Во исполнение Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, информирует о необходимости размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (далее - работ, услуг) путем проведения конкурсов (далее - конкурсы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Закон регламентирует отношения, возникающие в процессе размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, а также устанавливает единый порядок размещения заказов.
Новым законом уточняются положения, регулирующие порядок размещения заказов, вводится разделение способов размещения заказа путем проведения торгов и без проведения торгов, определяются условия применения процедур размещения заказов, прописывается процедура организации и проведения размещения государственного заказа, устанавливается порядок формирования конкурсной, аукционной и котировочной комиссии.
Федеральный закон от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" является законом прямого действия.
Статья 3 Закона определяет понятие государственных и муниципальных нужд. Под государственными нуждами понимаются потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Территориальные органы, подведомственные учреждения здравоохранения и науки представляют Роспотребнадзор перечень товаров, работ и услуг, приобретаемых путем проведения торгов, с указанием объемов и средств, направляемых на эти цели, а также график проведения открытых торгов на текущий год (приложения 1 и 2).
Статья 4 Закона определяет государственных заказчиков - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также получатели бюджетных средств, уполномоченные указанными органами государственной власти на размещение заказов.
В соответствии с данной статьей подведомственным учреждениям и территориальным управлениям функции государственных заказчиков по размещению заказов на товары, работы и услуги для обеспечения текущей деятельности будут делегироваться приказом Роспотребнадзора.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.98 г. N 1022 Роспотребнадзор рекомендует провести обучение специалистов в области проведения торгов. Информация о подготовке специалистов по курсу "Управление государственными закупками" представлена в приложении 5. Информацию о специалистах, прошедших обучение, необходимо представить в Роспотребнадзор в соответствии с предлагаемой формой (приложение 3).
Статья 6 Закона предоставляет право заказчику привлечь, на основе договора, специализированную организацию (юридическое лицо) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса (аукциона) на разработку конкурсной документации, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса (аукциона) и иных, связанных с проведением торгов (аукционов) функций. При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной цены государственного контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение конкурсной документации, определение условий торгов и их изменение, а также подписание контракта осуществляются заказчиком.
Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком путем проведения конкурсных торгов в соответствии с настоящим законом.
Статья 7 разъясняет порядок создания и работы конкурсной комиссии при размещении заказа путем проведения конкурса (аукциона), а также запроса котировок.
Комиссия - конкурсная, аукционная или котировочная - создается приказом государственного заказчика после делегирования функций по размещению заказов. Приказом утверждается состав комиссии, порядок работы, назначается председатель (ч. 2 ст. 7). Порядок работы комиссий регламентирует утвержденное государственным заказчиком "Положение о конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии". (Примерное положение о комиссии приведено в приложении N 4).
Размещение заказа может осуществляться (ст. 10):
- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона;
- без проведения торгов:
а) путем запроса котировок;
б) у единственного поставщика;
в) на товарных биржах.
Перечни товаров, работ и услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом единственным критерием является цена. (В настоящее время - не определен.)
Конкурс - торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного заказа (ст. 20).
Участником конкурсных торгов может быть любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения юридического лица и места нахождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ст. 8).
Победитель конкурса - участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке которого на участие в конкурсе присвоен первый номер (ст. 28). Порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации.
Требования к участникам, условия допуска и иные условия размещения заказов отражаются в 1 главе Закона (ст. 11-15).
Виды конкурсов и аукционов:
- открытые;
- закрытые.
Открытые конкурсные торги предполагают неограниченную конкуренцию. Условия и порядок размещения конкурсных заявок, содержание и порядок представления конкурсной документации, порядок сдачи и рассмотрения заявок на участие в торгах и их оценка рассматриваются во 2 главе Закона (ст. 20-28).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2006 года N 202-р определено официальное печатное издание для опубликования информации о проведении открытых конкурсных торгов - информационно-аналитический бюллетень "Конкурсные торги" г. Москва (факс 741-30-20; 741-30-21).
Правительством Российской Федерации будет определен и официальный сайт для размещения информации о закупках в электронном виде (ст. 16) (предположительно - сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации www.pgz.economy.gov.ru).
Для представления сведений о размещении извещений на приобретение товаров, работ и услуг на сайте Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации необходимо зарегистрироваться как пользователю данного сайта. Для чего необходимо направить письмо на имя Статс-секретаря, заместителя Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Шаронова А.В. по электронной почте и в оригинале. Публикуются извещения на размещение информации как на проведение открытых конкурсных торгов, так и на закупку товаров методом котировок. Кроме того, информация о проведении закупок товаров работ и услуг методом котировок размещается и на собственном сайте организации.
