Приказ Минюста РФ от 23 декабря 2005 г. N 248
"Об утверждении Регламента законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации"
18 января 2006 г.
В целях совершенствования организации законопроектной работы в Министерстве юстиции Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Регламент законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 октября 2003 г. N 280 "Об утверждении Регламента законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации";
приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 мая 2004 г. N 98 "О внесении дополнения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 октября 2003 г. N 280";
распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 17 января 2003 г. N 15 "О порядке предоставления территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации предложений по совершенствованию федерального законодательства".
Приказом Минюста РФ от 18 января 2006 г. N 4 пункт 3 настоящего приказа изложен в новой редакции
Контроль за исполнением приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра юстиции Российской Федерации Забарчука Е.Л.
Министр |
Ю.Я. Чайка |
Регламент законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации
(утв. приказом Минюста РФ от 23 декабря 2005 г. N 248)
Настоящий Регламент законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Регламент) определяет организацию и осуществление законопроектной деятельности в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Министерство).
1. Общие положения
1.1. Законопроектная деятельность Министерства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации (далее - Правительство), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Регламентом.
1.2. Основными направлениями законопроектной деятельности Министерства являются: разработка проектов планов законопроектной деятельности Правительства; организация исполнения планов законопроектных работ; контроль за исполнением планов законопроектной деятельности; методическое обеспечение подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов (далее - законопроекты); разработка законопроектов; участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, включая правовую экспертизу концепций и проектов технических заданий на разработку законопроектов, подготовку правовых заключений на законопроекты, вносимые в Правительство; участие в подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства; сопровождение законопроектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Федеральное Собрание).
1.3. Законопроектная деятельность Министерства осуществляется на основе планов законопроектной деятельности Президента Российской Федерации, Правительства, а также планов Министерства по подготовке проектов федеральных законов.
1.4. Обеспечение взаимодействия Министерства с субъектами права законодательной инициативы, федеральными органами исполнительной власти, координация законопроектной деятельности структурных подразделений центрального аппарата Министерства (далее - структурные подразделения) и контроль за исполнением планов законопроектной деятельности Правительства возлагаются на статс-секретаря - заместителя Министра юстиции Российской Федерации.
1.5. Методическое и информационное обеспечение законопроектной деятельности Министерства осуществляется Департаментом государственной политики в сфере федеральной юстиции (далее - Департамент).
1.6. Руководители структурных подразделений обеспечивают соблюдение установленного настоящим Регламентом порядка организации и осуществления законопроектной деятельности в Министерстве, предоставление запрашиваемой Департаментом информации по вопросам законопроектной деятельности.
1.7. Порядок работы с документами в рамках законопроектной деятельности Министерства определяется настоящим Регламентом, регламентом Министерства и инструкцией по делопроизводству в Министерстве.
2. Подготовка проектов планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации
2.1. Проекты планов законопроектной деятельности Правительства разрабатываются Министерством с привлечением Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (далее - Институт) на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство.
2.2. Проекты планов законопроектной деятельности Правительства формируются в соответствии с программами социально-экономического развития страны, а также на основе концепции развития законодательства Российской Федерации.
2.3. Департамент обеспечивает координацию работы федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, по подготовке предложений в проекты планов.
2.4. В целях подготовки проекта плана законопроектной деятельности Правительства Департамент информирует федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, о сроках представления предложений.
2.5. Структурные подразделения до 1 сентября текущего года направляют свои предложения о разработке законопроектов (с учетом предложений территориальных органов и подведомственных Министерству федеральных служб) для включения в проект плана на будущий год в Департамент.
2.6. Предложение о разработке законопроекта, представляемое для включения в проект плана, должно содержать его рабочее наименование и концепцию, наименование федерального органа исполнительной власти - головного исполнителя и перечень соисполнителей, ориентировочные сроки (месяц, год) рассмотрения законопроекта в Правительстве и внесения его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), а также проект технического задания на разработку законопроекта.
Представление концепции и проекта технического задания не требуется для законопроектов, связанных с ратификацией международных договоров и соглашений Российской Федерации, проектов федеральных законов о бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов и их исполнении.
2.7. Концепции законопроектов и проекты технических заданий на разработку законопроектов должны быть подготовлены в соответствии с постановлением Правительства от 2 августа 2001 г. N 576 (в ред. постановления Правительства от 20 августа 2004 г. N 424) "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 32. Ст. 3335) и пройти правовую экспертизу в Институте.
2.8. Концепции законопроектов и проекты технических заданий на разработку законопроектов, имеющих межотраслевой характер или предполагающих совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти, до представления на правовую экспертизу должны быть согласованы с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативное регулирование в соответствующих сферах деятельности.
