Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 19 января 2006 г. N 03-03-04/1/46
Вопрос: ОАО просит дать разъяснения по применению законодательства о налогах и сборах по вопросу, возникающему у дочерних обществ электросвязи (вкладчиков фонда) в связи с планируемым заключением договоров негосударственного пенсионного обеспечения. Условия договора соответствуют требованиям главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в частности, пенсионная схема предусматривает учет пенсионных взносов на именных счетах участников, выплата пенсий производится пожизненно и др. Министерство финансов РФ ранее высказывало свою точку зрения о соответствии условий договоров действующему законодательству в своих письмах от 29.06.2005 N 03-03-04/3/2 и от 28.06.2005 N 03-05-01-04/211.
Условия договора предусматривают, что пенсионный фонд производит удержание 3% (трех процентов) от суммы каждого перечисленного вкладчиком пенсионного взноса на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие административных расходов фонда, т.е. покрываются расходы на собственную деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению в соответствии со ст. 17 ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Данные денежные средства не распределяются пенсионным фондом на именные счета участников.
У дочерних компаний ОАО (вкладчиков) возникает неопределенность в квалификации для целей налогообложения данных платежей.
В соответствии со ст. 17 ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" пенсионным взносом признаются денежные средства, уплачиваемые вкладчиком в пользу участника в соответствии с условиями пенсионного договора. В соответствии с действующей редакцией ст. 255 НК РФ расходом на оплату труда признаются начисления работникам, в т.ч. в форме взносов работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников при условии, что применяется пенсионная схема, предусматривающая учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов.
Ранее, до вступления в силу изменений, внесенных федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ, Минфин России высказывал мнение, что в целях прибыли при определении размера совокупной суммы платежей работодателей по договорам пенсионного страхования учитывается вся сумма взноса, рассчитанная в соответствии с п. 16 ст. 255 Кодекса, несмотря на то, что до 3 процентов взносов негосударственным пенсионным фондом может направляться на обеспечение уставной деятельности фонда (письмо Минфина России от 20.01.2004 N 04-02-05/1/8). Причем данное положение применялось как при учете взносов на солидарных пенсионных счетах, так и учете пенсионных взносов на именных счетах участников.
1) правомерно ли признание вкладчиком удержанных пенсионным фондом 3% от пенсионного взноса расходом по налогу на прибыль?
3) имеет ли данный взнос признаки объекта налогообложения ЕСН - выплата физическому лицу по трудовым и гражданско-правовым договорам (ст. 236 НК РФ)?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 17.10.05 г. N 2839 и сообщает следующее.
Пунктом 7 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 204-ФЗ (далее - Закон) внесены изменения в пункт 16 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым суммы взносов (взносов) работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников с негосударственными пенсионными фондами, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации, относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов и (или) добровольного пенсионного страхования при достижении участником и (или) застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно.
На основании пункта 1 статьи 3 Закона указанные положения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Согласно статье 17 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах (далее - Закон) имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется за счет, в том числе, части сумм пенсионных взносов, если право фонда на направление части соответствующих взносов на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами фонда и соответствующим договором. При этом предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3 процента суммы взноса.
Согласно статье 255 Кодекса совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.
Таким образом, при определении указанной совокупной суммы взносов работодателя, выплачиваемого по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, организация учитывает всю сумму взноса, рассчитанную в соответствии с пунктом 16 статьи 255 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суммы взносов работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников, при достижении участником или застрахованным лицом пенсионных оснований, дающий право на установление пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно. Указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется за счет, в том числе, части сумм пенсионных взносов. При этом предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3 процента суммы взноса.
Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда. При определении указанной совокупной суммы взносов работодателя, выплачиваемой по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, организация учитывает всю сумму взноса.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 января 2006 г. N 03-03-04/1/46
Текст письма официально опубликован не был