Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 3 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/83
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 октября 2008 г. N 03-03-06/1/608
Вопрос: Вопросы по нормированию рекламных расходов в рамках 25 главы.
Являясь зарегистрированным в российских налоговых органах, в качестве Филиала компании ФРГ, наш филиал занимается кинопрокатом фильмов. Безусловно, значительную часть наших расходов составляют рекламные расходы. И, хотя в соответствии с действующим Соглашением об избежании двойного налогообложения по налогу на прибыль, все рекламные расходы принимаются на уменьшение прибыли, то для правильного формирования задолженности по НДС, мы, согласно ст. 171 п. 7 НК, вынуждены подразделять рекламные расходы аналогично 25 главе НК, на подлежащие нормированию и принимаемые на расходы без ограничения.
Принимая во внимание быстрое развитие рекламной отрасли, и, сталкиваясь с множащимся день ото дня количеством видов рекламных средств, мы испытываем трудности с их классификацией. Содержание п. 4 статьи 264 НК, а также 108-ФЗ "О рекламе", к сожалению, не является исчерпывающим, и хотя письмо УФНС по г. Москве N 20-08/60490 безусловно оказалось очень полезным, но всех наших проблем все-таки не решило, в соответствии с чем, мы вынуждены обращаться к дополнительным источникам, в том числе и документам московского правительства.
К примеру, в Приложении к постановлению Правительства Москвы от 22-01-2002 г. N 41-ПП представлены "Правила размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве". В этих Правилах в п. 1.4. дано определение для наружной рекламы: "Средства наружной рекламы и информации - щиты, стенды, плакаты и иные технические средства, предоставляемые и (или) используемые для распространения рекламной и иной информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие из городского пространства".
В этом же документе к средствам наружной рекламы причислены:
п. 3.2.4 Информация, размещаемая в витринах.
(Полагаем, что в нашем случае это могли бы быть закрепленные в витринах кинотеатров и обращенные в городское пространство: плакаты, банеры, даже флаера, из которых на стекле можно выстраивать тексты или узоры...)
В п. 4. К средствам наружной рекламы и информации помимо стационарных средств добавлены:
- "временные средства наружной рекламы - характеризуются периодом размещения и определенной зоной или участком городской территории, на котором они могут быть размещены на заявляемой период; в том числе к ним отнесены
согласно п. 4.2.1 выносные щитовые конструкции (штендеры),
согласно п. 4.2.2 носимые рекламные конструкции, перемещаемые физическими лицами,
- рекламные акции - характеризуются местом и периодом проведения и заявленной численностью участников".
В соответствии с этим вопросы:
1. Должны ли мы не причислять к нормируемым рекламным расходам следующие виды:
а) Плакаты, банеры и прочие виды рекламной продукции, размещаемые не на стационарных конструкциях, а закрепляемые в витринах кинотеатров, но рассчитанные на аудиовизуальное восприятие из городского пространства,
б) временные средства наружной рекламы в виде:
- штендеров,
- или в виде маек с символикой фильма, ведь это носимые рекламные конструкции, перемещаемые физическими лицами (конструкции могут быть как жесткими, так и мягкими) видные из городского пространства;
в) стоимость рекламных акций,
если они проводятся в рамках действующего договора с рекламным агентством, в отчетных документах которого указано, к приему, что в районе выхода из метро Университет на проспект Вернадского 8-9 октября с 16 до 18 часов четыре промоутера в майках, с символикой фильма "Кинг-Конг", раздавали прохожим флаеры, относящиеся к выпуску нового фильма "Кинг-Конг". (Мы в данный момент не обсуждаем, что стоимость флаеров, рассматривается ФНС, как безвозмездная реализация, и на сумму ндс от стоимости флаеров мы должны увеличить свою задолженность по ндс перед бюджетом.)
г) стоимость рекламных роликов кинофильмов, демонстрирующихся перед началом фильма.
Известно, что в мировой практике рекламные ролики, демонстрирующиеся перед началом фильма, относятся к основным видам рекламы, к которым применим термин "ATL-above the line", что означает "над чертой". К видам рекламы "ATL-above the line" относятся: реклама на телевидении, радио, в прессе, а также наружная реклама и реклама в кинотеатрах.
Не является ли ошибкой, что расходы на изготовление рекламных роликов кинофильмов, демонстрирующихся перед началом фильма, у нас не включены в состав ненормируемой рекламы, поскольку, ни для кого не секрет, что рекламная отрасль целиком и полностью в своем развитии опирается на мировой опыт, а, принимая во внимание рост числа кинотеатров и кинозалов, демонстрация рекламных роликов перед началом фильма является массовым видом рекламы, периодичность которого можно зафиксировать даже в течение дня?