2.9. В случае, если концепция законопроекта или проект технического задания на его разработку не согласованы с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативное регулирование в соответствующих сферах деятельности, предложение о разработке законопроекта возвращается Министерством не позднее чем в пятидневный срок с даты его поступления в Министерство, а предложение структурного подразделения - не позднее чем в пятидневный срок с даты его поступления в Департамент.
2.10. Подготовленные структурными подразделениями концепции законопроектов и проекты технических заданий на разработку законопроектов до согласования и правовой экспертизы в Институте должны быть согласованы со структурными подразделениями, деятельности которых они касаются, и завизированы статс-секретарем - заместителем Министра юстиции Российской Федерации (далее - статс-секретарь - заместитель Министра).
2.11. Предложения о разработке законопроектов (включая концепции и проекты технических заданий), поступившие от федеральных органов исполнительной власти, направляются Департаментом в структурные подразделения.
2.12. Структурные подразделения в рамках своей компетенции рассматривают предложения о разработке законопроектов и направляют в Департамент заключения о целесообразности их разработки и включения в проект плана.
2.13. Заключение структурного подразделения должно содержать:
2.13.1. предмет правового регулирования и его соответствие сфере федерального ведения или совместного ведения, установленной Конституцией Российской Федерации (с указанием конкретных статей и пунктов);
2.13.2. состояние нормативного регулирования в данной сфере, необходимость и достаточность предлагаемого законопроекта для урегулирования затрагиваемых общественных отношений;
2.13.3. соответствие предлагаемого законопроекта нормам Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, а также юридической практике;
2.13.4. оценку формы и вида предлагаемого законопроекта;
2.13.5. прогноз возможных последствий принятия предлагаемого законопроекта;
2.13.6. вывод о целесообразности (нецелесообразности) разработки законопроекта.
2.14. Департамент на основе обобщения заключений структурных подразделений подготавливает заключение Министерства на концепцию и проект технического задания.
2.15. Заключение Министерства помимо сведений, предусмотренных подпунктами 2.13.1-2.13.6, должно содержать сведения о соответствии концепции требованиям постановления Правительства от 2 августа 2001 г. N 576.
Заключение подписывается статс-секретарем - заместителем Министра и направляется в федеральный орган исполнительной власти, внесший предложение.
2.16. При положительном заключении и признании целесообразности подготовки законопроекта структурными подразделениями Департамент включает предложение о разработке законопроекта в проект плана.
2.17. В случае отрицательного заключения Министерства и Института предложение не включается в проект плана, а вносится в перечень законопроектов, не включаемых в проект плана.
2.18. Проект плана и перечень законопроектов, не включаемых в проект плана, должны быть завизированы статс-секретарем - заместителем Министра.
2.19. Проект плана с приложением копий предложений федеральных органов исполнительной власти, копий заключений Министерства и Института, а также перечня законопроектов, не включаемых в проект плана, вносятся в Правительство за подписью Министра юстиции Российской Федерации (далее - Министр).
2.20. Проект плана представляет собой перечень законопроектов в виде таблицы, в которой помимо наименований законопроектов должны содержаться данные о сроках их рассмотрения на заседании Правительства и внесения в Государственную Думу, а также состав ответственных за подготовку и сопровождение законопроектов.
В пояснении к каждому законопроекту указываются обоснование необходимости его разработки, краткое изложение концепции законопроекта, мнения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2.8 настоящего Регламента, Института.
2.21. Разработка и внесение в Правительство предложений об изменении планов законопроектной деятельности Правительства, предусматривающих включение в него законопроектов, осуществляются на основе мотивированных предложений федеральных органов исполнительной власти и структурных подразделений в порядке, установленном пунктами 2.1-2.15 настоящего Регламента.
2.22. Поступившие на заключение в Министерство концепции и проекты технических заданий по законопроектам, разработка которых предусмотрена правовыми актами и поручениями Президента Российской Федерации или Правительства, рассматриваются в порядке, предусмотренном пунктами 2.11-2.15 настоящего Регламента.
3. Организация исполнения плана законопроектной деятельности Правительства
3.1. Департамент в десятидневный срок после поступления в Министерство утвержденного плана законопроектной деятельности Правительства готовит распоряжение Министерства о мерах по выполнению плана законопроектной деятельности Правительства на соответствующий год, которым утверждается перечень должностных лиц, ответственных за подготовку и сопровождение законопроектов, проведение правовой экспертизы проектов федеральных законов (далее - Перечень).
3.2. Перечень включает: ответственных за подготовку, сопровождение законопроектов и проведение правовой экспертизы проектов федеральных законов руководителей структурных подразделений, номера пунктов плана законопроектной деятельности Правительства, сроки рассмотрения законопроекта на заседании Правительства и внесения в Государственную Думу.
