Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 3 февраля 2006 г. N 03-06-01-04/09
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 января 2006 г. N 03-06-01-02/01
Вопрос. До 1 января 2006 года Налоговый кодекс РФ освобождал организации социально-культурной сферы от уплаты налога на имущество по объектам, используемым для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения (п. 7 ст. 381 НК РФ).
1. Имели ли право на эту льготу аптеки, и если да, то только бюджетные или и коммерческие тоже?
2. Можно ли применить эту льготу при расчете в 2006 году налога на имущество по итогам 2005 года?
Ответ. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 19.01.2006 N 107 и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 7 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации освобождаются от налогообложения в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими, в том числе, для нужд здравоохранения.
Как следует из данной нормы Кодекса организации, имеющие на балансе имущество, используемое ими для нужд здравоохранения освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов такого имущества независимо от своей формы собственности и ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Учитывая, что главой 30 Кодекса не определено, какое имущество в целях применения данной льготы относится к используемому для нужд здравоохранения, в отношении имущества аптечных учреждений, с учетом статьи 11 Кодекса, следует руководствоваться нормами "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г. N 5487-1 (далее - "Основы"), а также положениями иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения.
В соответствии со статьей 3 "Основ", законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих "Основ", иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 "Основ" они регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
Статьями 12, 13 и 14 "Основ" определено, что аптечные учреждения, находящиеся в государственной, муниципальной и частной собственности относятся соответственно к государственной, муниципальной и частной системам здравоохранения.
При этом аптечные учреждения, входящие в государственную и муниципальную систему здравоохранения, по существу несут возложенную на органы государственной власти и органы местного самоуправления ответственность за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья, отнесенную статьей 2 "Основ" к основным принципам охраны здоровья граждан.
Кроме того, в рамках полномочий федеральных органов исполнительной власти, установленных пунктом 14 статьи 5 "Основ" и предусматривающих определение номенклатуры организаций в здравоохранении, приказом Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 г. N 627 (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 октября 2005 г. N 7070) утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Согласно пункту 4 данной номенклатуры к учреждениям здравоохранения отнесены следующие аптечные учреждения: аптека, аптечный пункт, аптечный киоск и аптечный магазин.
Следует также принимать во внимание, что в соответствии с приказом Минздрава России от 4 марта 2003 г. N 80 (зарегистрирован в Минюсте РФ 17 марта 2003 г. N 4272) "Об утверждении отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", в число функций, которые могут осуществлять аптечные организации, входит и оказание первой медицинской помощи, а также оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения.
Учитывая изложенное аптечные учреждения, вправе воспользоваться льготой, предусмотренной пунктом 7 статьи 381 Кодекса при исчислении налога на имущество организаций за указанный в вашем письме период.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Аптечные учреждения, к которым относятся: аптека, аптечный пункт, аптечный киоск и аптечный магазин, вправе воспользоваться льготой, предусмотренной п. 7 ст. 381 НК РФ, в соответствии с которой организации, имеющие на балансе имущество, используемое ими для нужд здравоохранения, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов такого имущества независимо от своей формы собственности и ведомственной принадлежности.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 февраля 2006 г. N 03-06-01-04/09
Текст письма опубликован в журнале "Документы и комментарии для бухгалтера и юриста" от 1 марта 2006 г. N 5