Решение Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 марта 2006 г. N 16679/05
Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2006 г.
В полном объеме решение изготовлено 2 марта 2006 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Андреева Е.И., судей Березия А.Е., Чистякова А.И. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление республиканского унитарного предприятия "Авиакомпания "Трансавиаэкспорт" о признании недействующим пункта 13.3 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 N 973, в части слов "путем их внесения в транзитную декларацию на бланке установленного образца".
Протокол вела помощник судьи Сызранцева М.В.
В судебном заседании приняли участие:
от республиканского унитарного предприятия "Авиакомпания "Трансавиаэкспорт" - Карпенко П.В. (доверенность от 10.10.2005 N Д-35);
от Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации - Жигастова Н.М. (доверенность от 23.01.2006 N 557-ГГ/Д02), Мамыркина О.А. (доверенность от 20.02.2006 N 2138-ГГ/Д02), Турбенева Г.Н. (доверенность от 20.02.2006 N 2136-ГГ/Д02).
Суд установил:
Республиканское унитарное предприятие "Авиакомпания "Трансавиаэкспорт" (Республика Беларусь) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 13.3 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров (далее - инструкция), утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 N 973, в части слов "путем их внесения в транзитную декларацию на бланке установленного образца".
Названная инструкция Государственным таможенным комитетом Российской Федерации издана в пределах его компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, содержит признаки нормативного правового акта, действие которого на момент обращения заявителя в арбитражный суд и рассмотрения настоящего дела не прекращено.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразован в Федеральную таможенную службу с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - министерство), в связи с чем данное министерство привлечено к делу в качестве заинтересованного лица.
В обоснование заявления республиканское унитарное предприятие "Авиакомпания" Трансавиаэкспорт" (далее - предприятие), осуществляющее международные перевозки воздушным транспортом, сослалось на то, что оспариваемое им положение пункта 13.3 инструкции не соответствует абзацу четвертому статьи 72 и абзацу второму пункта 3 статьи 120 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), предусматривающими возможность сообщения таможенному органу недостающих сведений путем представления документов, составленных перевозчиком в произвольной форме.
В судебном заседании представителем предприятия поддержано заявленное требование.
Представители министерства возражают против удовлетворения заявления, считая, что пункт 13.3 инструкции соответствует требованиям ТК РФ. При этом ими заявлено ходатайство о прекращении производства по делу со ссылкой на следующие обстоятельства: заявителем не представлено подтверждение наличия у него статуса юридического лица; Соглашением стран СНГ от 20.03.1992 "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" не предусмотрено право иностранного предприятия оспаривать нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти Российской Федерации.
Ходатайство оставлено судом без удовлетворения по следующим основаниям.
Заявителем представлены устав предприятия и свидетельство о государственной регистрации предприятия, подтверждающие его юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.
Соглашение стран СНГ от 20.03.1992, по мнению суда, подлежит применению с учетом положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ, введенного в действие с 01.09.2002, которым к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов, в отличие от ранее действовавшего Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не относившего к компетенции арбитражных судов рассмотрение дел указанной категории. Согласно части 2 статьи 248 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 в исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации находятся предусмотренные в разделе III Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела с участием иностранных лиц, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Раздел III предусматривает, в частности, рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов. Пунктом 4 статьи 5 ТК РФ установлено, что нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах.
Суд, исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него, выступлениях представителей участвующих в деле лиц, находит, что заявление предприятия не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Главы 9 и 13 ТК РФ, включающие в себя соответственно статьи 72 и 120, определяют таможенные процедуры, устанавливающие порядок действий таможенных органов, перевозчиков и заинтересованных лиц для осуществления ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров и транспортных средств с этой территории.
В силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 72 ТК РФ и абзаца второго пункта 3 статьи 120 ТК РФ, при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и убытии товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации перевозчик вправе сообщить таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него или дополнительных документов, составленных им в произвольной форме.
Между тем пункт 13.3 инструкции устанавливает: если представленные документы не содержат всех сведений, указанных в пункте 13.1 настоящей инструкции, лицо, получающее разрешение на внутренний таможенный транзит или международный таможенный транзит, представляет недостающие сведения путем их внесения в транзитную декларацию на бланке установленного образца.
Из этого пункта инструкции следует, что содержащееся в нем требование не распространяется на установленные статьями 72, 120 ТК РФ таможенные процедуры при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и их убытии с этой территории, а регулирует порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита и таможенный режим международного таможенного транзита.
Статьей 156 ТК РФ предусмотрено, что ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом 2 ТК РФ "Таможенные режимы".
Следовательно, организация, выступающая перевозчиком и осуществляющая международный рейс, по прибытии на таможенную территорию Российской Федерации обязана поместить товар под соответствующий таможенный режим.
Согласно статье 169 ТК РФ при международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит осуществляется по правилам, установленным статьями 80-86 ТК РФ в отношении внутреннего таможенного транзита и применимым к международному таможенному транзиту.
Пунктом 4 статьи 81 ТК РФ предусмотрено: если представленные документы не содержат всех сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, эти сведения представляются дополнительно путем внесения недостающих сведений в письменной форме в транзитную декларацию.
Таким образом, оспариваемое предприятием положение пункта 13.3 инструкции, принятой с целью реализации положений ТК РФ, не состоит в противоречии с нормами статей 72, 120 ТК РФ, соответствует главам 10 (статьи 80-86) и 18 (статьи 167-172) ТК РФ. Следовательно, оснований для признания его недействующим не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
признать пункт 13.3 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 N 973, в части слов "путем их внесения в транзитную декларацию на бланке установленного образца" соответствующим Таможенному кодексу Российской Федерации.
Республиканскому унитарному предприятию "Авиакомпания "Трансавиаэкспорт" в удовлетворении заявленного требования отказать.
Председательствующий |
Е.И. Андреев |
Судьи |
А.Е. Березий А.И. Чистяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Высший Арбитражный Суд признал соответствующим Таможенному кодексу пункт 13.3 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров от 8 сентября 2003 года. Данный пункт устанавливает, что в случае, если документы, представленные в качестве транзитной декларации, не содержат всех сведений, необходимых для получения разрешения на внутренний или международный таможенный транзит, лицо, получающее разрешение, представляет недостающие сведения путем их внесения в транзитную декларацию на бланке установленного образца.
По мнению заявителя, оспариваемое положение не соответствует положениям Таможенного кодекса (статьям 72 и 120), предусматривающим возможность сообщения таможенному органу недостающих сведений путем представления документов, составленных перевозчиком в произвольной форме.
Суд указал, что содержащееся в оспариваемом пункте требование не распространяется на установленные статьями 72, 120 таможенные процедуры при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ и их убытии с этой территории, а регулирует порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита и таможенный режим международного таможенного транзита. При этом нормы Таможенного кодекса о порядке выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит закрепляют необходимость предоставления недостающих сведений дополнительно путем их внесения в письменной форме в транзитную декларацию.
Решение Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 марта 2006 г. N 16679/05
Текст решения опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2006 г., N 5