Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 10 февраля 2006 г. N 03-06-03-05/18
Вопрос: В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов выплачивается госпошлина в размере 2 рубля за одну страницу документа, но не менее 20 рублей.
В связи с неоднозначностью, неконкретностью данной нормы суды общей юрисдикции по-разному требуют оплату госпошлины за повторную выдачу копий документов. Так, разные суды требуют разной оплаты госпошлины за повторную выдачу копий решений, состоящих из одинакового количества страниц. Например, одни суды считают, что за повторную выдачу 2-х копий решения суда первой инстанции на 3-х листах и 2-х копий определения суда кассационной инстанции на 4-х листах по одному делу следует уплачивать госпошлину, исходя из общего числа листов требуемых документов (в нашем примере размер госпошлины (2 х 3 + 2 х 4) число страниц х 2 рубля = 28 рублей). В то же время другие суды считают, что за копии данных документов подлежит уплате госпошлина, исходя из количества требуемых документов (в нашем примере размер госпошлины (4 документа объемом менее 10 страниц) х 20 рублей = 80 рублей). Таким образом, суммы оплачиваемой госпошлины в разных судах отличаются более чем в 2 раза.
Считаю недопустимым различное применение пп. 10 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, так как в соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. N 313-О "в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в ряде его решений, установление тех или иных особенностей взимания налоговых платежей, в том числе освобождение от уплаты налога, является прерогативой законодателя, который, однако, не может при этом нарушать общие принципы налогообложения; в силу принципов справедливого налогообложения, юридического равенства налогоплательщиков, равного финансового обременения, всеобщности налогообложения установление для отдельных категорий плательщиков особых условий уплаты обязательных платежей является разновидностью государственной поддержки, при том что также регулирование не может носить дискриминационный характер, вводить необоснованные и несправедливые различия и ставить одни категории налогоплательщиков в худшее по отношению к другим положение, т.е. нарушать конституционный принцип равенства. При этом, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с ее статьями 1 (часть 1), 15 (части 2 и 3) и 19 (части 1 и 2), в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы; неясность налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым - к нарушению конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации."
Считаю, что позиция тех судов, которые требуют оплаты 2 рубля за одну страницу документа, но не менее 20 рублей за каждый документ в отдельности из одного дела существенно ограничивают права граждан на судебную защиту, так как повторные копии постановлений суда, в том числе необходимы для обжалования этих постановлений в порядке надзора, Европейском суде по правам человека и т.д. Данная позиция не имеет под собой экономического обоснования и нарушает принципы справедливого налогообложения.
На основании изложенного, прошу сообщить:
1. Зависит ли размер госпошлины и, если зависит, то каким образом:
- от количества требуемых копий одного документа;
- от количества различных типов документов в рамках одного дела (решения, определений, протоколов судебных заседаний и т.д.).
2. Каким образом, к примеру, должна рассчитываться госпошлина за повторную выдачу 2-х копий решения суда первой инстанции на 3-х листах и 2-х копий определения суда кассационной инстанции на 4-х листах по одному делу.
Ответ: В связи с Вашим обращением от 16 ноября 2005 г. N 19 по вопросу размера государственной пошлины за повторную выдачу копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда и других документов из дела, выдаваемых судом, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики разъясняет.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 333.19 главы 25.3 "Государственная пошлина" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), введенной в действие с 1 января 2005 г., при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов уплачивается государственная пошлина в размере 2 рубля за одну страницу документа, но не менее 20 рублей.
Таким образом, при выдаче копии одного из вышеназванных документов в пределах от одной до десяти страниц этого документа государственная пошлина уплачивается в размере 20 рублей, а при количестве, превышающем 10 страниц, исходя из расчета - 2 рубля за каждую страницу документа.
Так, исходя из приведенного Вами примера, за повторную выдачу судом 2-х копий решения суда первой инстанции на 3 листах (2 документа) необходимо уплатить государственную пошлину в размере 40 (20 х 2) рублей, 2-х копий определения суда кассационной инстанции на 4 листах (2 документа) - также в размере 40 (20 х 2) рублей.
Директор Департамента |
М.А. Моторин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый кодекс устанавливает, что при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов уплачивается государственная пошлина в размере 2 рубля за одну страницу документа, но не менее 20 рублей.
По мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ, госпошлина должна уплачиваться за каждый документ отдельно, например, за повторную выдачу судом 2-х копий решения суда на 3 листах необходимо уплатить госпошлину в размере 40 рублей.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 февраля 2006 г. N 03-06-03-05/18
Текст письма официально опубликован не был