Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 21 февраля 2006 г. N КАС06-31
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 февраля 2006 года гражданское дело по заявлению ЗАО "Торговый дом "МУЛТОН-М" о признании частично недействующим постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 9 января 1986 г. N 53 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области"
по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2006 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф., объяснения представителей Министерства здравоохранения и социального развития РФ Р. и Ч., поддержавшим доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 9 января 1986 г. N 53 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области" (далее Постановление) введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях, организациях, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области, которым выплата таких надбавок на тот момент не была установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
ЗАО "Торговый дом "МУЛТОН-М" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим данного Постановления в части применения надбавок к заработной плате работников, работающих в организациях, расположенных в Приморском крае Дальнего Востока, за исключением районов и местностей края, включенных постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (с последующими изменениями и дополнениями) в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Заявленное требование мотивировано тем, что Постановление в оспариваемой части вводит выплату процентных надбавок на территориях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с чем противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации, допускающему установление районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате только для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применение неправомерно установленных надбавок нарушает имущественные права и свободы заявителя, поскольку влечет неправомерное завышение фонда заработной платы, уменьшение прибыли, взыскание штрафных санкций.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2006 года заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе ЗАО "Торговый дом "МУЛТОН-М", ссылаясь на неправильное толкование судом норм материального права, и нарушение норм процессуального права просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с данным Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Кодексу.
В соответствии с частью 2 статьи 146 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
Статьей 148 Кодекса предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Проанализировав содержание этих норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в этих нормах закреплено обязательное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическим условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения процентных надбавок к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта. Нормативного акта, который бы конкретно устанавливал зоны с особыми климатическими условиями нет.
Таким нормативным правовым актом является оспариваемое Постановление, которое и устанавливает эти зоны с особыми климатическими условиями, путем введения процентных надбавок к заработной плате работникам, выполняющих работы в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области, то есть является нормативным правовым актом, устанавливающим повышенный размер оплаты труда в особых климатических условиях, в которых такие надбавки не установлены.
Федерального закона или иного нормативного правового акта устанавливающего повышенный размер оплаты труда работников, занятых в местностях с особыми климатическими условиями, которым могло бы противоречить оспариваемое Постановление в настоящее время не имеется.
Вывод суда о том, что оспариваемое Постановление не противоречит статьям 146 и 148 Трудового кодекса Российской Федерации, правомерен.
Прекращение действия Постановления от 9 января 1986 г. N 53, как того требует заявитель, привело бы к неисполнению предписаний части 2 статьи 146 и статьи 148 Трудового кодекса РФ, и к нарушению прав и законных интересов работников, занятых на работах в местностях, в которых введены процентные надбавки оспариваемым нормативным актом и тем самым эти территории признаны местностями с особыми климатическим условиями.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принял решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оснований для отмены решения Верховного Суда РФ в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Торговый дом "МУЛТОН-М" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отказано в удовлетворении требования о признании частично недействующим постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 9 января 1986 года N 53 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области", которым введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Поясняется, что в статьях 146 и 148 Трудового кодекса закреплено обязательное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическим условиями. Кодекс не устанавливает запрет на повышение размера оплаты труда указанных работников путем применения процентных надбавок к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта. Таким нормативным правовым актом является оспариваемое постановление, устанавливая повышенный размер оплаты труда в особых климатических условиях. Федерального закона или иного нормативного правового акта, устанавливающего повышенный размер оплаты труда работников, занятых в местностях с особыми климатическими условиями, которым могло бы противоречить оспариваемое постановление, в настоящее время не имеется.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 21 февраля 2006 г. N КАС06-31
Текст определения официально опубликован не был