3.3. Перечень согласовывается с заинтересованными структурными подразделениями и курирующими их заместителями Министра.
3.4. Контроль за исполнением распоряжения Министерства о мерах по выполнению плана законопроектной деятельности Правительства осуществляет статс-секретарь - заместитель Министра.
3.5. Структурные подразделения не позднее первого числа первого месяца каждого квартала направляют в Департамент информацию о ходе выполнения плана законопроектной деятельности Правительства.
3.6. В целях организации исполнения плана законопроектной деятельности Правительства Департамент ежеквартально обобщает информацию, поступающую из федеральных органов исполнительной власти и структурных подразделений, подготавливает и направляет в Правительство до десятого числа месяца, следующего за истекшим кварталом, информацию о ходе выполнения планов законопроектной деятельности Правительства.
3.7. Информация о ходе выполнения плана законопроектной деятельности Правительства сводится в таблицу, в которой указываются: наименования законопроектов; сроки рассмотрения на заседании Правительства и внесения в Государственную Думу; состав ответственных за подготовку и сопровождение законопроектов, проведение правовой экспертизы проектов федеральных законов; сведения о ходе разработки законопроектов, представлении законопроектов в Правительство, внесении в Государственную Думу, изменении наименований законопроектов, сроков их представления в Правительство, а также о результатах правовой экспертизы в Министерстве.
4. Подготовка, утверждение и организация исполнения плана Министерства по подготовке проектов федеральных законов
4.1. План Министерства по подготовке проектов федеральных законов (далее - План Министерства) включает в себя перечень всех законопроектов, разрабатываемых структурными подразделениями Министерства, в том числе подготавливаемых в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства, а также по собственной инициативе.
4.2. В целях формирования Плана Министерства структурные подразделения до первого октября текущего года представляют в Департамент предложения о разработке законопроектов.
При формировании Плана Министерства учитываются предложения структурных подразделений о разработке законопроектов, направленные для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства.
4.3. План Министерства представляет собой перечень законопроектов в виде таблицы, в котором помимо наименований законопроектов должны содержаться сведения об основаниях их разработки, сроках представления Президенту Российской Федерации или в Правительство, а также указание на объемы и порядок финансирования законопроектных работ.
4.4. План Министерства должен быть согласован с заинтересованными структурными подразделениями. Согласованный План Министерства визируется статс-секретарем - заместителем Министра, утверждается распоряжением Министерства и направляется в Правительство.
4.5. Разработка структурными подразделениями законопроектов, не предусмотренных Планом Министерства, не допускается. В случае необходимости разработки законопроекта (по поручению Правительства или Президента Российской Федерации) или исключения законопроекта из Плана Министерства на соответствующий год после его утверждения предложение о разработке или исключении законопроекта вносится в Департамент одновременно с проектом распоряжения о внесении изменений в План Министерства.
4.6. Не позднее первого числа первого месяца каждого квартала структурные подразделения направляют в Департамент информацию о ходе выполнения Плана Министерства.
4.7. Департамент ежеквартально подготавливает и направляет в Правительство не позднее десятого числа первого месяца каждого квартала информацию о ходе выполнения Плана Министерства.
5. Разработка законопроектов
5.1. Разработка проектов федеральных законов в Министерстве осуществляется на основе Плана Министерства в соответствии с утвержденными концепциями и техническими заданиями на разработку законопроектов.
5.2. Организация разработки законопроектов возлагается на руководителей структурных подразделений. Контроль за указанной деятельностью осуществляется статс-секретарем - заместителем Министра.
5.3. Для подготовки законопроектов могут создаваться рабочие группы. В состав рабочих групп могут включаться государственные служащие структурных подразделений, представители федеральных органов исполнительной власти - соисполнителей, а также иных государственных органов и организаций, специалисты Института, Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации и других организаций. Представители Департамента включаются в состав рабочих групп в обязательном порядке.
Решение об образовании рабочей группы и ее персональном составе утверждается распоряжением Министерства.
5.4. Об участии представителей Министерства в деятельности рабочих групп, образованных в иных федеральных органах исполнительной власти, информируется статс-секретарь - заместитель Министра.
5.5. Структурное подразделение - головной исполнитель по разработке законопроекта координирует работу структурных подразделений - соисполнителей, привлекает к работе представителей заинтересованных организаций, обеспечивает направление законопроекта Президенту Российской Федерации или в Правительство.
5.6. Структурное подразделение - головной исполнитель по разработке законопроекта до представления его в Правительство обеспечивает согласование законопроекта с федеральными органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным к сфере ведения этих органов, а при необходимости - с другими государственными органами и организациями, состав которых определяется Министром.
