Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2006 г. N 14310/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И. -
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "АиФ-тур" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.08.2005 по делу N А40-9032/05-92-67 Арбитражного суда города Москвы.
В заседании приняли участие представители Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Центральному административному округу города Москвы - Абдивахидова Д.М., Свидо С.Е., Тимофеев С.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Иванниковой Н.П., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "АиФ-тур" (далее - общество) обратилось в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Центральному административному округу города Москвы (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по городу Москве; далее - инспекция, регистрирующий орган) с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - государственный реестр) записи, не связанной с изменением учредительных документов общества, изменяющей ранее содержавшуюся в государственном реестре информацию о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества.
По результатам рассмотрения заявления инспекция приняла решение от 18.11.2004 N 04/6432 об отказе во внесении соответствующей записи в государственный реестр.
Общество, не согласившись с этим решением, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании его недействительным и просило обязать регистрирующий орган устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2005 заявление удовлетворено. Суд указал на то, что при рассмотрении заявления о внесении в государственный реестр сведений о новом генеральном директоре общества инспекция неправомерно исходила из необходимости его подписания прежним руководителем общества, информация о котором содержится в государственном реестре.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 17.08.2005 решение суда отменил, в удовлетворении заявления отказал со ссылкой на непредставление обществом при обращении в инспекцию необходимого для государственной регистрации документа (заявления, подписанного прежним руководителем общества - лицом, сведения о котором содержатся в государственном реестре), что влечет отказ в государственной регистрации.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции общество просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и объяснениях присутствующих в заседании представителей участвующего в деле лица, Президиум считает, что названные судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) сведения о единоличном исполнительном органе юридического лица содержатся в государственном реестре.
При смене единоличного исполнительного органа соответствующие изменения подлежат внесению в государственный реестр в силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации на основании представленного в регистрирующий орган заявления. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о регистрации такое заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица.
Суд кассационной инстанции истолковал эту норму права в совокупности с положениями абзаца первого пункта 4 статьи 5 Закона о регистрации таким образом: поскольку сведения государственного реестра считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений, заявление должно быть подписано лицом, информация о котором как о руководителе имеется в названном реестре.
Между тем такой вывод суда является ошибочным.
В случае подачи заявления об изменении сведений о единоличном исполнительном органе юридического лица новые сведения всегда отличаются от данных государственного реестра, а само обращение юридического лица в регистрирующий орган вызвано необходимостью устранить это несоответствие.
При этом пункт 1 статьи 9 Закона о регистрации к числу заявителей относит руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица.
Рассмотрение вопросов об образовании единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью и досрочном прекращении его полномочий согласно пункту 3 статьи 91 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества.
Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.
Поэтому с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу пункта 3 статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (генеральном директоре).
Следовательно, направленное обществом в инспекцию заявление не могло быть расценено судом как ненадлежащее только по причине его подписания новым руководителем и повлечь на этом основании отказ в государственной регистрации изменений применительно к положениям подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
В суд первой инстанции был представлен протокол общего собрания участников общества, которым оформлены решения о прекращении полномочий бывшего генерального директора и назначении нового. Однако вывод о подписании заявления надлежащим лицом (новым руководителем общества) сделан судом по неисследованным фактическим обстоятельствам (в материалах дела нет самого заявления), поэтому решение суда первой инстанции также подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2005 по делу N А40-9032/05-92-67 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.08.2005 по названному делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суть спора заключается в том, необходимо ли при обращении в регистрирующий орган с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ сведений о новом генеральном директоре общества предоставлять заявление, подписанное прежним руководителем общества - лицом, сведения о котором содержатся в государственном реестре.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ не согласился с выводом суда федерального округа о том, что соответствующее заявление должно быть подписано лицом, информация о котором как о руководителе имеется в реестре, т.е. прежним руководителем ООО. Это объясняется тем, что в случае подачи заявления об изменении сведений о единоличном исполнительном органе юридического лица новые сведения всегда отличаются от данных государственного реестра, а само обращение организации в регистрирующий орган вызвано необходимостью устранить это несоответствие. Так как Закон об ООО не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений, следовательно, с момента своего назначения новый руководитель вправе обращаться в регистрирующий орган, в то время как прежний директор по смыслу п. 3 ст. 40 Закона об ООО не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом генеральном директоре. Следовательно, направленное обществом заявление не могло быть расценено как ненадлежащее только по причине его подписания новым руководителем и повлечь на этом основании отказ в государственной регистрации изменений.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2006 г. N 14310/05
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2006 г., N 6