимость операций, как это предусмотрено пунктом 4 статьи 170 Кодекса, так как оплата коммунальных услуг относится к операциям, облагаемым этим налогом.
При таких обстоятельствах решение суда первой, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 30.07.2004, постановление суда апелляционной инстанции от 20.09.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-7773/2004-11 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.12.2004 по тому же делу в части признания незаконным бездействия должностных лиц Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району города Самары, выраженного в непринятии решения по возврату из федерального бюджета 13 991 152 рублей 83 копеек налога на добавленную стоимость, в части, обязывающей инспекцию возвратить из федерального бюджета 90 499 922 рубля 73 копейки налога на добавленную стоимость и произвести зачет 477 124 рублей 87 копеек в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость в федеральный бюджет, отменить.
В удовлетворении этой части требований Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администрации Кировского района города Самары отказать.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отменил состоявшиеся судебные акты и признал, что требование Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления НДС не подлежит удовлетворению.
Поясняется, что поскольку деятельность комитета связана с выполнением функций, возложенных на органы местного самоуправления, и финансируется из соответствующего бюджета, то сопутствующие такой деятельности услуги не признаются объектом обложения НДС в соответствии с п.п. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ. Поэтому полученные комитетом средства от населения в виде платы за коммунальные услуги не должны учитываются при формировании налоговой базы по НДС. В связи с чем требование о возмещении суммы НДС, образовавшейся как разницы между рыночной ценой, по которой оплачивались поставщикам и подрядчикам тепловая энергия, вода и другие ресурсы, работы (услуги), и тарифами, по которым население оплачивало коммунальные услуги, необоснованно, поскольку, как отмечено выше, полученные от населения средства НДС не облагаются.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 3838/05
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2006 г., N 6