Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Н.Б. Скворцова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Гражданин Н.Б. Скворцов, работавший первым заместителем главы администрации города Сходня Химкинского района Московской области, по приговору Московского областного суда от 3 марта 2004 года был осужден за получение взяток по совокупности преступлений к шести годам лишения свободы в исправительной колонии строго режима с лишением права занимать должности на государственной службе, в органах самоуправления и заниматься административно-хозяйственной деятельностью на срок три года.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Н.Б. Скворцов просит признать нарушающими его права, гарантированные статьями 32 (части 2 и 3), 34 (часть 2) и 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации, следующие законоположения:
статью 47 УК Российской Федерации, предусматривающую в качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
пункт 2 части первой статьи 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которому гражданин не может быть принят на гражданскую службу или находиться на гражданской службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, и при наличии не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
пункт 3 статьи 20 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", согласно которому гражданин не может быть принят на муниципальную службу или находиться на муниципальной службе в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права занимать должности муниципальной службы в течение определенного срока;
абзац шестой пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", согласно которому увольнение муниципального служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя органа местного самоуправления в случаях возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 статьи 20 данного Федерального закона.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителя о том, что данная жалоба не соответствует требованиям названного Федерального конституционного закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные гражданином Н.Б. Скворцовым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы.
Между тем представленными Н.Б. Скворцовым материалами не подтверждается, что оспариваемые им положения Уголовного кодекса Российской Федерации и федеральных законов "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", будучи примененными или подлежащими применению в конкретных избирательных правоотношениях с участием заявителя, воспрепятствовали его избранию на должность в органы государственной власти или на муниципальную должность: в настоящее время Н.Б. Скворцов отбывает назначенное ему по приговору суда наказание в виде лишения свободы и, следовательно, в силу прямого предписания статьи 32 (часть 3) Конституции Российской Федерации как гражданин, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеет права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Кроме того, устанавливаемые федеральными законами "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" правила прохождения государственной гражданской и муниципальной службы не касаются порядка занятия выборных должностей в органах государственной власти и местного самоуправления, равно как и освобождения от этих должностей.
Нет также оснований считать, что статьей 47 УК Российской Федерации было нарушено право Н.Б. Скворцова на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статьи 34, часть 1, Конституции Российской Федерации), поскольку запрет, установленный на основании данной статьи вынесенным в отношении него приговором, не препятствует осуществлению им деятельности в сфере экономики, если такая деятельность не связана с выполнением административно-управленческих функций.
Установление в законе наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений коррупционного характера, согласуется с положениями Конвенции ООН против коррупции (ратифицирована Российской Федерацией 8 марта 2006 года) и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (подписана Российской Федерацией 27 января 1999 года), которые предусматривают в целях обеспечения выполнения договаривающимися сторонами обязательств по защите демократических институтов и ценностей, предупреждению, искоренению коррупции и формированию антикоррупционной политики установление временного запрета на занятие определенных должностей в публичном и частном секторах лицами, осужденными за преступления коррупционного характера.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Скворцова Николая Борисовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Судья-секретарь |
Ю.М. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 16 февраля 2006 г. N 64-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Скворцова Николая Борисовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 47 Уголовного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части первой статьи 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктом 3 статьи 20 и абзацем шестым пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был