Закрытые конкурсные торги предполагают участие только специально приглашенных лиц, а предмет контракта составляет государственную тайну. Проводятся только по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти. Обмен информацией - только на бумажных носителях. Информация о конкурсе и победителе не публикуется в СМИ и не размещается в сети Интернет. Не ведется аудио-видеозапись. Особенности проведения закрытых торгов отражены в ст. 30 Закона.
Основным способом закупок продукции для государственных нужд являются открытые конкурсные торги. Но при всей их значимости и важности для обеспечения эффективности расходования средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг, существуют определенные недостатки: длительность процедур проведения конкурсных торгов, а также значительные затраты заказчика по планированию торгов, подготовке конкурсной документации, рассмотрению конкурсных предложений и выявлению победителя.
Учитывая это, Законом предусматриваются наряду с открытыми конкурсными торгами и закупки продукции для государственных нужд без проведения торгов, в первую очередь это касается относительно небольших закупок, а также при организации срочных поставок.
К таким способам закупок относятся те, которые не требуют проведения конкурса, а именно:
- запрос котировок цен;
- закупки у единственного поставщика;
- закупки на сумму, не превышающую 60 тысяч рублей.
Запрос котировок - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах и услугах размещается на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта (ст. 42).
Победитель в проведении запроса котировок - участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок и в которой указана наиболее низкая цена товаров (работ, услуг). При предложении наиболее низкой цены товаров (работ, услуг) несколькими участниками победителем признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников заказа (ст. 47).
Заказчик вправе размещать заказ путем запроса котировок при закупках типовой продукции, для которой существует сложившийся рынок, при условии, что цена государственного контракта не превышает 250 тысяч рублей на поставку одноименных товаров (работ, услуг), подлежащую уплате в течение квартала (ст. 42) одним юридическим лицом с учетом расходов по филиалам. Понятие "одноименный товар" - не определено. По данному вопросу Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации будут даны разъяснения.
Заказчик предварительно проводит конъюнктурную оценку сложившегося рынка закупаемого товара. В результате изучения конъюнктуры определяется масштаб цен, сложившийся на рынке закупаемой продукции, и перечень потенциально наиболее привлекательных поставщиков.
Порядок размещения заказов путем запроса котировок описывается в главе 4 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Извещение о проведении запроса котировок размещается на официальном сайте (не менее 4-х рабочих дней) и путем направления запроса котировок, прием котировочных заявок регистрируется в журнале (ст. 45, 46).
Рассмотрение и оценка котировочных заявок, определение победителя фиксируется в протоколе, который размещается на официальном сайте и в официальном печатном издании в течение 5-ти дней после окончания приема заявок. Заключение государственного контракта с победителем - не позднее 2-х дней с момента подписания протокола (ст. 47). Сроки проведения процедуры - 5 дней.
Размещение заказов на приобретение товаров, работ и услуг на конкурсной основе осуществляют только юридические лица, при этом филиалам может быть делегировано право проведения торгов на приобретение товаров (работ, услуг) путем размещения заказов методом котировок и у единственного поставщика (кроме подписания государственного контракта).
Приобретение товаров, работ и услуг за счет доходов, полученных учреждениями от использования государственного имущества (сдача в аренду), осуществляется учреждениями на конкурсной основе в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Особенности размещения заказов путем приобретения товаров на товарных биржах.
Товарная биржа - специально организованный рынок, где продаются и покупаются оптовые партии массовых товаров по образцам и стандартам с поставкой в обусловленные сроки. Суммы закупки - свыше пяти миллионов рублей. Предполагает поставку наличного товара в очень короткие сроки, или заключение сделки на поставку товара к определенному сроку в определенное место. Нормативно-правовое регулирование осуществляется в рамках Закона Российской Федерации от 20.02.1992 года N 2383-1 "О товарных биржах", ГК РФ, БК РФ, Федерального закона от 21.07.05 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (гл. 7 ст. 56).
Закон предусматривает возможность приобретения товаров, работ и услуг путем проведения аукциона. Фактически аукцион - это конкурс, где единственным критерием является цена. Товары (работы, услуги) производятся (выполняются, оказываются) не по конкретным заявкам существует сложившийся рынок. При этом перечень товаров (работ, услуг), которые приобретаются на аукционе, устанавливается Правительством Российской Федерации (перечень пока не определен).
Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) - способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный заказ только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
Случаи размещения заказа у единственного поставщика (гл. 6 ст. 55):
- у субъектов естественных монополий (п. 1, 2 ст. 55), Регламентируется Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях";
- услуг водоснабжения и водоотведения в условиях естественных монополий (п. 2 ст. 55);
- вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно (п. 6 ст. 55);
- в случае оказания услуг органами исполнительной власти, подведомственным им учреждениями и иными организациями, имеющие право оказывать такие услуги (п. 5 ст. 55);
- закупки по поддержанию мобилизационных мощностей (п. 4 ст. 55);
- закупки продукции производимой учреждениями уголовно-исполнительной системы (предусматриваются Правительством Российской Федерации) (п. 7 ст. 55);
- поставка культурных ценностей, взятых государством под охрану и предназначенных для пополнения различных государственных фондов (п. 3 ст. 55);
- торги признаны несостоявшимися (п. 8-11 ст. 55):
а) была представлена только одна заявка на участие в конкурсе, аукционе, котировочная заявка - в соответствии ч. 12 ст. 25, ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 46, ч. 10 ст. 53;
б) участвовал только один участник размещения заказа, подавший заявку и признан участником конкурса - в соответствии с ч. 5 ст. 27, ч. 6 ст. 36, а также один участник аукциона в соответствии с ч. 13 ст. 37;
в) по результатам торгов, аукциона, запроса котировок не был заключен государственный контракт - в соответствии с ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 40 (п. 8-11 ст. 55).
Если конкурс (аукцион) признан несостоявшимся и контракт не заключен с единственным участником конкурса (аукциона) или участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе (аукционе), обязательным условием закупки является согласование с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти. Срок согласования не должен быть более 10 рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании.
Порядок согласования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов. В настоящее время порядок не установлен.
Роспотребнадзор рекомендует при заключении контрактов на коммунальные услуги, на потребление теплоэнергетических ресурсов с единственным поставщиком получить письменные рекомендации Территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы о предприятиях и организациях, включенных в перечень монополий на территории субъекта. Дополнениями к Закону (94-ФЗ) предполагается, помимо услуг водоснабжения и водоотведения, к услугам естественных монополий отнести все коммунальные услуги. Роспотребнадзор заключил с ООО "Межрегионгаз" дополнительное соглашение к государственному контракту от 28.02.2004 г. N К-5-0198/05 на поставку газа в 2006 году, в связи с чем, все подведомственные организации и учреждения могут заключать контракты на поставку газа без проведения конкурсных торгов.
Услуги связи, охранные услуги, приобретение горюче-смазочных материалов, обучение осуществляется на конкурсной основе или запросом котировок.
Госконтракт заключается при условии если:
- цена контракта не превышает цену, предусмотренную заявкой, и не превышает начальную цену, указанную в извещении;
- условия, указанные в запросе котировок (цена, количество и срок) совпадают с предложенными условиями котировочной заявки;
Участник размещения заказа, подавший заявку (единственный участник аукциона) не вправе отказаться от заключения государственного контракта, а заказчик обязан передать проект госконтракта участнику и направить обращение о согласовании.
Законом предполагается ведение реестров государственных контрактов (ст. 18). Порядок ведения реестров контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время порядок и орган исполнительной власти не определен. Предположительно выполнение данной функции будет возложено на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. В течение трех дней со дня заключения государственного контракта заказчики направляют сведения, предусмотренные вышеуказанной статьей в адрес Роспотребнадзора для представления в Минэкономразвития России на регистрацию.
Закупки на сумму до 60 тысяч рублей осуществляются без проведения торгов, если поставляются товары, выполняются работы, оказываются услуги по одной сделке (одного вида товаров, работ и услуг) на сумму, не превышающую установленного Центробанком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (ч. 2 ст. 1). Регламентировано Указанием ЦБ РФ от 14.11.2001 года N 1050-У. В дополнениях к Закону предполагается учесть возможность расходования указанной суммы в течение квартала.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признается утратившим силу Федеральный закон от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", а иные федеральные законы, принятые до его вступления в силу и предусматривающие порядок размещения государственных и муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, применяются в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Действующие нормы права, регламентирующие правоотношения, возникающие в сфере государственных закупок в Российской Федерации:
- Конституция Российской Федерации (ст. 8; 71);
- Гражданский кодекс Российской Федерации (основные нормы для участников правоотношений);
- Бюджетный кодекс (основы формирования бюджетной системы);
Законодательные акты о конкурсах (применяются в части, не противоречащей настоящему федеральному закону):
- Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки для государственных нужд";
- Федеральный закон от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";
- Закон РСФСР от 22.03.1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
- Федеральный закон от 23 июня 1999 года N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"
- Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях";
- Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и прочие.
Нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов принимаются Правительством Российской Федерации.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации определяет государственную политику и осуществляет нормативно-правовое регулирование и контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг).
Функции контроля за проведением конкурсов (предположительно) будут переданы Федеральной антимонопольной службе.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о естественных монополиях, рекламе. Предположительно и функции контроля за размещением заказов на приобретение товаров, работ и услуг и ведение реестра недобросовестных поставщиков будут возложены на эту службу (должно быть принято постановление (распоряжение) Правительства Российской Федерации).
