Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 5 октября 2005 г. N 58-Г05-27
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению участвующего в деле прокурора прокуратуры Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 12 мая 2005 г., которым прокурору Хабаровского края отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащими закону и недействующими подпунктов 1.1, 1.2 пункта 1 постановления Губернатора Хабаровского края от 22 декабря 2004 г. N 282 "Об установлении цены выкупа земельных участков при продаже их собственникам объектов недвижимости".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Н.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
22.12.2004 г. Губернатором Хабаровского края принято постановление N 282 "Об установлении цены выкупа земельных участков при продаже их собственникам объектов недвижимости".
Пунктом 1 постановления установлена цена выкупа земельных участков при продаже их собственникам расположенных на них объектов недвижимости в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации:
по городу Хабаровску за земли, отнесенные по территориальному зонированию к производственным землям и землям инженерной и транспортной инфраструктуры, - в размере восьмикратного размера ставки земельного налога; для земель других территориальных зон - в размере семнадцатикратного размера ставки земельного налога (п.п. 1.1);
по остальным городам, поселкам, сельским населенным пунктам, а также за пределами черты поселений - в размере десятикратного размера ставки земельного налога (п.п. 1.2).
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании п. 1, п.п. 1.1 и 1.2 постановления Губернатора Хабаровского края N 282 от 22.12.2004 г. противоречащим федеральному закону.
В обоснование требований в заявлении указано, что, оспариваемое постановление противоречит п. 7 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации", поскольку устанавливает цену выкупа земельных участков в зависимости не от численности населения, а от целевого назначения земель по оценочным зонам, административным районам, поселениям, при этом в одном населенном пункте установлены различные размеры цены для земель, относящихся к различным территориальным зонам.
Кроме того, ссылаясь на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5.11.2003 г. N 403-О прокурор полагает, что поскольку разграничение государственной собственности на землю на территории края не закончено, то до завершения данного процесса субъект Российской Федерации не вправе устанавливать цену выкупа указанных земельных участков при продаже их собственникам расположенных на них объектов недвижимости.
Решением Хабаровского краевого суда от 12 мая 2005 г. прокурору в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении прокурора поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится земельное законодательство.
В соответствии со ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Частью 1 ст. 2 от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что при продаже в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений стоимость таких земельных участков определяется в порядке, установленном пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 названной статьи субъектом Российской Федерации устанавливается цена земли в поселениях с численностью населения:
от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).
Принимая во внимание данные положения Федерального закона N 137-ФЗ, а также, то, что численность населения в Хабаровском крае свыше 500 тысяч имеется только в г. Хабаровске суд пришел к правильному выводу о том, что предусмотренная оспариваемым постановлением цена выкупа земельных участков при продаже их собственникам расположенных на них объектов недвижимости установлена в соответствии с нормами федерального законодательства - с учетом численности населения в пределах размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка:
по городу Хабаровску за земли, отнесенные по территориальному зонированию к производственным землям и землям инженерной и транспортной инфраструктуры, - в размере восьмикратного размера ставки земельного налога; для земель других территориальных зон - в размере семнадцатикратного размера ставки земельного налога;
по остальным городам, поселкам, сельским населенным пунктам, а также за пределами черты поселений - в размере десятикратного размера ставки земельного налога.
При таком положении доводы прокурора о том, что цена выкупа земельных участков установлена в зависимости не от численности населения, а от целевого назначения земель обоснованно признаны несостоятельными.
Кроме того, проанализировав положения ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю", суд правильно указал, что федеральный законодатель предоставляя право субъектам Российской Федерации на установление цены земли, не ограничил их права на дифференцирование цены земли по тем или иным критериям в установленных пределах.
Так, ст. 25 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрена нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Нормативная цена земли введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений, в том числе при передаче земли в собственность.
Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 г. N 339 "О порядке определения нормативной цены земли" нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Постановления следует читать как N 319"
Доводы прокурора об отсутствии права субъекта Российской Федерации на установление цены выкупа земельных участков при продаже их собственникам расположенных на них объектов недвижимости до завершения процесса разграничения государственной собственности суд обоснованно признал несостоятельными.
Согласно ч. 1 ст. 2 и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" цена земли в поселениях устанавливается субъектом Российской Федерации вне зависимости от права собственности на земельные участки.
Пунктом 7 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено право субъекта Российской Федерации на установление цены выкупа земельного участка в поселениях в зависимости от величины населенных пунктов и вида использования, расположенных на выкупаемом земельном участке зданий, строений, сооружений в пределах определенных законом размеров, кратных ставке земельного налога.
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что нормами названных Федеральных законов установлено полномочие субъекта Российской Федерации на установление цены земельных участков при приватизации и приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, вне зависимости от права собственности на землю Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено только одно ограничение, связанное с процессом разграничения государственной собственности на землю.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 данного Федерального закона распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7.08.2002 г. N 576, согласно п. 7 которого определены органы, уполномоченные на принятие решений о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, в том числе определено, что такое решение принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также в случае, если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо органом местного самоуправления - в иных случаях, за исключением случаев приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
При таких правовых обстоятельствах суд обоснованно указал в решении, что Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", учитывая положения Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" регулирует правоотношения переходного периода таким образом, что не связывает установление цены земли с разграниченным правом государственной собственности на землю.
Следовательно, является правильным вывод суда о том, что доводы прокурора об отсутствии права субъекта на установление цены выкупа указанных земельных участков при продаже их собственникам расположенных на них объектов недвижимости не основаны на нормах федерального законодательства.
Поскольку в силу ст. 253 ГПК РФ суд, разрешая заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверяет противоречие либо соответствие данных актов федеральному закону, либо иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд обоснованно признал несостоятельными ссылки прокурора в обоснование упомянутых доводов на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5.11.2003 г. N 403-О "По запросу Правительства Москвы о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 3 статьи 11 и пункта 7 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Кроме того, как правильно указал суд, Конституционным судом в данном определении дается оценка правоотношениям, связанным с возможностью установления дифференцированных цен на земельные участки после процесса разграничения государственной собственности на землю, а также сделаны выводы не только в отношении норм, содержащихся в п.п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и п. 7 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", но и п. 3 ст. 11 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Сама по себе ссылка суда на Федеральный закон "О плате за землю", не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставив субъектам РФ право на установление цены земли, не ограничил их права на дифференцирование цены земли по тем или иным критериям в установленных этим Законом пределах, что и имеет место в данном случае.
Вывод суда о том, что порядок определения цены выкупа земельных участков при продаже их собственникам объектов недвижимости, установленный постановлением Губернатора края, соответствует требованиям Федерального законодательства основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, является правильным и оснований считать его незаконным у Судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:
решение Хабаровского краевого суда от 12 мая 2005 г. оставить без изменения, а кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2005 г. N 58-Г05-27
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)