В связи с исполнением постановления Правительства РФ от 10.02.2004 N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" в Министерство финансов Российской Федерации поступают на согласование уставы (проекты уставов) учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
Имеющаяся практика рассмотрения в Минфине России указанных учредительных документов выявила ряд "типичных" несоответствий положениям гражданского и бюджетного законодательства.
В целях более эффективной организации дальнейшей работы по согласованию указанных документов Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки направляет общие требования Правового департамента Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, которые должны быть учтены федеральными органами исполнительной власти при приведении уставов подведомственных учреждений в соответствие с законодательством Российской Федерации.
1. При указании в уставе учредителя, в лице Правительства РФ, необходимо иметь в виду, что это особый субъект гражданских правоотношений, в отношении которого следует отдельно прописывать положения, вытекающие из понятия "учредитель".
Вследствие указанного в уставе такого учреждения необходимо отразить, какой уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти будет осуществлять в отношении учреждения:
- доведение лимитов бюджетных обязательств;
- оформление разрешения на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и утверждение сметы доходов и расходов;
- другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.
Данные положения должны быть обязательно включены в уставы тех учреждений, на которые не распространяется понятие "главный распорядитель бюджетных средств федерального бюджета", установленное статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как отсутствие указанных положений в уставах учреждений не позволит соблюсти принцип подведомственности, установленный бюджетным законодательством Российской Федерации.
2. В разделе, обобщающем правовой статус учреждения, необходимо учитывать следующее.
В случае рассмотрения устава образованного, реорганизованного учреждения в уставе должно быть установлено, чьим правопреемником данное учреждение является.
Учреждение является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в федеральной собственности на праве оперативного управления.
Учреждение должно находиться в ведении федерального министерства, федерального агентства, федеральной службы.
Учреждению могут быть открыты:
а) лицевые счета в органах Федерального казначейства по учету средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в валюте Российской Федерации.
При этом, учитывая, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получение и расходование средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской деятельности, отражаются на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, в уставах должна содержаться запись о том, что учреждение имеет лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства.
Положения, предусматривающие возможность учреждений открывать расчетные и иные счета в кредитных организациях, из уставов федеральных государственных учреждений должны быть исключены как противоречащие бюджетному законодательству;
б) счета по учету средств в иностранной валюте в учреждениях Банка России или кредитных организациях в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Учреждение может иметь самостоятельный баланс, приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. При этом необходимо указать федеральный орган исполнительной власти, несущий наряду с учреждением субсидиарную ответственность по неисполненным обязательствам учреждения.
3. Положения устава, регламентирующие основную деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств федерального бюджета, должны содержать понятие государственного заказа.
4. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 10.02.2004 N 71 уставы федеральных государственных учреждений должны предусматривать исчерпывающий перечень функций (видов деятельности), осуществляемых учреждением, а в случае предоставления права на осуществление приносящей доход деятельности - исчерпывающий перечень видов такой деятельности.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
5. В уставах федеральных государственных учреждений следует четко разграничить виды деятельности, осуществляемые учреждением за счет средств федерального бюджета (основные виды) и на внебюджетной основе.
Уставы, предусматривающие осуществление определенных видов деятельности как в качестве основных видов, так и на платной основе, необходимо конкретизировать в части определения круга лиц, для которых данные виды деятельности оказываются за плату при условии, что законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание данных услуг на платной основе.
6. В положениях уставов, предусматривающих, что учреждения имеют право реализовывать различного вида продукцию, должно быть четко указано, за счет каких средств производится данная продукция, с целью исключения возможности зачисления средств от реализации продукции, созданной за счет средств федерального бюджета, на лицевые счета учреждений для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
7. Положения уставов, касающиеся порядка формирования цен на оказываемые учреждениями услуги, должны быть приведены в соответствие с подпунктом "д" пункта 2 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", согласно которому под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
8. Положения уставов, предусматривающие, что учреждения самостоятельно определяют порядок использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств, требуют уточнения с учетом того, что в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
При этом в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.
В этой связи средства от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности должны также расходоваться в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной в соответствии с уставом учреждения.
9. При определении в уставах источников формирования имущества учреждения следует руководствоваться нормами статьи 26 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
10. Положения уставов о финансировании деятельности учреждений за счет средств бюджетов различного уровня необходимо исключить, учитывая, что рассматриваемые учреждения являются федеральными и, следовательно, их финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.
11. Положения уставов, предусматривающие возможность получения учреждениями кредитов банков, требуют исключения как противоречащие статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
12. Положения уставов, предусматривающие возможность приобретения учреждениями акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним, требуют исключения как противоречащие распоряжению Правительства РФ от 17.06.2005 N 817-р.
13. При рассмотрении вопроса о возможности учреждений иметь имущество в собственности следует руководствоваться статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления, которое предусматривает осуществление учреждением в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
14. Соответствующие положения устава, регулирующие финансово-хозяйственную и иную деятельность учреждения, должны учитывать ограничения, налагаемые Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации, содержать положения, не противоречащие иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
15. Определение в уставе понятия "финансирование" некорректно, в связи с чем в уставе вместо понятия "финансирование" целесообразно применять понятие "финансовое обеспечение".
16. В уставе должно быть определено, что учреждение обязано вести бюджетный учет и представлять бюджетную отчетность в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации для бюджетных учреждений.
17. Необходимо учитывать, что законодательство Российской Федерации, в соответствии с которым осуществляет свою деятельность учреждение, является действующим, в связи с чем фраза "в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации" некорректна.
18. В уставе должно быть отражено, что учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных в установленном порядке от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
19. В пункты, предусматривающие перечень обязанностей и ответственность руководителя учреждения, необходимо включить ответственность за:
- нецелевое использование средств федерального бюджета;
- принятие обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;
- получение кредитов (займов);
- приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
- другие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Кроме того, следует учитывать, что устав не должен содержать положений, противоречащих положениям, вытекающим из Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
20. Отношения между учреждением и его работниками должны устанавливаться в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, соответственно слова "в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде" необходимо редактировать, а при отсутствии определения нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, устанавливать, что отношения учреждения и его работников устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
При этом также необходимо иметь в виду.
При представлении уставов (проектов уставов) данные документы должны быть завизированы руководителем (заместителем руководителя) соответствующего федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся данные учреждения, и руководителем юридической службы этого органа.
При несоответствии документов, представляемых на согласование, основным требованиям, изложенным выше, документы будут возвращаться на доработку.
Заместитель директора |
Н.И. Макурина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина РФ от 29 декабря 2005 г. N 12-04-02/4035 "По вопросу согласования уставов учреждений"
Текст письма опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", февраль 2006 г., N 6, в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", апрель 2006 г., N 11, в Бюллетене Министерства образования и науки Российской Федерации, 2006 г., N 4