Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 26 апреля 2006 г. N 26-Г06-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании 26 апреля 2006 г. гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Ингушетия о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня принятия статьи 3 Закона Республики Ингушетия N 41-РЗ от 31 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности" по кассационной жалобе Народного Собрания Республики Ингушетия на решение Верховного суда Республики Ингушетия от 31 января 2006 г., которым заявление заместителя прокурора Республики Ингушетия удовлетворено. Статья 3 Закона Республики Ингушетия N 41-РЗ от 31 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности" в части слов "согласно нормативам, установленным Правительством республики, в пределах утвержденных норм потребления газа на отопление одного квадратного метра жилья и утвержденного федерального стандарта социальной нормы площади жилья" признана недействующей со дня принятия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П.В.Н., объяснения представителя Народного Собрания Республики Ингушетия В.В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Заместитель прокурора Республики Ингушетия обратился в суд с заявлением о признании статьи 3 Закона Республики Ингушетия N 41-РЗ от 31 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности" в части слов "согласно нормативам, установленным Правительством республики в пределах утвержденных норм потребления газа на отопление одного квадратного метра жилья" противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня принятия.
В соответствии со статьей 3 указанного закона Республики Ингушетия специалистам, указанным в статье 2 настоящего Закона (специалисты, работающие и проживающие в сельской местности (поселках городского типа): педагогические работники образовательных учреждений, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, специалисты, работающие в сфере социального обслуживания населения), работающим и проживающим в сельской местности, предоставляются следующие виды социальной поддержки: оплата занимаемой жилой площади в пределах утвержденного федерального стандарта социальной нормы площади жилья (но не более фактически занимаемой площади); бесплатное предоставление газа на время отопительного сезона (6 месяцев) согласно нормативам, установленным Правительством Республики Ингушетия, в пределах утвержденных норм потребления газа на отопление 1 квадратного метра жилья и утвержденного федерального стандарта социальной нормы площади жилья (но не более фактически занимаемой площади); бесплатное предоставление электроэнергии в пределах, утвержденных Правительством Республики Ингушетия, нормативов потребления.
В обоснование заявления заместитель прокурора Республики Ингушетия указывал, что в соответствии с данной статьей закона специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, бесплатно предоставляется природный газ согласно нормативам, установленным Правительством республики, в пределах утвержденных норм потребления газа на отопление одного квадратного метра жилья и утвержденного федерального стандарта социальной нормы площади жилья, что противоречит пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статье 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Народное Собрание Республики Ингушетия. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействующей со дня принятия статьи 3 Закона Республики Ингушетия N 41-РЗ от 31 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности" в части слов "согласно нормативам, установленным Правительством республики, в пределах утвержденных норм потребления газа на отопление одного квадратного метра жилья и утвержденного федерального стандарта социальной нормы площади жилья", суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заместителем прокурора положение противоречит действующему федеральному законодательству.
Согласно подпунктам "е" и "к" статьи 72 и подпунктам 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду подпункт "е" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ
Пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г. (с последующими изменениями) "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения им пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. (с последующими изменениями) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.
При этом статья 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что для перечисленных категорий работников льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставляются без каких-либо ограничений и норм.
Следовательно, федеральное законодательство не предусматривает предоставление педагогическим работникам права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках с каким-либо ограничением.
Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не являются основанием к отмене решения суда.
В то же время, Судебная коллегия полагает возможным уточнить принятое судом решение о признании статьи 3 Закона Республики Ингушетия N 41-РЗ от 31 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности" в части слов "согласно нормативам, установленным Правительством республики, в пределах утвержденных норм потребления газа на отопление одного квадратного метра жилья и утвержденного федерального стандарта социальной нормы площади жилья" недействующей, распространив его только в отношении педагогических работников образовательных учреждений.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Ингушетия от 31 января 2006 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Народного Собрания Республики Ингушетия - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения и признать статью 3 Закона Республики Ингушетия N 41-РЗ от 31 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности" в части слов "согласно нормативам, установленным Правительством республики, в пределах утвержденных норм потребления газа на отопление одного квадратного метра жилья и утвержденного федерального стандарта социальной нормы площади жилья" недействующей в отношении педагогических работников образовательных учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 апреля 2006 г. N 26-Г06-4
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)