Решение Верховного Суда РФ от 21 октября 2002 г. N ГКПИ2002-1105
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 февраля 2003 г. N КАС03-45 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.
при секретаре Терентьевой С.В.
с участием прокурора Любимовой И.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению некоммерческой организации "Ассоциация предприятий зооиндустрии" и общества с ограниченной ответственностью "Ковчег СПБ" о признании частично незаконным пункта 1 Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 12 апреля 1997 г. N 13-7-2/871, со слов: "...кормов для животных, птиц, рыб, пчел и кормовых компонентов", установил:
Ассоциация предприятий зооиндустрии и ООО "Ковчег СПБ" обратились в Верховный Суд, Российской Федерации с заявлением о признании частично незаконным п. 1 Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденной приказом Минсельхозпрода России от 12 апреля 1997 г. N 13-7-21/871, со слов: "...кормов для животных, птиц, рыб, пчел и кормовых компонентов".
Как указывают заявители, положения оспариваемого нормативного правового акта, требующие повторного и многократного оформления ветеринарных сопроводительных документов на одну и ту же партию импортного груза, являются необоснованными и незаконными; препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, ограничивают свободу перемещения товаров.
В суде представители Ассоциации предприятий зооиндустрии и ООО "Ковчег СПБ" Кутас Н.С., Салманов А.В. поддержали заявленные требования и пояснили, что Законом РФ "О ветеринарии" не предусмотрен специальный ветеринарный надзор внутри территории Российской Федерации за готовыми и фирменно упакованными кормами, в т.ч. и для непродуктивных животных.
Представитель заинтересованного лица Минсельхоза России Шустова М.В. возражала против удовлетворения заявления и пояснила в суде, что требования, содержащиеся в Инструкции относительно необходимости оформления ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, в частности, корма, при перемещении по территории Российской Федерации основаны на законе, распространяются на всех хозяйствующих субъектов и не нарушают права и законные интересы заявителей.
Представитель заинтересованного лица Минюста России Обушенко Л.А. возражала против удовлетворения заявления и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, соответствует закону и не нарушает прав заявителей.
Инструкция зарегистрирована Минюстом России 22 мая 1997 г., регистрационный номер 1310.
Выслушав объяснения представителей Ассоциации предприятий зооиндустрии и ООО "Ковчег СПБ" Кутас Н.С., Салманова А.В., представителей заинтересованных лиц Минсельхоза России Шустовой М.В., Минюста России Обушенко Л.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 12 апреля 1997 г. утверждена Инструкция о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы.
Пунктом 1 Инструкции установлено, что Инструкция является обязательной для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, занятыми содержанием, эксплуатацией, ловлей, добычей животных, птиц, рыб (других гидробионтов), пчел, а также производством, заготовкой, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией продуктов и сырья животного происхождения, кормов для животных, птиц, рыб, пчел и кормовых компонентов.
Инструкцией предусмотрено, что подконтрольные госветнадзору грузы подлежат заготовке, транспортировке, переработке, хранению и реализации только при наличии ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза и места его выхода.
Распространение требований Инструкции на лиц, занятых транспортировкой, хранением и реализацией кормов для животных, птиц, рыб, пчел и кормовых компонентов не противоречит действующему законодательству.
Закон Российской Федерации "О ветеринарии" в статье 8 определяет государственный ветеринарный надзор как деятельность органов управления, учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, направленную на профилактику болезней животных и обеспечение безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации.
Доводы заявителей о том, что в Законе РФ "О ветеринарии" не предусмотрен специальный ветеринарный надзор внутри территории Российской Федерации за готовыми кормами для непродуктивных животных (кошек, собак, птиц, рыб и т.п.) не могут служить основанием для признания незаконной Инструкции, предусматривающей порядок выдачи ветеринарных сопроводительных документов на такие подконтрольные госветнадзору грузы, как корма для животных, птиц, рыб, пчел и кормовые компоненты.
В силу статьи 5 Закона РФ "О ветеринарии" задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются: предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для человека и животных; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.
Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 706, предусмотрено, что госветнадзор в Российской Федерации представляет собой систему контроля за соблюдением ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении и реализации продуктов животноводства, ввозе в Российскую Федерацию, транзите по ее территории и вывозе подконтрольных ветеринарной службе грузов, за нормированием ветеринарно-санитарных показателей, характеристик и вредных факторов кормов, кормовых добавок и продуктов животноводства, обеспечивающих безопасность их для здоровья человека и животных.
Должностные лица Государственной ветеринарной службы РФ при осуществлении госветнадзора вправе принимать решения о возможности, порядке ввоза в Российскую Федерацию и условиях внутригосударственной перевозки подконтрольных ветеринарной службе грузов (п.п. 1 и 12 Положения).
Из объяснений представителя Минсельхоза России Шустовой М.В. следует, что на госветслужбу возложена обязанность осуществлять ветеринарный контроль в отношении подконтрольных госветнадзору грузов не только в пунктах перехода государственной границы, но и на территории Российской Федерации.
О том, что корма для животных являются одним из видов подконтрольных ветеринарному надзору грузов, следует также из содержания статьи 4 межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области ветеринарии от 12 марта 1993 г.
Из представленных суду ветеринарных сопроводительных документов следует, что они содержат сведения, характеризующие ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемых кормов, наименование кормов согласно ГОСТ, ОСТ, ТУ сведения о количестве, упаковке, маркировке, происхождении кормов, места выхода.
То обстоятельство, что корма и кормовые добавки не относятся ни к сельскохозяйственной продукции, ни к продукции животноводства, не означает, что они не подлежат ветеринарному надзору на территории Российской Федерации в процессе обращения.
В соответствии с п. 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Закон РФ "О ветеринарии" в статье 2 устанавливает, что ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Требования Инструкции о необходимости оформления ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, включая корма для животных, птиц, рыб, пчел и кормовые компоненты, распространяется на все хозяйствующие субъекты.
При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы заявителей об ограничении свободного перемещения по территории Российской Федерации кормов для непродуктивных животных.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствует действующему законодательству, изданы в пределах полномочий государственного органа и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, заявление Ассоциации предприятий зооиндустрии и ООО "Ковчег СПБ" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 192, 197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление некоммерческой организации "Ассоциация предприятий зооиндустрии" и общества с ограниченной ответственностью "Ковчег СПБ" о признании частично незаконным пункта 1 Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 12 апреля 1997 г. N 13-7-2/871 со слов: "...кормов для животных, птиц, рыб, пчел и кормовых компонентов", - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 21 октября 2002 г. N ГКПИ2002-1105
Текст решения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 февраля 2003 г. N КАС03-45 настоящее решение оставлено без изменения