Приказ Минюста РФ от 31 января 2006 г. N 16
"Об утверждении Инструкции об организации и осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы"
Приказом Минюста РФ от 26 июня 2007 г. N 132 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии со статьей 21 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 22, ст. 2332; N 26, ст. 3012; 1999, N 7, ст. 871,ст. 873; N 11, ст. 1255; N 12, ст. 1407; N 28, ст. 3489, ст. 3490, 3491; 2001, N 11, ст. 1002; N 13, ст. 1140; N 26, ст. 2587, 2588; N 33 (ч. I), ст. 3424; N 47, ст. 4404, 4405; N 53 (ч. I), ст. 5028; 2002, N 10, ст. 966; N 11, ст. 1021; N 19, ст. 1793, 1795; N 26, ст. 2518; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 11, ст. 954; N 15, ст. 1304; N 27 (ч. II), ст. 2708, 2712; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4848, 4855; 2004, N 30, ст. 3091, 3092, 3096; 2005, N 1 (ч.I), ст. 1, 13), статьей 38 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1316); Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108), Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4109), подпунктами 4.1., 4.3. пункта 4 раздела I Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305), Регламентом Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 26.12.2005 N 252 (зарегистрирован Минюстом России 16.01.2005, регистрационный N 7362), пунктом 9 части I, пунктом 92 части VI приложения к Рекомендации Rec (2006)2 Комитета Министров государствам-членам "Европейские пенитенциарные правила" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации и осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы.
2. Департаменту правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб (Морин А.Е.), руководителям главных управлений Минюста России по федеральным округам организовать работу по контролю за соблюдением прав и законных интересов человека в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы.
3. Федеральной службе исполнения наказаний (Калинин Ю.И.) обеспечить необходимые условия для исполнения приказа.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Министр |
Ю.Я. Чайка |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 февраля 2006 г.
Регистрационный N 7459
Приложение
Инструкция
об организации и осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы
(утв. приказом Минюста РФ от 31 января 2006 г. N 16)
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция устанавливает в соответствии со статьей 21 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьей 38 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти", Регламентом Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 26.12.2005 N 252, и приложением к Рекомендации Rec (2006)2 Комитета Министров государствам-членам "Европейские пенитенциарные правила" порядок организации и осуществления Министерством юстиции Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы.
2. Целями ведомственного контроля являются:
- реализация государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний в части, касающейся соблюдения прав человека;
- защита прав осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей;
- изучение и обобщение практики деятельности ФСИН России в части соблюдения прав человека.
3. Основными задачами ведомственного контроля являются:
- выявление и устранение нарушений прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы;
- выработка мер, направленных на устранение и предупреждение нарушений прав человека, а также причин и условий, им способствующих;
- подготовка материалов по вопросам соблюдения прав человека при исполнении наказаний для информирования Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
4. Ведомственный контроль осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами во ФСИН России и ее территориальных органах, а также в учреждениях, исполняющих наказания.
Для проведения мероприятий по осуществлению ведомственного контроля* распоряжением Минюста России (территориального органа Минюста России) создается комиссия (группа), возглавляемая председателем (руководителем группы) из числа государственных служащих Департамента правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб** (территориального органа Минюста России).
Для участия в проведении контрольных мероприятий по предложению директора Департамента в состав комиссии могут быть включены специалисты других департаментов Минюста России (структурных подразделений территориального органа Минюста России).
II. Порядок организации и осуществления ведомственного контроля
5. Контрольные мероприятия проводятся Департаментом во взаимодействии со ФСИН России, а территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации во взаимодействии с управлениями ФСИН России по федеральным округам на плановой и внеплановой основе.
Мероприятия по осуществлению ведомственного контроля за соблюдением конституционных прав и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений осуществляются в соответствии с планом основных организационных мероприятий Минюста России, утверждаемым приказом Министерства юстиции Российской Федерации.