5.7. Согласованные законопроекты в случаях, установленных Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства от 1 июня 2004 г. N 260 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 23. Ст. 2313), направляются на заключение в Министерство финансов Российской Федерации и (или) Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
5.8. К тексту законопроекта, представляемого в Правительство, прилагаются:
5.8.1. пояснительная записка, раскрывающая предмет правового регулирования, с изложением концепции предлагаемого законопроекта;
5.8.2. перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или разработке в связи с принятием данного законопроекта, в том числе перечни правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта. Перечни актов должны содержать рабочие наименования проектов правовых актов, обоснование необходимости их подготовки, изложение предполагаемых правовых предписаний, срок подготовки, а также сведения о федеральных органах исполнительной власти - соисполнителях.
Перечни актов должны быть согласованны с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
5.8.3. финансово-экономическое обоснование (представляется при необходимости, а также в случае внесения законопроекта, предусмотренного частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации). Финансово-экономическое обоснование является документом, содержащим финансово-экономическую оценку законопроекта, в том числе расчетные данные об изменении размеров доходов и расходов федерального бюджета, а также определяющим источники финансирования расходов по реализации будущего закона;
5.8.4. проект распоряжения Президента Российской Федерации или Правительства о внесении законопроекта в Государственную Думу и назначении официального представителя Президента Российской Федерации или Правительства при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания;
5.8.5. в установленных случаях заключение Министерства финансов Российской Федерации и (или) заключение Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
5.9. Согласованный законопроект, необходимые приложения к нему и сопроводительное письмо визируются руководителями структурных подразделений, статс-секретарем - заместителем Министра, заместителями Министра (в соответствии с распределением обязанностей), а при необходимости - иными должностными лицами и подписываются Министром.
5.10. Представление законопроектов в палаты Федерального Собрания и иным субъектам права законодательной инициативы не допускается.
5.11. Финансирование законопроектных работ осуществляется в установленном порядке.
6. Правовая экспертиза законопроектов, подготовленных федеральными органами исполнительной власти
6.1. Законопроект, перечень актов федерального законодательства, подлежащих в связи с этим законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, до внесения их в Правительство подлежат обязательной правовой экспертизе, осуществляемой Министерством с участием при необходимости Института.
Для проведения правовой экспертизы к законопроекту должны быть приложены концепция законопроекта, техническое задание на его разработку (не требуется для законопроектов, связанных с ратификацией международных договоров и соглашений Российской Федерации, проектов федеральных законов о бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов и их исполнении), а также протоколы согласительных совещаний (при наличии разногласий) и замечания.
6.2. Департамент организации, координации и контроля направляет законопроект и прилагаемые материалы, поступившие на правовую экспертизу в Министерство, в структурные подразделения в соответствии с их компетенцией, а их копии - в Департамент.
6.3. Законопроекты и прилагаемые материалы, представленные на правовую экспертизу, должны соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 347 (в ред. постановлений Правительства от 2 августа 2001 г. N 576 и от 20 августа 2004 г. N 424) "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 17. Ст. 1877) и требованиям Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства от 1 июня 2004 г. N 260 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 23. Ст. 2313).
6.4. В случае, если к законопроекту не приложены материалы, предусмотренные пунктом 6.1 настоящего Регламента, правовая экспертиза законопроекта не проводится, а правовое заключение на законопроект не дается.
О причинах отказа в проведении правовой экспертизы структурное подразделение, ответственное за подготовку правового заключения, письменно уведомляет федеральный орган исполнительной власти, разрабатывающий законопроект.
6.5. По итогам правовой экспертизы законопроектов, представляемых на рассмотрение Правительства федеральными органами исполнительной власти, Министерство дает правовые заключения об их соответствии актам более высокой юридической силы, отсутствии внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, а также соблюдении правил юридической техники.
6.6. Правовое заключение Министерства должно содержать следующие сведения:
6.6.1. название законопроекта и наименование федерального органа исполнительной власти, направившего законопроект;
6.6.2. предмет правового регулирования и его соответствие сфере федерального ведения или совместного ведения, установленной Конституцией Российской Федерации (с указанием конкретных статей и пунктов);
6.6.3. основание разработки законопроекта (включение законопроекта в планы законопроектной деятельности Президента Российской Федерации, Правительства, палат Федерального Собрания и т.п.);
6.6.4. состояние нормативного регулирования в данной сфере, необходимость и достаточность указанного законопроекта и перечня правовых актов, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта, для урегулирования затрагиваемых общественных отношений с учетом компетенции Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти;
6.6.5. оценка вида и формы законопроекта, соответствия его текста правилам юридической техники;
6.6.6. соответствие содержания законопроекта нормам Конституции Российской Федерации, общепринятым нормам и принципам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, а также юридической практике;
6.6.7. соответствие представленного законопроекта концепции и техническому заданию на его разработку;
6.6.8. оценка изложения норм правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта, с точки зрения их соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, а также соблюдения правил юридической техники;
6.6.9. иные юридические особенности законопроекта.