2. Нам также важно узнать мнение налоговых органов по поводу расходов на рекламу во время премьерных показов.
Перед началом массовой демонстрации особо зрелищных фильмов нередко рекламные акции выносятся за стены кинотеатров, и на территории, прилегающей к кинотеатру, происходят массовые шоу, напоминающие ярмарку с зазывалами и костюмированным представлением персонажей из фильма, под музыкальное сопровождение из него. В этом действе участвуют не только исполнители-артисты, освещающие акцию журналисты, зрители, которые пришли посмотреть фильм, а также прохожие, случайно оказавшиеся рядом, и, которые после увиденных издалека банеров, растяжек, услышав музыку, оказываются свидетелями и порой участниками спланированного шоу, и, как показывает практика, идут в кассу и покупают билет в кино. Зал или залы в многозальных кинотеатрах после таких мероприятий с трудом вмещают зрителей.
Кроме того, практика показала, что подобные акции способствуют усилению позитивного восприятия фильма у первых зрителей и значительный кассовый успех от дальнейшего его продвижения уже посредством бесплатного, но действенного "сарафанного радио".
Описанная рекламная акция не только видна, но и слышна из городского пространства, должны ли мы ее причислить к наружной рекламе, ведь назначение у нее то же, что и у стационарно стоящего наружного средства: "Привлечь внимание потенциальных зрителей к выпускаемому в прокат фильму"?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 12.12.2005 N 340 по вопросу отнесения расходов организации на рекламу к нормируемым или ненормируемым в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.
Из вашего письма следует, что организация, занимающаяся кинопрокатом фильмов, несет расходы на различные виды рекламы.
В соответствии со статьей 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам организации, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях главы 25 Кодекса относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Перечисленные выше расходы на рекламу принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы без ограничений при наличии, соответственно, подтверждающих данные расходы документов. Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса.
При этом к прочим видам рекламы относятся те ее виды, которые не поименованы в статье 264 Кодекса.
Статьей 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) определено понятие "реклама", под которым понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Понятие "наружная реклама" приведено в статье 14 Закона о рекламе, в соответствии с которой под наружной рекламой понимается распространение рекламы в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения.
В связи с этим, полагаем, что майки с символикой кинофильма, которые, по вашему мнению, являются носимыми рекламными конструкциями, перемещаемыми физическими лицами, не могут быть признаны средствами наружной рекламы, как не соответствующие понятию наружная реклама, данному в статье 14 Закона о рекламе.
Распространение рекламы в виде плакатов, баннеров, размещаемых в витринах кинотеатров и рассчитанных на аудиовизуальное восприятие из городского пространства, а также в виде выносных щитовых конструкций (штендеров), следует рассматривать как наружную рекламу и, соответственно, расходы на ее осуществление могут приниматься к вычету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций без ограничений при наличии, соответственно, подтверждающих данные расходы документов.
Все иные расходы на рекламу, перечисленные в вашем письме (изготовление маек с символикой кинофильма, проведение рекламных акций по раздаче прохожим флаеров, относящихся к выпуску нового кинофильма, стоимость рекламных роликов кинофильмов, демонстрирующихся перед началом фильма, а также проведение массовых уличных шоу во время премьерных показов кинофильмов с костюмированным представлением персонажей из фильма, под музыкальное сопровождение из него) следует рассматривать как нормируемые рекламные расходы, которые учитываются с учетом требований пункта 4 статьи 264 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Майки с символикой кинофильма не могут быть признаны средствами наружной рекламы, как не соответствующие понятию наружная реклама. Распространение рекламы в виде плакатов, баннеров, размещаемых в витринах кинотеатров и рассчитанных на аудиовизуальное восприятие из городского пространства, а также в виде выносных щитовых конструкций (штендеров), следует рассматривать как наружную рекламу и, соответственно, расходы на ее осуществление могут приниматься к вычету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций без ограничений при наличии, соответственно, подтверждающих данные расходы документов.
Все иные расходы на рекламу (изготовление маек с символикой кинофильма, проведение рекламных акций по раздаче прохожим флаеров, относящихся к выпуску нового кинофильма, стоимость рекламных роликов кинофильмов, демонстрирующихся перед началом фильма, а также проведение массовых уличных шоу во время премьерных показов кинофильмов с костюмированным представлением персонажей из фильма под музыкальное сопровождение из него) следует рассматривать как нормируемые рекламные расходы.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/83
Текст письма официально опубликован не был