Счетная палата Российской Федерации контролирует целевое назначение, а также определение эффективности и целесообразности расходования средств в использования государственной собственности (в том числе и в сфере размещения заказов на поставки товаров, работ и услуг).
Каждая закупка должна быть обоснована и экономически эффективна.
Росфиннадзор осуществляет контроль за использованием средств федерального бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
Субъект, отвечающий за осуществление государственных закупок в Российской Федерации - Государственный заказчик (94-ФЗ), организатор торгов (ГК РФ) - юридическое лицо, которому государственный заказчик передал выполнение части своих функций по закупкам (Указ Президента от 8 апреля N 305).
Финансовое обеспечение организации и проведения торгов осуществляется за счет средств заказчика.
Меры, которые могут быть применены к нарушителям законодательства в этой области:
- предупреждение о ненадлежащем исполнении;
- блокировка расходов;
- наложение штрафа;
- начисление пени;
- изъятие бюджетных средств;
- приостановление операций по счетам.
Цель - повышение ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета за неэффективное использование бюджетных средств.
Примерный перечень основных вопросов при проведении проверок закупочной деятельности организаций:
1. Соблюдение нормативных правовых актов и договорных документов, контрактов, финансовых обязательств.
2. Состояние финансирования государственных закупок:
- оценка уровня финансирования закупок по источникам и направлениям;
- меры госзаказчика по привлечению средств внебюджетных источников (в части не противоречащей действующим законодательным актам);
3. Анализ выполнения требований целевого эффективного использования средств;
4. Исполнение и соблюдение правил выбора способа закупки, порядка проведения конкурсного отбора, оценки конкурсных заявок, сведения о победителях конкурсов и их финансового состояния;
5. Экономический эффект от проведения конкурсов;
6. Состояние дел с реализацией конкретных мероприятий, проектов, работ, строек и объектов, данные об управлении закупочной деятельностью, исполнительской дисциплине, отчетности;
7. Обоснованность осуществления конкретных мероприятий по закупочной деятельности.
Основные виды нарушений:
1. Нарушение условий применения способа закупок;
2. Проведение конкурса с нарушением требований:
- отсутствие публикации извещения о проведении конкурсных торгов (полноты информации), об изменении условий и переносе сроков проведения торгов, и победителе, отсутствие порядка размещения заказов;
- заключение контракта без проведения конкурса;
- нарушение применения способа закупок, отсутствие согласования по закупкам товаров (работ, услуг) у единственного поставщика и проведения закрытых торгов;
- отсутствие в конкурсной документации обязательной информации, несоблюдение сроков на подготовку и подачу конкурсных заявок;
применение произвольных критериев определения победителя конкурса.
3. Нарушение принципа экономичности и эффективности, прозрачности и конкурентности.
Росстатом (постановление N 71 от 17.10.05 г.) утверждается государственная статистическая отчетность по форме 1-торги (письмо Роспотребнадзора от 24.11. 2005 года "О представлении государственной статистической отчетности в сфере закупок"). Подведомственные органы и учреждения представляют Роспотребнадзору запрашиваемые сведения в установленные сроки и по утвержденным статистическим формам
В объявлении о проведении конкурсных торгов и в самой конкурсной документации необходимо указать источник финансировании, также и при заполнении статистических отчетов указывается источник финансирования, в случае, если закупки были проведены за счет нескольких источников финансирования и их невозможно разделить, то необходимо, руководствуясь порядком заполнения и представления формы государственной статистической отчетности, сделать пометку в одной из граф первого раздела формы (гр. 3, гр. 4 или гр. 5).
Федеральным законом от 2.02.2006 года N 19-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ст. 25) вносятся дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и определяется ответственность руководителя за неисполнение законодательства в части размещения заказов на приобретение товаров, работ и услуг для государственных нужд.
Приложение: на 19 л. в 1-ом. экз.
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Руководитель |
Ф.И.О. |
исполнитель, телефон
С целью организации и компетентного проведения проверок по расходованию бюджетных средств на обеспечение государственных нужд Роспотребнадзором разъясняются нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который устанавливает единый порядок размещения заказов.
Роспотребнадзор рекомендует при заключении контрактов на коммунальные услуги, на потребление теплоэнергетических ресурсов с единственным поставщиком получить письменные рекомендации Территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы о предприятиях и организациях, включенных в перечень монополий на территории субъекта. Заказы на услуги связи, охранные услуги, приобретение горюче-смазочных материалов, обучение осуществляются на конкурсной основе или запросом котировок. Приводится примерный перечень основных вопросов при проведении проверок закупочной деятельности организаций. Также указываются основные виды нарушений при закупках продукции, работ и услуг для государственных нужд за счет средств федерального бюджета.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 февраля 2006 г. N 0100/1923-06-32 "О закупках для государственных нужд в 2006 году"
Текст письма официально опубликован не был