6.7. Правовые заключения, подготовленные структурными подразделениями по законопроектам, представляемым на рассмотрение Правительства федеральными органами исполнительной власти, направляются в Департамент.
6.8. Департамент в срок не более одного дня с момента поступления проекта правового заключения из структурного подразделения осуществляет его проверку на предмет соответствия нормативным правовым актам, регулирующим законопроектную деятельность Правительства.
6.9. В случае, если правовое заключение, подготовленное структурным подразделением, не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим законопроектную деятельность, Департамент информирует соответствующее структурное подразделение о необходимости доработки правового заключения.
Структурное подразделение дорабатывает правовое заключение с учетом замечаний Департамента.
6.10. Правовое заключение, подготовленное в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими законопроектную деятельность, визируется статс-секретарем - заместителем Министра, а в его отсутствие - директором Департамента.
6.11. Правовое заключение подписывается Министром или его заместителем и представляется в федеральный орган исполнительной власти, как правило, в пятидневный срок с даты поступления законопроекта в Министерство. По договоренности между соответствующими руководителями может быть установлен иной срок подготовки заключений, который для наиболее объемных и сложных проектов не может превышать 30 дней.
6.12. Структурные подразделения при направлении в Департамент организации, координации и контроля правовых заключений Министерства на законопроекты, подготовленные федеральными органами исполнительной власти, а также писем об отказе в проведении правовой экспертизы прикладывают дополнительный экземпляр с пометкой "для Департамента государственной политики в сфере федеральной юстиции", который Департамент организации, координации и контроля передает в Департамент.
7. Взаимодействие Министерства с палатами Федерального Собрания
7.1. Основными направлениями законопроектной деятельности Министерства во взаимодействии с палатами Федерального Собрания являются:
7.1.1. представление законопроектов, разработанных Министерством и внесенных Правительством в Государственную Думу, а также официальных отзывов, заключений и поправок Правительства на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий;
7.1.2. подготовка проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства на законопроекты, находящиеся на рассмотрении Государственной Думы;
7.1.3. сбор и обобщение информации о рассмотрении в палатах Федерального Собрания законопроектов по предметам ведения Министерства.
7.2. Обеспечение взаимодействия с палатами Федерального Собрания и контроль работы по участию Министерства в деятельности палат Федерального Собрания осуществляется статс-секретарем - заместителем Министра.
7.3. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности статс-секретаря - заместителя Министра по вопросам взаимодействия с палатами Федерального Собрания осуществляется Департаментом.
7.4. Структурные подразделения в соответствии со своей компетенцией обеспечивают подготовку материалов, необходимых официальному либо специальному представителю Президента Российской Федерации или Правительства для представления в палатах Федерального Собрания законопроектов, официальных отзывов, заключений и поправок Правительства.
7.5. В целях обеспечения участия официального или специального представителя Президента Российской Федерации или Правительства в заседании палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий Департамент осуществляет сбор следующих материалов:
7.5.1. текста законопроекта;
7.5.2. заключений комитетов, комиссий и правовых управлений аппаратов палат Федерального Собрания;
7.5.3. заключений Правительства, Государственно-правового управления Президента Российской Федерации;
7.5.4. доклада представителя.
7.6. Представители Министерства в соответствии с регламентами палат Федерального Собрания могут присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым законопроектам и иным вопросам.
7.7. Представители Министерства могут входить в состав рабочих групп, создаваемых в палатах Федерального Собрания.
7.8. В качестве представителей Министерства могут выступать статс-секретарь - заместитель Министра, заместители Министра, руководители структурных подразделений в пределах своей компетенции, а также иные государственные служащие Министерства по решению руководителя соответствующего структурного подразделения.
7.9. По поручению статс-секретаря - заместителя Министра структурные подразделения представляют отчеты по результатам деятельности представителей Министерства в палатах Федерального Собрания.
7.10. Департамент обобщает поступившие данные, информирует статс-секретаря - заместителя Министра об участии представителей Министерства в работе палат Федерального Собрания и готовит предложения по совершенствованию организации указанной деятельности.
7.11. Департамент ежемесячно готовит информацию о рассмотрении законопроектов в палатах Федерального Собрания. После согласования со статс-секретарем - заместителем Министра информация рассылается заместителям Министра и в структурные подразделения Министерства.
