Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 4 апреля 2006 г. N 12992/05
См. комментарий
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 21.03.2005 по делу N А73-442/2005-10 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.06.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю - Калнацкий А.А.;
от общества с ограниченной ответственностью "Моряна" - Богдыль А.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Моряна" (далее - общество) по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в частности исчисления и уплаты единого социального налога за период с 01.11.2001 по 30.09.2004.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 19.11.2004 N 11-45/55-1722дсп, на основании которого принято решение от 16.12.2004 N 11-45/50 о привлечении общества к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога в виде взыскания 420278 рублей штрафа. Кроме того, обществу предложено уплатить 2101395 рублей единого социального налога и 328436 рублей пеней.
Основанием к доначислению единого социального налога послужило невключение обществом в налоговую базу для исчисления этого налога, в частности, выплат иностранной валюты взамен суточных, производимых экипажам судов заграничного плавания морского флота судоходных российских компаний и членам судов заграничного плавания флота рыбной промышленности.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании его недействительным.
Решением суда первой инстанции от 21.03.2005 заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 30.06.2005 решение суда изменил, признав недействительным оспариваемое решение инспекции лишь в части включения в налоговую базу для исчисления единого социального налога выплат иностранной валюты взамен суточных, производимых экипажам судов заграничного плавания морского флота судоходных российских компаний и членам судов заграничного плавания флота рыбной промышленности.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановления суда кассационной инстанций инспекция ссылается на неправильное применение судами законодательства о налогах и сборах и приводит следующие доводы.
Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Кодекс не содержит понятия "компенсация". Это понятие раскрывается в статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой компенсация - денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Трудовым договором, заключаемым обществом с членами экипажа, установлена ежемесячная оплата их труда согласно занимаемой должности. В силу приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30.09.2002 N 122 "О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов", а также трудового договора экипаж обеспечивается бесплатным питанием, гарантирующим сохранение здоровья работника, удовлетворяющим количеством, питательностью, качеством и разнообразием его нормальные потребности. Кроме того, в договоре содержится условие о предоставлении жилых помещений, отвечающих санитарным требованиям, а также нормально оборудованной кухни; постельных принадлежностей, посуды и других предметов бытового назначения в количестве и качестве, которые отвечают санитарным требованиям и полностью удовлетворяют потребности члена экипажа.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации в состав заработной платы включаются также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.
Выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности являются компенсационными выплатами, связанными с особыми условиями труда.
Как видно из коллективного договора, заключенного между администрацией общества и его трудовым коллективом на 2001 - 2004 годы, размеры выплат иностранной валюты установлены членам экипажей в зависимости от занимаемой должности, что также придает им характер надбавок к заработной плате.
Следовательно, по мнению заявителя, члены экипажа, находясь в заграничном плавании, в процессе выполнения своих обязанностей по трудовому договору не несут дополнительных расходов, связанных с нахождением на судне, поэтому выплаты им иностранной валюты взамен суточных следует отнести к дополнительным доходам физического лица, подлежащим обложению единым социальным налогом.
В отзыве на заявление общество просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом обложения единым социальным налогом для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 1 статьи 237 Кодекса облагаемая единым социальным налогом налоговая база организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом все виды предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания российских судоходных компаний осуществляются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.1994 N 819-р "Об установлении предельных размеров норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний", по своей правовой природе соответствуют установленным нормам и относятся к компенсационным выплатам, связанным с особыми условиями труда, которые на основании статьи 238 Кодекса освобождаются от налогообложения.
При этом компенсационные выплаты, указанные в статье 238 Кодекса, не ограничиваются только теми выплатами, о которых говорится в статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации.
Оснований для исключения из перечня, приведенного в статье 238 Кодекса, компенсационных выплат, предусмотренных статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, не имеется.
Кроме того, несмотря на то, что выплаты иностранной валюты членам экипажей судов, произведенные взамен суточных, не являются суточными (суточные выплачиваются при направлении в служебные командировки, а нахождение экипажа на судне в заграничном плавании во время его эксплуатации не является командировкой), указанные выплаты, по своей сути, направлены на компенсацию расходов членов экипажей судов.
Следует принять во внимание и позицию Министерства финансов Российской Федерации по рассматриваемому вопросу, изложенную в письме от 31.05.2004 N 04-04-04/63, в котором было разъяснено, что выплаты в иностранной валюте взамен суточных, производимых членам экипажей судов заграничного плавания морского флота судоходных российских компаний, являющиеся, по существу, компенсационными выплатами, в пределах норм, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.1994 N 819-р, не подлежат налогообложению единым социальным налогом. Это свидетельствует о наличии неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, содержащихся в подпункте 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса, которые в силу пункта 7 статьи 3 Кодекса должны толковаться в пользу налогоплательщика.
При названных обстоятельствах оснований для отмены оспариваемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 21.03.2005 по делу N А73-442/2005-10 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.06.2005 по тому же делу оставить без изменения.
Заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Ю. Валявина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 апреля 2006 г. N 12992/05
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2006 г., N 7