Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 18 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/357
См. письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 декабря 2007 г. N 03-03-06/1/871
Вопрос: ООО с 2001 года по настоящее время осуществляет основной вид деятельности - предоставление в финансовую аренду (лизинг) автотранспортных средств и соответствующего оборудования.
Единственным учредителем ООО является шведская компания.
Ежегодно, с целью проверки правильности и достоверности финансовой отчетности, исправления возможных ошибок и нарушений ООО проводит аудиторские проверки. Аудит проводится том числе, по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), применяемым в Швеции.
Согласно Уставу решение о проведении аудита по Международным стандартам финансовой отчетности и выборе аудитора принимается единственным Учредителем ООО. Отчет о проведенном аудите направляется учредителю. Таким образом, эти затраты ООО необходимы при осуществлении основного и единственного вида деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (отчетности) аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 9 "Правила (стандарты) аудиторской деятельности" Федерального Закона "Об аудиторской деятельности" определяет, что федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства России от 23 сентября 2002 года N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности", введены в действие 23 Правила (стандарта) аудиторской деятельности. Каждый из этих стандартов разработан с учетом международных стандартов аудита.
Министерством финансов России разработаны и утверждены 23.04.2004 г. Методические рекомендации "По проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг". Данными методическими рекомендациями установлено, что Международные стандарты аудита могут быть использованы аудиторскими организациями при проведении аудита. Расходы организаций при проведении аудита по международным стандартам включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Проведение аудита по международным стандартам МСФО полностью соответствует "Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу", утвержденной Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 01.07.2004 г. N 180. Согласно Концепции в качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
С учетом данной ситуации, в целях правильного применения норм действующего законодательства ООО выражает свое уважение, и просит дать разъяснения по следующему вопросу.
Затраты по проведению аудита в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 264 Налогового Кодекса РФ "расходы на аудиторские услуги" относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
- правомерно ли принятие расходов ООО по проведению аудита по Международным стандартам финансовой отчетности при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о правомерности учета затрат по проведению аудита по Международным стандартам финансовой отчетности (далее - МСФО) в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы организации на аудиторские услуги.
Расходы на аудиторские услуги по проведению аудита по МСФО включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, налогоплательщиков в отношении которых установлена обязанность предоставлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО.
Так, согласно Официальному сообщению Банка России от 02.06.2003 "О переходе банковского сектора Российской Федерации на Международные стандарты финансовой отчетности" с 1 января 2004 г. предусматривается переход всех кредитных организаций на подготовку финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
По нашему мнению, налогоплательщики, в отношении которых такой обязанности не установлено, расходы по проведению аудита по МСФО для целей налогообложения прибыли не учитывают.
Таким образом, ваша организация не может учесть расходы по проведению аудита по МСФО для целей налогообложения прибыли.
Заместитель директора |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Минфина, налогоплательщики, в отношении которых не установлено обязанности по подготовке финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, не могут для целей налогообложения прибыли учитывать расходы по проведению аудита по этим стандартам.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/357
Текст письма официально опубликован не был