7.12. По результатам работы за полугодие Департамент готовит отчет об участии Министерства в работе палат Федерального Собрания.
В отчете об участии Министерства в работе палат Федерального Собрания указываются:
- все законопроекты, рассмотренные за полугодие Федеральным Собранием;
- информация о подготовленных Министерством проектах заключений, официальных отзывов и поправок Правительства;
- информация об участии заместителей Министра в качестве официальных представителей Правительства при рассмотрении законопроектов в палатах Федерального Собрания;
- информация об участии представителей Министерства в работе палат Федерального Собрания.
8. Подготовка проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства на законопроекты, находящиеся на рассмотрении палат Федерального Собрания
8.1. Министерством в порядке, установленном Правительством, готовятся проекты заключений, официальных отзывов и поправок Правительства.
8.2. Проекты заключений Правительства готовятся до внесения законопроектов в Государственную Думу в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Проекты официальных отзывов готовятся на любых стадиях рассмотрения законопроектов палатами Федерального Собрания.
Проекты поправок подготавливаются в период между рассмотрением законопроектов Государственной Думой в первом и втором чтении, если для данного законопроекта не предусмотрено рассмотрение в более чем трех чтениях.
8.3. Для подготовки проектов заключений, официальных отзывов и поправок поступившие законопроекты направляются в структурные подразделения в соответствии с их компетенцией, а законопроекты, инициированные Министерством, в те структурные подразделения, которые осуществляли их разработку.
8.4. Проект заключения, официального отзыва или поправок должен быть подготовлен и согласован в порядке, установленном пунктом 5.6 настоящего Регламента, в двадцатидневный срок с даты поступления законопроекта в Правительство. Если Государственной Думой с Правительством согласованы более сжатые сроки, головной исполнитель организует оперативную подготовку соответствующих проектов.
При невозможности подготовки заключения в указанный срок возможно продление срока по согласованию с субъектом права законодательной инициативы. О достигнутом согласии письменно информируется Правительство.
Срок представления официального отзыва или поправок Правительства при необходимости согласовывается с соответствующим комитетом Государственной Думы. Сведения о достигнутых договоренностях представляются полномочным представителям Правительства в палатах Федерального Собрания.
8.5. Предложения по проекту заключения должны быть подписаны статс-секретарем - заместителем Министра и направлены головному исполнителю не позднее чем в пятнадцатидневный срок с даты поступления законопроекта в Правительство.
Предложения по проекту официального отзыва или поправок должны быть подписаны статс-секретарем - заместителем Министра и направлены головному исполнителю в течение первой половины срока, отведенного на подготовку проекта официального отзыва или поправок.
8.6. Проекты заключений, официальных отзывов и поправок вносятся в Правительство Министром с приложением всех материалов, поступивших от субъекта права законодательной инициативы или Государственной Думы и от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
8.7. При подготовке проекта заключения в нем следует отразить следующие сведения:
8.7.1. наименование законопроекта, наименование субъекта законодательной инициативы, внесшего законопроект;
8.7.2. соответствие (не противоречие) положений законопроекта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
8.7.3. оценку положений законопроекта с учетом финансово-экономического обоснования, представленного субъектом права законодательной инициативы;
8.7.4. возможность финансирования предполагаемых расходов, связанных с реализацией законопроекта;
8.7.5. возможные социальные и экономические последствия принятия законопроекта;
8.7.6. позицию Правительства Российской Федерации в отношении принятия (частичного принятия) или отклонения основных положений, отсрочки принятия, даты вступления в силу законопроекта;
8.7.7. иные сведения (при необходимости).
8.8. Проект официального отзыва должен содержать:
8.8.1. наименование законопроекта, наименование субъекта законодательной инициативы, внесшего законопроект;
8.8.2. соответствие (не противоречие) положений законопроекта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
8.8.3. позицию Правительства в отношении принятия (частичного принятия) или отклонения основных положений, отсрочки принятия, даты вступления в силу законопроекта.
В проекте официального отзыва на законопроект, поступавший в Министерство неоднократно, необходимо отражать информацию о полноте учета Государственной Думой ранее представленных на него заключений, официальных отзывов и поправок Правительства.
8.9. Поправки к законопроекту представляются в Правительство в виде изменений редакции абзацев, пунктов, статей или дополнений законопроекта конкретными словами, абзацами, пунктами, статьями либо в виде предложений об исключении конкретных слов, предложений, статей, других его частей.
8.10. Структурные подразделения, ответственные за подготовку проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства, осуществляют разработку перечней правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства в порядке, предусмотренном постановлением Правительства от 11 ноября 2002 г. N 803 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 46. Ст. 4582).
