Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 24 января 2006 г. N 03-03-04/4/17
Вопрос: Федеральное государственное унитарное предприятие "ВНИИ химической технологии" является одним из ведущих предприятий Росатома в области комплексной переработки руд. Параллельно с основными видами деятельности, с целью более эффективного использования недвижимого имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, ФГУП сдает неиспользуемые производственные и складские помещения в аренду сторонним организациям.
В соответствии с Приказом МЭРТ РФ от 25.08.05 N 205 "Об утверждении примерного устава унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения" доходы от аренды недвижимого имущества предприятия должны перечисляться в федеральный бюджет в установленном порядке (п. 3.9. Примерного устава).
Согласно статье 249 Налогового Кодекса РФ понятие доход трактуется как выручка от реализации товаров, работ, услуг.
К сожалению, приведенная из Приказа МЭРТ РФ формулировка не дает однозначного понимания порядка оплаты арендной платы в случае аренды государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении и может трактоваться как обязательство унитарного предприятия перечислять арендную плату в полном объеме в федеральный бюджет (без налогообложения).
Однако, такая трактовка противоречит положениям ст. 17. Федерального Закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и ст. 42. Бюджетного кодекса РФ и Налоговому Кодексу РФ, в соответствии с которыми в доход государственного бюджета должна перечисляться только часть прибыли унитарного предприятия, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Следует отметить, что получение арендной платы федеральным государственным унитарным предприятием (которое ст. 50. ГК РФ определяет коммерческой организацией), является условием возникновения налоговых, а не бюджетных, правоотношений. Следовательно, распоряжаться указанными суммами нужно руководствуясь налоговым законодательством и ст. 17 Закона РФ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ доходы, получаемые унитарным предприятием от сдачи недвижимого имущества в аренду, являются объектом обложения налогом на прибыль и должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.
Таким образом, по нашему мнению:
1. Унитарное предприятие является получателем арендных платежей (дохода от аренды недвижимого имущества) в полном объеме. Перечисление арендаторами арендной платы напрямую (минуя арендодателя) в бюджет неправомерно;
2. Доход (выручка) от сдачи имущества в аренду учитывается наряду со всеми прочими доходами унитарного предприятия и облагается налогами в общеустановленном порядке;
3. В федеральный бюджет перечисляется доля совокупной прибыли унитарного предприятия, полученной от всех видов хозяйственной деятельности, в т.ч. от сдачи в аренду недвижимого имущества.
4. Перечисление арендной платы в размере 100% в бюджет предусмотрено только в случае, когда арендуемое имущество составляет государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (ст. 214. ГК РФ). Это условие является основанием возникновения не налоговых, а бюджетных правоотношений.
В связи с вышеизложенным прошу Вас дать разъяснения порядка использования арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 15.12.2005 N 01-08/157 о налогообложении и порядке отражения в учете сумм арендной платы, получаемых Федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП) при сдаче федерального имущества в аренду, и в рамках своей компетенции сообщает.
Как следует из запроса, ФГУП осуществляет операции по предоставлению федерального недвижимого имущества, переданного ему в хозяйственное ведение, в аренду сторонним организациям, которые перечисляют суммы арендной платы в федеральный бюджет.
В соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Определено, в частности, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Установлено, что собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Аналогичная по смыслу норма содержится в статье 17 "Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию" Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Кроме того, указанным законом установлено, что государственное или муниципальное предприятие перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В соответствии со статьей 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, учитываемым в доходах бюджетов, относятся, в частности, средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, законодательством предусмотрено перечисление в бюджет сумм средств, полученных от сдачи государственного (муниципального) имущества в аренду, по нормативу от суммы, оставшейся после уплаты налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Норматив отчислений в федеральный бюджет от сумм доходов от сдачи государственного имущества в аренду, остающихся после налогообложения таких доходов, устанавливается законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
При заключении договора аренды между организацией и ФГУП арендные платежи должны уплачиваться непосредственно федеральному государственному унитарному предприятию.
В соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при сдаче в установленном порядке в аренду федерального имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, ФГУП обязано учитывать доходы в виде арендной платы при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов.
Доходы от сдачи имущества в аренду включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций наряду со всеми другими доходами унитарного предприятия, учитываемыми в целях налогообложения, и облагаются в общеустановленном порядке.
При этом, такие доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций могут быть уменьшены ФГУП на расходы, соответствующие критериям, предусмотренным статьей 252 Кодекса, в состав которых включаются налог на имущество, арендная плата за земельный участок, занимаемый организацией, в части, приходящейся на сдаваемое в аренду имущество, а также амортизация по этому имуществу и расходы по его содержанию, не оплачиваемые арендатором.
Заместитель директора |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики дает разъяснения по вопросу налогообложения и порядка отражения в учете сумм арендной платы при сдаче государственным или муниципальным унитарным предприятием государственного (муниципального) имущества в аренду.
Исходя из положений Гражданского кодекса РФ, а также ст.17 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", собственник унитарного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Причем государственное или муниципальное предприятие перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Статьей 42 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено перечисление в бюджет сумм средств, полученных от сдачи государственного (муниципального) имущества в аренду, по нормативу от суммы, оставшейся после уплаты налогов и сборов. Норматив отчислений устанавливается законом о бюджете на соответствующий финансовый год.
При заключении договора аренды между организацией и ФГУП арендные платежи уплачиваются непосредственно унитарному предприятию. Более того, в соответствии с положениями гл.25 НК РФ ФГУП обязано учитывать доходы в виде арендной платы при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов. Доходы от сдачи имущества в аренду включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций наряду со всеми другими доходами унитарного предприятия, учитываемыми в целях налогообложения, и облагаются в общеустановленном порядке. Такие доходы могут быть уменьшены ФГУП на расходы, в состав которых включаются налог на имущество, арендная плата за земельный участок, занимаемый организацией, в части, приходящейся на сдаваемое в аренду имущество, а также амортизация по этому имуществу и расходы по его содержанию, не оплачиваемые арендатором.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 января 2006 г. N 03-03-04/4/17
Текст письма официально опубликован не был