Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 6 апреля 2006 г. N 03-01-14/2-139
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ФНС России от 30.01.2006 N 07-4-03/0382 о разъяснениях по Приказу Минфина России от 17 января 2006 г. N 9н "О порядке приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок" (далее - Порядок) и сообщает следующее.
1. В отношении применения НДС и порядка оформления счетов-фактур при отгрузке федеральных специальных марок через территориальные налоговые органы организациям, осуществляющим производство алкогольной продукции, следует отметить.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Согласно положениям Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" федеральные специальные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, в территориальном налоговом органе на условиях их предварительной оплаты.
В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2010 г. N 106, федеральные специальные марки приобретаются организациями в территориальном органе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
Кроме того, пунктом 6 Порядка установлено, что федеральные специальные марки приобретаются организацией, осуществляющей производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, в управлениях ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения организации или ее обособленного подразделения, указанного в лицензии на производство и оборот алкогольной продукции.
При этом на основании пункта 7 Порядка управления ФНС России по субъекту Российской Федерации и межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам выдают организациям марки, полученные территориальными налоговыми органами от Объединения "Гознак" (организация-изготовитель).
Таким образом, территориальный налоговый орган является уполномоченным органом, на которого законодательством Российской Федерации возложены исключительные полномочия по оказанию услуг по выдаче организациям федеральных специальных марок, которые не признаются объектом налогообложения.
Вместе с тем согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса операции по реализации федеральных специальных марок признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Поэтому реализация федеральных специальных марок организациями-изготовителями подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров определяется как стоимость этих товаров без включения в них налога на добавленную стоимость.
При этом согласно пункту 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму налога.
Учитывая изложенное, при определении размера суммы денежных средств, перечисляемых организациями, осуществляющими производство алкогольной продукции, на счет территориального органа Федерального казначейства на условиях предварительной оплаты за марки, стоимость марок, исчисленную исходя из цены марки, установленной пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785 без учета налога на добавленную стоимость, следует увеличить на соответствующую сумму этого налога.
На основании пунктов 3 и 8 Порядка организация, осуществляющая производство алкогольной продукции, перечисляет денежные средства на счет территориального органа Федерального казначейства с отражением на лицевых счетах, открытых территориальным налоговым органам, а территориальные налоговые органы перечисляют указанные денежные средства на счет организации - изготовителя марок.
Учитывая указанный порядок расчетов при приобретении марок, организациям, осуществляющим производство алкогольной продукции, следует перечислять денежные средства на счет территориального органа Федерального казначейства с учетом налога на добавленную стоимость, эти денежные средства, соответственно, территориальным налоговым органам следует перечислять их на расчетный счет организации - изготовителя марок также с учетом налога.
Кроме того, на основании пункта 10 Порядка в случае отказа от приобретения ранее оплаченных марок организация - изготовитель марок осуществляет возврат денежных средств с учетом налога на счет органа Федерального казначейства с отражением на лицевом счете территориального налогового органа, а территориальный налоговый орган перечисляет данные денежные средства также с учетом налога на счет организации, осуществляющей производство алкогольной продукции.
Относительно порядка выставления счетов-фактур следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом, организация - изготовитель марок при направлении марок территориальному налоговому органу выставляет счета-фактуры территориальному налоговому органу. При этом первый экземпляр счета-фактуры направляется в территориальный налоговый орган одновременно с марками.
Поскольку согласно Порядку территориальные налоговые органы выдают марки конкретной организации, осуществляющей производство алкогольной продукции, с одновременным оформлением счета-фактуры на выдаваемые марки, полагаем возможным счета-фактуры оформлять в нижеследующем порядке.
Территориальный налоговый орган при выдаче марок организации, осуществляющей производство алкогольной продукции, переоформляет счета-фактуры от своего имени без регистрации их в книге продаж. При этом счета-фактуры, полученные территориальным налоговым органом от организации - изготовителя марок, хранятся в журнале учета полученных счетов-фактур без регистрации их в книге покупок.
2. В отношении формы и порядка организации взаимодействия территориальных налоговых органов с ФГУП "Гознак" следует отметить, что вопросы организаций изготовления и поставки территориальным налоговым органам федеральных специальных марок, не урегулированные нормативно-правовыми актами, могут быть урегулированы в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В частности, для решения указанных вопросов считаем целесообразным заключить соответствующий договор.
3. В отношении организации учета федеральных специальных марок образца, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 Требований к образцам федеральных специальных марок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785, следует отметить, что учет оборота указанных образцов федеральных специальных марок может проводиться организациями по формам Журналов, утвержденных Порядком, с учетом таблицы соответствия федеральных специальных марок, доведенных до исполнения территориальным налоговым органам письмом ФНС России от 09.02.2006 N ШТ-6-07/141@.
4. В отношении письма ФНС России от 27.12.2005 N САЭ-15-07/1546 сообщаем, что вопросы учета денежных средств, поступающих от приобретения федеральных специальных марок, урегулированы Порядком.
Просим довести позицию Департамента до территориальных налоговых органов.
Директор Департамента |
М.А. Моторин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками, которые приобретаются производителями алкогольной продукции, в территориальном налоговом органе на условиях предоплаты.
Организация - изготовитель марок при направлении марок территориальному налоговому органу выставляет ему счета-фактуры. Территориальный налоговый орган при выдаче марок организации, осуществляющей производство алкогольной продукции, переоформляет счета-фактуры от своего имени без регистрации их в книге продаж. При этом счета-фактуры, полученные территориальным налоговым органом от организации - изготовителя марок, хранятся в журнале учета полученных счетов-фактур без регистрации их в книге покупок.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 апреля 2006 г. N 03-01-14/2-139
Текст письма опубликован в журнале "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", июнь 2006 г., N 12