План-задание, в котором указываются цель, формы, методы и сроки проведения мероприятия, утверждается заместителем Министра юстиции Российской Федерации, курирующего это направление деятельности (руководителем территориального органа Минюста России).
Объем и продолжительность контрольных мероприятий могут быть изменены с целью дополнительного изучения возникших вопросов по решению Министра юстиции Российской Федерации (руководителя территориального органа Минюста России).
6. Копии утвержденного плана проведения контрольных мероприятий направляются Департаментом в:
а) ФСИН России;
б) Департамент организации, координации и контроля Минюста России;
в) территориальные органы Минюста России, которые в свою очередь направляют копии этого плана в управления ФСИН России по федеральным округам для координации деятельности по осуществлению контрольных мероприятий.
План-задание предъявляется руководителю федерального или территориального органа уголовно-исполнительной системы в зависимости от объекта ведомственного контроля.
7. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся по поручению Министра юстиции Российской Федерации либо лица, исполняющего его обязанности:
- во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, обращений Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- по фактам чрезвычайных происшествий в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- для проверки жалоб осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, их родственников и лиц, представляющих их интересы.
8. Формами контрольных мероприятий являются:
- изучение состояния вопроса соблюдения прав и законных интересов человека при исполнении наказаний и содержании под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы (осуществляется путем запроса Департаментом в Федеральную службу исполнения наказаний, а территориальными органами Минюста России - в территориальные органы ФСИН России необходимых сведений, в том числе информационных, аналитических и статистических материалов, отражающих практику деятельности уголовно-исполнительной системы по вопросам соблюдения прав и законных интересов человека, организационно-распорядительных документов, изданных ФСИН России, ее учреждениями и территориальными органами, материалов комплексных, инспекторских к контрольных проверок, актов прокурорского реагирования);
- изучение организации соблюдения прав человека непосредственно на местах: в центральном аппарате и территориальных органах ФСИН России, а также в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- рассмотрение состояния соблюдения прав человека в уголовно-исполнительной системе на заседаниях коллегии Минюста России с участием ФСИН России, а также на заседаниях координационных советов территориальных органов Минюста России, оперативных совещаниях.
III. Полномочия лиц, осуществляющих ведомственный контроль
9. Государственные служащие, участвующие в проведении мероприятия ведомственного контроля, обязаны:
- выполнять план-задание в полном объеме;
- нести персональную ответственность за объективность представляемой информации, обоснованность выводов и предложений;
- инициировать проведение служебных проверок по выявленным фактам нарушений прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
10. Государственные служащие в пределах предоставленных им полномочий вправе:
- получать в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы необходимые документы, письменную и устную информацию по изучаемым вопросам в части соблюдения прав человека;
- посещать учреждения и органы уголовно-исполнительной системы по предъявлению служебного удостоверения и письменного разрешения руководства учреждения или территориального органа уголовно-исполнительной системы;
- беседовать с осужденными, лицами, содержащимися под стражей, сотрудниками уголовно-исполнительной системы по вопросам соблюдения прав человека при отбывании наказания и содержании под стражей;
- запрашивать материалы в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы, касающиеся рассмотрения обращений осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, их родственников и лиц, представляющих их интересы;
- изучать акты прокурорского реагирования на нарушения прав и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, выявленные в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы;
- изучать разделы актов комплексных и контрольных инспекторских проверок учреждений и территориальных органов уголовно-исполнительной системы, касающиеся соблюдения прав и законных интересов человека при исполнении наказаний;
- изучать материалы служебных расследований по преступлениям и чрезвычайным происшествиям, связанным с нарушением прав человека;
- изучать информацию, содержащуюся в личных делах подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
- запрашивать иные сведения, необходимые для принятия объективного и обоснованного решения;
- осуществлять прием по личным вопросам осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, сотрудников уголовно-исполнительной системы;
- вносить конкретные предложения руководителям территориальных органов уголовно-исполнительной системы по созданию условий, обеспечивающих соблюдение прав осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, приостановке действия акта, противоречащего требованиям законодательства или нарушающего права человека, привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законности и прав человека, устранению выявленных нарушений.