8.11. При подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства на проекты федеральных законов, находящиеся на рассмотрении палат Федерального Собрания, структурные подразделения соотносят сроки вступления в силу федеральных законов со временем, необходимым для подготовки соответствующих правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства, и при необходимости включают соответствующие положения в проекты заключений, официальных отзывов и поправок Правительства.
8.12. Проекты заключений, официальных отзывов и поправок Правительства на законопроекты, а также перечни правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства должны быть завизированы статс-секретарем - заместителем Министра и вносятся в Правительство Министром.
8.13. Структурные подразделения при направлении в Департамент организации, координации и контроля копий проектов официальных отзывов, поправок и заключений Правительства прикладывают дополнительную четвертую копию с пометкой "для Департамента государственной политики в сфере федеральной юстиции", которую Департамент организации, координации и контроля передает в Департамент.
8.14. Контроль за подготовкой проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства на законопроекты, инициированные Министерством, осуществляет статс-секретарь - заместитель Министра.
9. Подготовка материалов к заседанию Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности
9.1. Поступающие в Министерство материалы к заседаниям Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности (далее - Комиссия) в течение одного дня передаются Департаментом организации, координации и контроля в Департамент.
9.2. По законопроектам, планируемым к рассмотрению на заседании Комиссии, Департамент осуществляет подбор копий правовых заключений Министерства, проектов заключений, официальных отзывов или поправок Правительства, подготовленных Министерством по соответствующим законопроектам.
В случае отсутствия указанных материалов Департамент направляет в структурные подразделения в соответствии с их компетенцией запросы о предоставлении необходимых документов. Структурные подразделения представляют недостающие материалы в Департамент не позднее чем за три часа до заседания Комиссии.
9.3. Департамент обобщает указанные материалы и представляет их статс-секретарю - заместителю Министра.
10. Подготовка материалов к совещанию по законопроектной деятельности у руководителя Администрации Президента Российской Федерации
10.1. Материалы к совещаниям по законопроектной деятельности у руководителя Администрации Президента Российской Федерации, поступившие в приемную Министра, в течение одного дня передаются в Департамент организации, координации и контроля для регистрации.
10.2. Департамент организации, координации и контроля передает указанные материалы в Департамент, копии материалов направляет в структурные подразделения в соответствии с их компетенцией.
10.3. Руководители структурных подразделений организуют работу по рассмотрению материалов и подготовке справок.
Справка по законопроекту должна содержать следующие сведения:
10.3.1. номер законопроекта и его наименование;
10.3.2. содержание законопроекта;
10.3.3. оценку законопроекта с точки зрения соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, а также соблюдения правил юридической техники.
Не позднее 11 часов дня проведения совещания заключения должны быть представлены в Департамент на бумажных и электронных носителях.
10.4. Департамент на основании представленных справок, а также имеющейся в его распоряжении информации готовит обобщающие справки и представляет их статс-секретарю - заместителю Министра.
11. Информационное обеспечение законопроектной деятельности Министерства
11.1. База данных о законопроектной деятельности Министерства формируется из поступающих и исходящих из Министерства законопроектов и иных документов на электронных и бумажных носителях.
11.2. База данных о законопроектной деятельности Министерства содержит следующую информацию:
11.2.1. концепции законопроектов и проекты технических заданий на их разработку, а также заключения Института и структурных подразделений на них;
11.2.2. тексты законопроектов, пояснительные записки к ним, финансово-экономические обоснования законопроектов, а также перечни актов федерального законодательства, подлежащих в связи с этим законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию;
11.2.3. наименования органов государственной власти либо структурных подразделений Министерства, являвшихся головными разработчиками;
11.2.4. наименования структурных подразделений, на рассмотрении которых находились законопроекты;
11.2.5. правовые заключения Министерства на законопроекты, вносимые федеральными органами исполнительной власти в Правительство;
11.2.6. заключения, официальные отзывы и поправки Правительства на проекты федеральных законов;
11.2.7. материалы согласования;
11.2.8. информацию о прохождении законопроектов в палатах Федерального Собрания;
11.2.9. иную информацию.
11.3. Ведение базы данных о законопроектной деятельности Министерства осуществляется Департаментом.
12. Участие подведомственных Министерству федеральных служб в законопроектной деятельности
12.1. При реализации функций в области законопроектной деятельности Министерство вправе запрашивать и получать от подведомственных федеральных служб необходимую информацию в срок, установленный Министерством. Запрос о предоставлении информации направляется за подписью Министра или статс-секретаря - заместителя Министра, заместителя Министра, директора Департамента.
12.2. Министерство направляет в находящиеся в его ведении федеральные службы поручения по вопросам законопроектной деятельности, связанным с полномочиями этих органов, и контролирует их исполнение.
