Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 апреля 2006 г. N 7-Г06-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Ивановской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановления Администрации Ивановской области от 1 декабря 2005 года N 180-па "Об утверждении Порядка и объемов предоставления донорам бесплатного питания в день сдачи крови и размера денежной компенсации на приобретение питания"
по кассационному представлению прокурора, участвовавшего в деле, на решение Ивановского областного суда от 11 января 2006 года, которым в удовлетворении заявления прокурору отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П., объяснения представителей Губернатора Ивановской области З., Т., возражавших против удовлетворения кассационного представления, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Г., полагавшей решение суда отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
1 декабря 2005 года Администрацией Ивановской области принято и Губернатором области подписано Постановление N 180-па "Об утверждении Порядка и объемов предоставления донорам бесплатного питания в день сдачи крови и размера денежной компенсации на приобретение питания".
Постановление официально опубликовано в "Собрании законодательства Ивановской области" за N 23 (281) от 15 декабря 2005 года.
Пунктом 1 названного Постановления утверждены Порядок и объемы предоставления донорам бесплатного питания в день сдачи крови (Приложение N 1 к Постановлению).
Пунктом 2 Постановления установлен размер денежной компенсации на приобретение питания (Приложение N 2 к Постановлению).
Прокурор Ивановской области обратился в Ивановский областной суд с заявлением о признании указанного Постановления Администрации Ивановской области противоречащим федеральному законодательству и недействующим, ссылаясь на то, что пункты 4, 5, 6 Порядка и объемов представления донорам бесплатного питания в день сдачи крови (Приложение N 1), устанавливающие порядок и сроки выплаты донору денежной компенсации на приобретение питания, и Приложение N 2 к Постановлению не соответствуют требованиям Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 года N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), которым возможность замены питания доноров выплатой им денежной компенсации не предусмотрена.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в кассационном представлении просит прокурор, участвовавший в деле, полагая, что при вынесении решения суд неправильно применил нормы действующего материального права РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частей 1 и 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 9 июня 1993 года N 5142-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) "О донорстве крови и ее компонентов" в день сдачи крови донор обеспечивается бесплатным питанием за счет средств бюджета, осуществляющего финансовое обеспечение организации здравоохранения, занимающейся заготовкой донорской крови.
Аналогичное положение содержится и в ст. 2 Закона Ивановской области от 24 декабря 2004 года N 187-03 (в редакции Закона Ивановской области от 25 октября 2005 года N 145-03) "О донорстве крови и ее компонентов в Ивановской области", которая устанавливает, что бесплатное питание в день сдачи крови предоставляется донору в виде легкого завтрака, выдаваемого до сдачи крови, и выплаты денежной компенсации на приобретение питания, производимой после сдачи крови. Порядок и объем предоставления донорам бесплатного питания в день сдачи крови и размер денежной компенсации на приобретение питания утверждается Администрацией Ивановской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое Постановление Администрации Ивановской области принято во исполнение Закона Ивановской области от 24 декабря 2004 года N 187-03 и требованиям приведенного выше Федерального закона об обеспечении донора бесплатным питанием соответствует.
При этом суд правомерно исходил из того, что федеральным законом вопросы порядка и объема предоставления донору бесплатного питания не урегулированы, в связи с чем субъект Российской Федерации вправе регулировать их самостоятельно.
Кроме того, согласно ст. 2 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" решение вопроса о том, что каким именно бесплатным питанием должен обеспечиваться донор, к компетенции Российской Федерации не отнесено.
В подтверждение своей правовой позиции суд обоснованно сослался также на положения ст. 11 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", предоставляющей органам государственной власти субъектов Российской Федерации право в пределах их компетенции и имеющихся средств принимать решения о дополнительных мерах социальной поддержки, не предусмотренных данным Федеральным законом, для указанных в Законе категорий граждан.
Таким образом, положения оспариваемого Постановления Администрации Ивановской области о выплате донорам денежной компенсации на приобретение питания наряду с обеспечением их бесплатным питанием соответствуют изложенным выше требованиям действующего федерального законодательства.
Утверждения в кассационном представлении о том, что оспариваемое Постановление Администрации Ивановской области фактически заменяет обеспечение донора бесплатным питанием выплатой ему денежной компенсации, правильными признаны быть не могут, поскольку опровергаются содержанием указанного Постановления и утвержденных им Порядка и объемов предоставления донорам бесплатного питания, из п.п. 2, 3, 4 которых следует, что донору в день сдачи крови предоставляется как бесплатное питание, так и денежная компенсация на его приобретение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ивановского областного суда от 11 января 2006 года - оставить без изменения, кассационное представление прокурора, участвовавшего в деле, - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 апреля 2006 г. N 7-Г06-5
Текст определения официально опубликован не был