IV. Порядок подведения итогов и оформления результатов контрольного мероприятия
11. Перед началом осуществления контрольного мероприятия председатель комиссии (руководитель группы) предъявляет директору ФСИН России, руководителю территориального органа уголовно-исполнительной системы приказ Минюста России либо территориального органа Минюста России о его проведении.
По итогам контрольного мероприятия лицо, отвечающее за его осуществление, проводит совещание государственных служащих, принимавших в нем участие, на котором заслушивает их доклады о ходе и результатах работы, принимает справки об исполнении запланированных мероприятий, содержащие выводы о состоянии прав человека и предложения по ее совершенствованию.
Председатель комиссии (руководитель группы) подводит итоги работы на совещании, на котором до руководства территориального органа уголовно-исполнительной системы доводится оценка деятельности органа, основные выводы и предложения.
12. По окончании контрольного мероприятия готовится справка, которая подписывается председателем комиссии (руководителем группы) и другими государственными служащими, участвовавшими в контрольном мероприятии. Со справкой в обязательном порядке знакомится руководитель территориального органа уголовно-исполнительной системы.
В случае несогласия с содержащимися в справке оценками, выводами и предложениями, руководитель территориального органа уголовно-исполнительной системы вправе представить мотивированные возражения и дать необходимые разъяснения, которые приобщаются к справке.
Территориальный орган Минюста России информирует Департамент о результатах проведения контрольных мероприятий с представлением соответствующей справки и предложений по устранению выявленных нарушений прав и законных интересов человека в учреждениях и органах, исполняющих наказания, поощрению либо наложению взысканий в отношении отдельных сотрудников уголовно-исполнительной системы.
О результатах контрольных мероприятий, в том числе осуществленных территориальными органами Минюста России, Департаментом представляется докладная записка Министру юстиции Российской Федерации.
13. Докладная записка с поручениями Министра юстиции Российской Федерации направляется во ФСИН России для организации исполнения данных поручений.
14. О результатах работы по устранению выявленных нарушений директор ФСИН России в установленный срок информирует Министра юстиции Российской Федерации, а руководитель территориального органа ФСИН России информирует федеральный орган уголовно-исполнительной системы и руководителя территориального органа Минюста России.
15. По поручению Министра юстиции Российской Федерации результаты контрольного мероприятия могут рассматриваться на заседании коллегии или оперативном совещании у руководства Минюста России. Результаты контрольного мероприятия, осуществленного территориальным органом Минюста России, могут рассматриваться на оперативном совещании либо координационном совете территориального органа Минюста России.
16. Контроль за организацией работы по устранению нарушений и недостатков, выявленных в процессе проведенных проверок, возлагается на руководителя Департамента.
------------------------------
* Далее - контрольные мероприятия.
** Далее - Департамент.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкцией устанавливается порядок организации и осуществления Минюстом России ведомственного контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы. Ведомственный контроль проводится с целью защиты прав осужденных, подозреваемых и обвиняемых при исполнении уголовных наказаний и содержании их под стражей, а также с целью изучения и обобщения практики деятельности ФСИН России в части соблюдения прав человека.
Основными задачами ведомственного контроля являются выявление и устранение нарушений прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, выработка мер, направленных на устранение и предупреждение нарушений прав человека, а также причин и условий, им способствующих. По результатам проверок готовятся материалы по вопросам соблюдения прав человека при исполнении наказаний для информирования Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Приказ Минюста РФ от 31 января 2006 г. N 16 "Об утверждении Инструкции об организации и осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 февраля 2006 г.
Регистрационный N 7459
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 20 февраля 2006 г. N 8, в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2006 г., N 3
Приказом Минюста РФ от 26 июня 2007 г. N 132 настоящий приказ признан утратившим силу