12.3. Федеральные службы, подведомственные Министерству, не вправе вносить в Правительство законопроекты. Законопроекты по вопросам, касающимся порядка исполнения федеральными службами функций в установленной сфере деятельности, разрабатываются Департаментом правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб. Предложения о разработке законопроектов федеральные службы направляют в Департамент правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб.
12.4. К разработке законопроектов в сфере деятельности подведомственных федеральных служб Министерство вправе привлекать специалистов этих служб по согласованию с их руководителями.
Разработанный законопроект направляется в указанные службы для дачи заключения.
13. Участие территориальных органов Министерства в законопроектной деятельности
13.1. Руководители территориальных органов Министерства при подведении итогов работы представляют в Министерство информационно-аналитическую записку, содержащую в том числе предложения по совершенствованию федерального законодательства. Предложения по внесению изменений и дополнений в федеральное законодательство должны относиться непосредственно к компетенции Министерства.
13.2. Предложения территориальных органов по совершенствованию федерального законодательства направляются Департаментом организации, координации и контроля в Департамент.
13.3. Департамент организует рассмотрение предложений территориальных органов по совершенствованию федерального законодательства в структурных подразделениях.
13.4. При положительном отзыве и признании необходимым поддержать предложения территориального органа по совершенствованию федерального законодательства структурное подразделение (головной исполнитель) направляет предложения о разработке законопроектов, подготовленные в соответствии с пунктами 2.6-2.11 настоящего Регламента в Департамент.
13.5. Департамент обеспечивает внесение соответствующих предложений в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.
13.6. Руководители территориальных органов Министерства информируют статс-секретаря - заместителя Министра о законодательных инициативах органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся непосредственно к компетенции Министерства.
14. Организация исполнения федеральных законов
14.1. Организация исполнения федеральных законов осуществляется на основе подготовленных при их разработке перечней правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства, необходимых для реализации соответствующих федеральных законов (подпункт 5.8.2 настоящего Регламента).
14.2. Организация исполнения федеральных законов, внесенных в Государственную Думу иными субъектами права законодательной инициативы, осуществляется на основе перечней актов, подготовленных структурными подразделениями, ответственными за подготовку проектов заключений, официальных отзывов или поправок Правительства к указанным законопроектам, как правило, после их принятия в первом чтении. Перечни актов подготавливаются в месячный срок со дня поступления законопроектов в Министерство.
14.3. Контроль за организацией исполнения федеральных законов структурными подразделениями осуществляет статс-секретарь - заместитель Министра.
14.4. После принятия Государственной Думой федеральных законов структурные подразделения, ответственные за подготовку перечней актов Президента Российской Федерации и Правительства, предусмотренных этими законопроектами, уточняют перечни, осуществляют при необходимости их доработку, обеспечивают согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Согласованные перечни визируются статс-секретарем - заместителем Министра.
После одобрения указанных федеральных законов Советом Федерации перечни вносятся Министром в Правительство Российской Федерации. Копии перечней направляются в Департамент.
Уточненные перечни актов утверждаются Председателем Правительства или заместителем Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей). На основании утвержденных перечней актов структурные подразделения разрабатывают проекты предусмотренных в них правовых актов.
14.5. Структурное подразделение, ответственное за подготовку предусмотренных перечнями проектов правовых актов, организует разработку проектов правовых актов, образует в случае необходимости рабочие группы с привлечением представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, представителей общественных, научно-исследовательских и других организаций для разработки проектов правовых актов.
14.6. После официального опубликования федеральных законов структурные подразделения обязаны незамедлительно принять в рамках своей компетенции меры по организации исполнения федеральных законов.
14.7. В случае, если федеральные законы предполагают принятие иных федеральных законов, структурные подразделения в установленном порядке вносят предложения об их разработке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях совершенствования организации законопроектной работы утвержден Регламент законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации.
Регламент определяет порядок подготовки и исполнения планов законопроектной деятельности, разработки законопроектов, проведения правовой экспертизы законопроектов, правила подготовки проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства РФ на находящиеся на рассмотрении палат Федерального Собрания законопроекты. Также регламентируется участие территориальных органов Минюста России и подведомственных ему федеральных служб в законопроектной деятельности Министерства. Кроме того, Регламентом предусмотрены мероприятия по организации исполнения принятых федеральных законов.
Приказы и распоряжение Минюста России, регулировавшие ранее законопроектную деятельность Министерства, признаны утратившими силу.
Приказ Минюста РФ от 23 декабря 2005 г. N 248 "Об утверждении Регламента законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации"
Текст приказа опубликован в Бюллетене Министерства юстиции РФ, 2006 г., N 1
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минюста РФ от 18 января 2006 г. N 4