Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Народного Хурала Республики Бурятия, установил:
1. Народный Хурал Республики Бурятия в своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации просит подтвердить соответствие Конституции Российской Федерации отдельных положений части первой статьи 1, части первой статьи 4, части второй статьи 5, частей первой и второй статьи 6 Закона Республики Бурятия от 3 декабря 2004 года "О республиканских целевых программах", касающихся разграничения полномочий между органами государственной власти Республики Бурятия в сфере разработки, формирования, утверждения и финансирования республиканских целевых программ, а также ответственности за их реализацию.
Как следует из представленных материалов, данные законоположения по запросам Правительства Республики Бурятия и Президента Республики Бурятия постановлениями Конституционного суда Республики Бурятия от 30 марта 2005 года и от 15 апреля 2005 года признаны противоречащими Конституции Республики Бурятия, в частности закрепленным в ней принципу разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также требованию соответствия законов Республики Бурятия федеральным законам. Во исполнение этих постановлений Народный Хурал Республики Бурятия принял Закон Республики Бурятия "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О республиканских целевых программах" (вступил в силу 6 октября 2005 года), которым указанные законоположения признаны утратившими силу или исключены из Закона Республики Бурятия "О республиканских целевых программах", а затем обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой подтвердить их соответствие Конституции Российской Федерации.
По мнению заявителя, Конституционный суд Республики Бурятия при вынесении постановлений от 30 марта 2005 года и от 15 апреля 2005 года превысил свои полномочия, поскольку руководствовался не только Конституцией Республики Бурятия, но и федеральным и республиканским законодательством, а признанные им не соответствующими Конституции Республики Бурятия положения не противоречат Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 15 (часть 1) и 76 (части 1, 2 и 5).
В Конституционный Суд Российской Федерации также поступило письмо Президента Республики Бурятия, в котором приводятся возражения по существу запроса Народного Хурала Республики Бурятия и обращается внимание на то, что законоположения, конституционность которых просит подтвердить Народный Хурал Республики Бурятия, к моменту его обращения в Конституционный Суд Российской Федерации были отменены или утратили силу.
2. Признание нормативных актов субъектов Российской Федерации противоречащими их конституциям (уставам), по смыслу статей 5 (часть 2), 73 и 118 Конституции Российской Федерации, может осуществляться лишь органами конституционного правосудия субъектов Российской Федерации, которым такое полномочие предоставлено конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Нормативные акты субъектов Российской Федерации могут быть проверены также на соответствие Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации, в том числе по запросам органов, указанных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации, причем, по смыслу части второй статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", речь идет о нормативных актах субъектов Российской Федерации, изданных по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из этого следует, что в случае признания закона субъекта Российской Федерации не соответствующим конституции (уставу) субъекта Российской Федерации законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации либо принимает закон во исполнение решения органа конституционного правосудия субъекта Российской Федерации, либо - исходя из верховенства Конституции Российской Федерации - обращается с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, если считает признанный не соответствующим конституции (уставу) субъекта Российской Федерации закон подлежащим действию вопреки официально принятому решению органа конституционного правосудия субъекта Российской Федерации.
Одновременное использование обоих механизмов юридически невозможно, поскольку в силу статьи 125 (пункты "а", "б" части 2) Конституции Российской Федерации и статей 3, 36, 43, 84 и 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет проверку конституционности действующих законов и иных нормативных правовых актов; в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской Федерации производство прекращается, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.
Положения Закона Республики Бурятия "О республиканских целевых программах", конституционность которых просит проверить Народный Хурал Республики Бурятия, к моменту его обращения в Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 30 сентября 2005 года N 1319-III "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации") были отменены им самим (постановление от 29 сентября 2005 года N 1277-III "О Законе Республики Бурятия "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О республиканских целевых программах"), касались полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и конституционные права и свободы граждан не затрагивали. Следовательно, данный запрос не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Народного Хурала Республики Бурятия.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Судья-секретарь |
Ю.М. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2005 г. N 494-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Народного Хурала Республики Бурятия о проверке конституционности ряда положений Закона Республики Бурятия "О республиканских целевых программах"
Текст Определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2006 г., N 2